Главная > Выпуск № 10 > «СловоNova»: «стихи, без которых нельзя обойтись»

Юлия Даниленко

«СловоNova»:
«стихи, без которых нельзя обойтись»

          В Перми 17 – 20 декабря состоялся масштабный фестиваль современной поэзии – «СловоNova», участниками которого стали  более тридцати пишущих по-русски поэтов из разных стран, в том числе наиболее известные поэты Перми и Урала, а также музыканты и художники.
 
По замыслу организаторов (декан филологического факультета ПГПУ Марина Абашева, арт-директор театра "Сцена-Молот" Эдуард Бояков, поэт и критик Станислав Львовский), фестиваль призван был продемонстрировать многогранность и многоплановость современной поэзии.
 
Потому структура фестиваля включила в себя разнообразные форматы предъявления поэтического слова: от традиционных авторских читок, академических лекций, творческих вечеров до клубных поэтических программ, концертов и даже спектаклей, поставленных по поэзии.
Запланированный еще летом фестиваль, совершенно неожиданно пришелся на дни траура в Перми после трагедии в клубе «Хромая лошадь». После долгих раздумий, организаторы приняли решение не отменять и не переносить сроки фестиваля, поскольку познание поэзии – это отнюдь не увеселительное мероприятие, а скорее наоборот – чрезвычайно серьезное занятие с онтологическими и даже мемориальными обертонами.
Открытие фестиваля собрало полный зал Пермского академического Театра-Театра, что бывает не на всякой премьере.
 
Аншлаг на поэтических чтениях стал показателем уместности и необходимости подобного рода мероприятий – Пермь готова к диалогу с современным искусством.
 
На открытии фестиваля аудиторию приветствовали организаторы и кураторы проекта: директор Музея современного искусства PERMM Марат Гельман, министр культуры Пермского края Борис Мильграм, декан филологического факультета Пермского государственного педагогического университета Марина Абашева, поэт, куратор фестиваля Станислав Львовский, Арт-директор театра «Сцена-Молот» Эдуард Бояков.
 
Минутой молчания и мемориальной поэтической композицией почтили память погибших в Перми 5 декабря.
 
Основной же программой открытия стала поэтическая композиция в исполнении Вениамина Смехова. Зрителям был представлен своего рода поэтический спектакль, где главным героем стал язык современной поэзии.
Вениамин Смехов прочел стихи Велимира Хлебникова, Иосифа Бродского, Игоря Северянина, Дмитрия Пригова, а также стихи современных поэтов – участников фестиваля: Виталия Кальпиди, Тимура Кибирова.
 
Разнонаправленная, стилистически и тематически многообразная современная поэзия прозвучала на фестивале яркой полифонией, внятным диалогом различных голосов и интонаций.
 
Так, прочитанные В.Смеховым на открытии фестиваля тексты Д.Пригова, были прокомментированы Александром Скиданом в рамках открытой лекции «Голем советикус: Пригов как Брехт и Уорхол», которую он прочитал студентам-филологам Пермского государственного педагогического университета, а также всем желающим.
 
 
Своими впечатлениями от увиденного делятся студенты филологического факультета ПГПУ:
«Начал лекцию Александр Скидан со своих стихотворений на смерть Дмитрия Александровича Пригова. В этих стихах всё: и признание таланта Пригова, и горечь утраты, и суть гения, и контекст, и подтекст, и интертекст. Стихи, написанные человеком, считавшим Пригова, можно сказать, своим литературным отцом, учителем, наставником, звучали естественно, вдохновенно, почтительно. Он не умер, а "перешел в другое состояние", – говорил Скидан. Эти стихи в качестве эпиграфа выбраны не случайно – они отражают многогранную творческую личность Пригова, подчеркивают его заслуги, вписывают его в контекст современного литературного процесса.
 
Почему «Голем советикус» (полное название «Голем советикус, или Пригов, как Брехт и Уорхолл») автор сразу пояснил: так назывался перфоманс, проводимый на выставке в Берлине, где и принимал участие Д.А. Пригов. В этой фразе подчеркнуты параллели с незаурядной театральностью Брехта и мастерским шоуменством Уорхолла. Этой главной линии и придерживался Скидан, повествуя о Пригове. Доказательно и убедительно лектор шаг за шагом показывал неслучайность сопоставления этих трёх великанов искусства, трех гениев, в очередной раз перевернувших мир. Пригов был показан со стороны очевидца, свидетеля, друга. Поэтому все аргументы и доводы Скидана были понятны и прочувствованы всеми слушателями.
 
