Главная > Выпуск № 10 > Знаменитые христианские соборы мира

Галина Толова

Знаменитые христианские соборы мира

На протяжении веков культовые христианские сооружения возводились для прославления величия Бога. Этой идее были подчинены как внешний облик храмов (внушительные размеры, изумительная отделка фасадов, купола, шпили, колокольни), так и внутреннее убранство (колонны, скульптура, росписи, витражи). Красота и грандиозность соборов внушали не только религиозные чувства, но воспитывали самоуважение и самосознание людей.
 
Традиционно сложились два архитектурных типа строительства христианских соборов – базилика и крестово-купольный храм. Первый был создан античностью (отсюда название стиля европейской средневековой архитектуры – Романский) и представляет собой простое прямоугольное строение, разделенное на несколько нефов и завершающееся помещением округлой формы (апсидой), где располагался алтарь. Купол базилики был простой формы, внутреннее убранство достаточно скромным.
 
Со временем базилика уступила место крестово-купольному храму, имеющему в плане форму креста, с большим куполом или шпилем в центре. С начала XII века на смену романскому стилю приходит готика. Конструктивными элементами готического стиля стали – новый тип свода, стрельчатые арки, витражные окна (окно-роза). Интерьер собора стал просторнее, светлее, декоративнее. С наступлением Ренессанса вновь возродился интерес к классическим канонам, которые вполне уживались с предшествующей традицией. Новое Время привнесло в христианское зодчество влияние барокко, классицизма, рококо, и собор как архитектурная форма оказался способен впитать в себя разнообразные художественные веяния.
 
Архитекторы XX века, используя открытия науки, новые технологии и материалы, спроектировали целый ряд выдающихся новаторских сооружений, которые встали в ряд с великими произведениями христианского зодчества прежних веков, являющимися культурным достоянием человечества.
 
О.Нимейер в одном из интервью сказал: «Главное в архитектуре — чтобы она была нова, трогала человека за душу, была полезна ему, чтобы человек мог насладиться ею. Нет архитектуры древней и современной. Есть хорошая или плохая».
 
Предлагаем иллюстрированный рассказ о наиболее интересных христианских храмах. Интересных по-разному: историей, собственной мифологией, красотой внешнего облика, оригинальностью… По понятным причинам отбор материала субъективен (личные впечатления играют не последнюю роль) и неполон, так как рассказать обо всех выдающихся соборах невозможно, как невозможно объять необъятное.
 
СОБОР АЙЯ – СОФИЯ. СТАМБУЛ (Турция)
 
 
Собор Святой Софии – Премудрости Божией, Айя–София (греч. ?γ?α Σοφ?α) бывший патриарший православный собор; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Собор Святой Софии был возведен во времена Императора Юстиниана (483– 565) и вскоре стал шедевром византийского зодчества, символом «золотого века» Византии. Главный собор Империи строили архитекторы Амфимий из Тралл и Исидор из Милета.
 
Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире — вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора 55,6 метров, диаметр купола 31 метр. Собор представляет собой трехнефную базилику с четырехугольным средокрестием, увенчанным гигантским куполом, в плане – это крест 70 на 50 метров. Внутренняя отделка храма продолжалась несколько столетий. Она отличалась особой роскошью: восемь зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе, золоченые мозаики на полу и на стенах. Располагался собор в центре Константинополя рядом с императорским дворцом, сегодня это исторический центр Стамбула. До разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году в соборе хранилась Туринская плащаница.
 
С завоеванием Константинополя турками в 1453 году собор Святой Софии был разграблен и со временем превращен в мечеть Айя–София, окруженную минаретами. Большинство фресок и мозаик сохранились благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой.
 
В 1934 году Святая София получила статус музея и до сих пор им и остаётся.
 
СОБОР СВЯТОГО ПЕТРА. ВАТИКАН (Италия)
 
 
Cобор Святого Петра (Basilica San Pietro) – главный и самый большой католический храм в мире.
 
В 1506 году папа Юлий II приказал заложить новую церковь на месте древней, пришедшей в упадок базилики, построенной императором Константином на месте казни Святого апостола Петра. Элементы фундамента первой постройки можно увидеть сегодня в нижних гротах собора.
 
Строительство велось почти двести лет, менялись архитекторы, проектировщики, художники-оформители (Росселино, Браманте, Рафаэль, Сангалло, Микеланджело, Мадерно), пока архитектурное сооружение в форме греческого креста с великолепным куполом работы Микеланджело не было закончено.
 