Скидан закончил – зал аплодировал – душа ликовала, ликовала за умных и талантливых, за постигающих и постигших, за обретающих и обретших... поэзию, литературу, жизнь!» (Евгений Чащинов, студент 3 курса ПГПУ)
 
Свое видение поэтической картины современности представил также Дмитрий Кузьмин в своей лекции «Ростки и ветви. Русская поэзия в начале нового века».
 
 
Дмитрий Кузьмин и Станислав Львовский
 
 
Впечатления студентов:
«Меня удивил подход Дмитрия Кузьмина к современной поэзии. Он не просто рассказал нам о направлениях в поэзии нового времени, но и великолепно читал стихи. В голове прочно отложилось его сравнение поэзии с деревом. Например, советскую литературу он сравнил с деревом без листьев, с одним стволом. Благодаря лекции Д.Кузьмина я открыла для себя имена ранее не знакомых мне современных поэтов, таких как Станислав Львовский, например» (Студентка филфака ПГПУ, 2 курс).
 
 
«Фестиваль “СловоNova” – это отличный способ молодым поэтам проявить себя, а также это свежий взгляд на современное искусство. Проведенный Дмитрием Кузьминым мастер-класс доказывает это. Он провел аудиторию по временной шкале: от начала становления поэзии и до нашего времени.
 
Меня удивила “едва скользящая рифма” стихов Станислава Львовского. Я иногда пишу стихи и при этом стараюсь “соблюдать рифму”, как русские классики, поэтому его стихи так заинтересовали меня. Самыми обычными, часто употребляемыми словами, без особых нагромождений, лишь путающих мысли слушателей, он описал чувства, переживания, реальность. Особенно мне понравился отрывок про апельсин. С помощью этого маленького оранжевого кружочка он выразил и любовь, и радость, и благодарность. Апельсин был и “солнышком”, и просто фруктом. В его стихах я увидела прямое выражение чувств, отображение “чистой” реальности, которую он видит, без всяких “заморочек” и излишних “фишек”.
 
В целом лекция была очень познавательна. Мне, как начинающей поэтессе, было очень интересно побывать на таком мероприятии, увидеть “современных творцов” вживую, послушать их советы и просто с пользой провести время» (Каримуллина Софья, студентка филфака ПГПУ, 1 курс)
 
 
Завершил краткий курс лекций Илья Кукулин.
 
 
Обозначенные на лекциях тенденции современной поэзии были представлены на самом фестивале, а названных в лекциях авторов можно было увидеть и услышать в Музее современного искусства.
 
В общей сложности было представлено около двадцати поэтических программ.
 
Свои стихи читали как мэтры современной поэзии, такие как Сергей Гандлевский, Лев Рубинштейн, Тимур Кибиров, Алексей Цветков, Игорь Померанцев, так и молодые, но уже признанные – Дмитрий Кузьмин, Сергей Тимофеев, Анна Русс, Евгения Лавут, Линор Горалик, а также начинающие: Дарья Тамирова, Юрий Куроптев, Анна Пепеляева и многие другие.
 
 
 
Сергей Гандлевский                                Сергей Тимофеев
  
 
Особенно отчетливо прозвучала уральская нота фестиваля. Как верно отметила Марина Абашева, Пермь готова к встрече с поэзией и даже как будто ожидает ее, поскольку еще в начале девяностых фонд «Юрятин» уже познакомил Пермь с основными именами современного литературного процесса. В Перми уже выступали и Д.Пригов, и О.Седакова, и Л.Рубинштейн, и Т.Кибиров. Кроме того, Пермь, Урал обладает собственным мощным культурным ресурсом: имена Алексея Решетова, Виталия Кальпиди, Владимира Лаврентьева, Вячеслава Дрожащих, Вячеслава Ракова представляют самобытную картину поэзии Урала.
 
 
Юрий Куроптев и Владислав Дрожащих
 
На фестивале уральские авторы представляли свою программу.
 
 
18 декабря в «Доме Смышляева» (Библиотека им. Пушкина), состоялся авторский вечер Виталия Кальпиди «В Раю отдыхают от Бога. Новые стихи»:
 
 
Так и хочется сказать: как обычно, вечер прошел с аншлагом, ведь уже традиционно для Перми в Доме Смышляева проходили «юрятинские» литературные среды и не раз здесь выступал и Виталий Кальпиди. Теперь встреча с мэтром уральской поэзии – событие весьма редкое, только для фестиваля поэт сделал исключение, потому желающих вновь (или впервые) увидеть Кальпиди оказалось очень и очень много. Новая встреча прошла на одном дыхании, не помешали даже технические накладки с микрофоном – Кальпиди читал вживую в прямом смысле слова, без микрофона. Первая часть вечера – ранние тексты, ставшие уже классическими, аудитория буквально повторяла за автором, испытывая радость узнавания, возвращения, «дежа-вю». После небольшой дискуссии автор прочел новые тексты, некоторые еще не опубликованные.
 
Космическая сила текстов В.Кальпиди и энергетика живого голоса буквально заворожила аудиторию.
 
 
Впечатления студентов о вечере: «Виталий Кальпиди. К нему нельзя остаться равнодушным. Один раз увидев его, вы влюбитесь или возненавидите… Он цепляет, с ним хочется поговорить, разгадать его, понять… Так кто же такой Виталий Кальпиди? Думаю, на этот вопрос нельзя ответить, даже прочитав все его стихи. Если быть честной, через десять минут после начала выступления Виталия Кальпиди я поняла, что сижу с открытым ртом. Он потряс меня силой своего голоса, интонацией, потрясающей дикцией…» (Шаравьева Варвара, студентка филфака ПГПУ, 2 курс)
 
«Современная поэтическая история пишется на наших глазах, и лет через пятнадцать – двадцать мы будем с гордостью рассказывать о том, как мы «вживую» слышали, как читает свои стихи Виталий Кальпиди!...» (Политова Алена, студентка филфака ПГПУ, 2 курс)
 
19 декабря в том же «Доме Смышляева» состоялся еще один вечер, посвященный уральской поэзии – «Голосовые связки», целью которого было соединить прошлое и настоящее, дать слушателям ощущение целостности уральского текста. Ныне живущие и пишущие поэты читали сначала несколько текстов ушедших авторов – своих друзей, фото которых появлялось на экране во время чтения, а после – читали свои стихи. Виталий Кальпиди прочел стихи Алексея Решетова, Владислав Дрожащих – стихи Дмитрия Долматова, Андрей Санников – тексты Романа Тягунова, Вячеслав Раков – стихи Бориса Гашева:
 
 
Евгения Изварина читала стихи Бориса Рыжего:
 
 
Также пермских, уральских поэтов можно было услышать на их авторских читках в Музее современного искусства. В программе «Ты пойман временем и зреньем» свои стихи читали поэты разных поколений, пермяки В.Дрожащих и Ю.Куроптев. Программу «О любви и времени» представили совсем юные поэтессы из Перми Д.Тамирова и А.Пепеляева.
 
 Впечатления студентов: «“Еще раз о любви и времени”, – именно под таким названием проходило чтение стихов Дарьи Тамировой и Анны Пепеляевой (Пермь). Обе поэтессы молодые, поэтому слушать их было очень интересно. Тамирова и Пепеляева – разные абсолютно, и по характеру стихов, и по манере исполнения. У Ани стихи более возвышенные, девичьи. У Дарьи – наоборот, реалистичные, взрослые. Честно признаюсь, стихи Тамировой понравились больше. Захотелось даже приобрести этот ее знаменитый сборник, изданный поклонниками поэтессы» (Василина Лаврюк, студентка филфака ПГПУ, 2 курс)
 
Безусловно, отдельного внимания заслуживают поэтические спектакли, поставленные в новом театре Эдуарда Боякова «Сцена-Молот» – «Стихи о любви». Для постановок Э.Бояков выбрал женскую поэзию. Три ее лика представляли равно известные и равно несхожие по поэтике авторы: Вера Полозкова, Елена Фанайлова, Вера Павлова. Объединяет этих поэтов лишь гендерный фактор, в остальном же – стилистически, тематически, интонационно – поэзия этих авторов несхожа, разнонаправленна.
 
 
 
 
 
 
Вера Полозкова   Сцена из спектакля
по поэзии Елены Фанайловой
 
Сам формат поэтического спектакля в театре новой драмы – явление привычное уже для московского театра «Практика» Э.Боякова, для широкой же аудитории подобная подача поэзии – явление новое. Задача режиссера – передать драматургию поэзии, ее ритм, интонацию сценическими средствами. Три вечера пермяки и гости фестиваля погружались в неповторимый мир женской поэзии, женских откровений, признаний, секретов и страхов.
 
В целом за дни фестиваля пермяки смогли буквально окунуться в современную поэзию, и можно смело констатировать, что замысел организаторов удался, реализовался в полной мере. На четыре дня заснеженное пространство Перми стало пространством поэзии: причудливым, загадочным, дерзким, порождающим новые смыслы.
 
Фото Анастасии Есаевой,
студентки филфака ПГПУ
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu

К 200-летию
И. С. Тургенева


Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014)
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2004)
Выпуск № 6 (2004)
Выпуск № 5 (2003)
Выпуск № 4 (2003)
Выпуск № 3 (2002)
Выпуск № 2 (2002)
Выпуск № 1 (2001)