 
Главный алтарь под куполом Микеланджело установлен над могилой Св.Петра, где постоянно горят 95 лампад. Над алтарем находится балдахин работы Бернини. Внутри портика над главным входом находится знаменитая лодка, изваянная Джотто еще для старого Собора. По всему периметру храма идут многочисленные капеллы, среди них особо выделяется капелла Пьеты, названная по имени знаменитой скульптурной группы Микеланджело – «Пьета» (Оплакивание Христа).
 
 
Грандиозность Собора Св. Петра подтверждают цифры: внешняя длина Собора составляет 211 метров 50 сантиметров, внутренняя – 186 метров 36 сантиметров. Свод Собора имеет высоту 44 метра. Высота купола внутри – 119 метров. Статуи в нишах имеют высоту 5 метров. Специальная «линейка» на полу внутри собора позволяет сравнивать его размеры с другими известными храмовыми сооружениями. Интересно, что по техническим причинам алтарь главного католического собора обращён не на восток, а на запад.
 
На фасаде с большим центральным портиком выделяются девять балконов, один из которых называется Лоджией Благословения. Именно отсюда римский папа обращается к многочисленным верующим со всего мира в дни религиозных празднеств. Большое количество людей, стекающихся к собору, потребовало создания площади перед ним. В 1656 – 1667 годах она была выстроена по проекту Бернини и до сих пор считается выдающимся произведением градостроительства.
 
КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ДУОМО. МИЛАН. (Италия)
 
 
Миланский собор, посвященный рождеству Богоматери, обычно называют Дуомо (итал. il Duomo). Он третий в Европе по величине после римского Собора Св. Петра и лондонского Собора Св. Павла. Он строился более четырехсот лет: фундамент был заложен в 1386 году, закончили строительство в XIX веке. 
 
 
Внешняя длина собора – 157 метров, ширина - 92 метра. Крышу собора украшают 135 шпилей, похожих на гребень, на вершине установлена четырехметровая позолоченная статуя Богоматери. 
 
 
Храм богато декорирован: одних скульптур в нем – 3400. Любопытно, что расположенные на фасаде женские фигуры (центральный балкон) считаются прообразом американской статуи Свободы. Пять массивных входных дверей покрыты бронзовыми рельефами на евангельские сюжеты. 52 фундаментальные колонны, символизируя количество недель в году, поддерживают величественные своды. Готические витражные окна и два органа завершают общую картину торжественной величественности и масштабной роскоши. 
 
 
 
СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ. ПАРИЖ (Франция) 
 
 
Легендарный Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris) — духовное и географическое «сердце» Парижа: на площади перед собором находится бронзовая табличка «Нулевой километр», отмечающая расстояние от Парижа до любого другого города Франции. Здесь, посреди Сены, на острове Сите, с которого начался сам город, вначале располагался галло – римский храм Юпитера, затем – базилика Святого Стефана.
 
Строительство Собора Нотр Дам началось в 1163, при Людовике VII Французском.
 
Главный алтарь собора освятили в мае 1182 года, неф здания был практически закончен к 1196 году. Около 1200 года началось строительство западного фронтона с двумя башнями, которые были закончены в 1245, а весь собор — в 1345 году.
 
Величественный фасад разделён по вертикали на три части пилястрами, а по горизонтали — на три яруса галереями. Нижний ярус имеет три глубоких портала. Над ними идёт аркада – печально известная Галерея Королей: двадцать восемь статуй, представляющих царей древней Иудеи. Интерьер богато украшен витражами. Собор способен вместить 6000 человек.
 
 
Множество деталей фасада дают возможность долго разглядывать их, наслаждаться видом каменных кружев Собора.
 
Один из лучших видов на собор открывается с набережной левого берега Сены. 
 
 
С XVII столетия для Собора Парижской Богоматери наступили тяжелые испытания: при Людовике XIV были разрушены витражи, восставший народ во времена Великой французской революции и Парижской коммуны низверг статуи царей с главного фасада, разграбил церковные сокровища, превратил храм в винный склад.
 
При Наполеоне в 1802 году собор был возвращен церкви и вновь освящён, однако продолжал находиться в плачевном состоянии. Возникла даже идея снести его, но возрожденный романтиками интерес к готике и необычайная популярность романа Гюго «Собор Парижской Богоматери» способствовали созданию движения за восстановление собора. Реставрация началась в 1841 году под руководством архитектора Виоле ле Дюка.
 
Собор Парижской Богоматери постепенно приобрел тот вид, который имеет сегодня. Он притягивает людей со всего мира и известен даже тем, кто никогда не был в Париже.
 
СОБОР ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ И СВЯТОГО ПЕТРА. КЁЛЬН (Германия) 
 
 
Кёльнский Собор Пресвятой Богородицы и Святого Петра – один из главных католических храмов Германии, ярчайший образец европейской готической архитектуры.
 
Строительство этого шедевра началось в 1248 году на месте старого романского собора. В 1164 г. канцлер императора Фридриха Барбароссы Райнальд фон Дассель, одержав победу над Миланом, вывез из него мощи Трех Королей (в православной теологии – Трех Волхвов: Каспара, Мельхиора и Бальтазара ). Этот факт определил авторитет Кёльна в христианском мире, сделал его оплотом католицизма в лютеранской Германии.
 
Романская постройка, не вмещавшая толпы паломников, жаждущих приобщиться к святыне, должна была уступить место грандиозному готическому сооружению – невиданному по тем временам пятинефному храму с пронзающими небо шпилями, стрельчатыми арками, витражами.
 
В первый период были возведены хоры, части нефа и южная башня. В 1560 году строительство собора остановилось и возобновилось лишь в 1842 году. Возведен собор в 1880 году. Правда, строительные и реставрационные работы в соборе идут до сих пор. Существует поверье, что конец света наступит, как только будет достроен Кёльнский собор. 
 
 
Главная святыня собора (мощи Волхвов) хранится в великолепном золотом ковчеге
 
В соборе установлено чудотворное распятие, выполненное около 975 года, являющееся древнейшим из монументальных распятий в Европе. Оно послужило прообразом для множества изображений распятого Христа.
 
Собор знаменит своими колоколами – их четыре: самый большой называется «Петер», он весит 24 тонны. Старинный колокол «Претиоза», что значит «изысканная», отличается изумительно чистым голосом. Башни колоколен поднимаются на стометровую высоту. 
 
 
Вид Кёльнского Собора сверху производит потрясающее впечатление.
 
ХРАМ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО. МОСКВА (Россия) 
 
 
С Храмом Василия Блаженного связано множество легенд, опровергнуть которые или, напротив, доказать их истинность не представляется возможным. Да и не в том дело.
 
Некогда у Москвы-реки, на возвышенности рядом со рвом, окружавшим средневековый Кремль и засыпанным в XIX веке, стоял белокаменный храм Троицы, где был погребен самый чтимый на Руси юродивый – Василий Блаженный. Позднее по велению царя Ивана Грозного и по благословению митрополита Макария, вокруг стали возводиться новые церкви в память событий Казанского похода. Комплекс был назван собором Покрова Богородицы, в просторечии — храмом Покрова на рву.
 
В конце XVI века над могилой Василия Блаженного построили церковь, освященную его именем. Одна из легенд утверждает, что храм этот Иван Грозный строил в честь своего отца, великого князя Василия III. И будто бы он заявил: «Меня-то народ и без церквей тысячу лет будет помнить, а я хочу, чтобы и родителя моего помнили».
 
Другая легенда свидетельствовала, что церковь повторяет в некоторых деталях казанскую мечеть Кул-Шарифа, разрушенную во время штурма, или несет в себе ее зашифрованный образ.
 
Собор Василия Блаженного являет собой симметричный ансамбль из восьми столпообразных церквей, окружающих девятую — самую высокую, — увенчанную шатром. Центральная церковь посвящена празднику Покрова Богоматери, поскольку именно в этот день Казань была взята приступом. Приделы соединены друг с другом системой переходов. Столпообразные церкви увенчаны луковичными куполами, ни один из которых по архитектурному убранству не повторяет другие. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами и нишами. В целом собор создает ощущение нарядности и удивительной праздничности. 
 
 
В Храме Василия Блаженного девять иконостасов, в которых находится около 400 икон, представляющих лучшие образцы новгородской и московской иконописных школ. Стены собора оформлены масляной живописью и фресками XVI-XIX веков.
 
Необыкновенная яркая красота собора породила легенду об ослеплении мастеров Бармы и Постника, создавших это чудо, чтобы они не построили больше ничего подобного.
 
Храм, являющийся истинным символом Москвы и России, выдержал несколько попыток разрушения и выстоял.
 
СОБОР СВЯТОГО СЕМЕЙСТВА. БАРСЕЛОНА (Испания) 
 
 
Собор Святого Семейства (Саграда Фамилиа) – строится уже больше ста лет, он был заложен в 1882 году. Через год ответственность за строительство собора принял на себя молодой архитектор Антонио Гауди. Он не имел готового проекта и начал с перестройки уже возведенных частей собора.
 
Гауди был великим импровизатором, относившимся к своим творениям, как к живым существам, которые должны расти естественно и свободно, как деревья, ветки, листья. По этому поводу он говорил, что «все части дерева растут органично и кажутся прекрасными, потому что создал их один художник – Бог». Витальные и одновременно фантасмагорические сооружения Гауди казались современникам невозможными. Сегодня в век компьютеров была подтверждена научная правильность интуитивных инженерных решений архитектора. 
 
 
В настоящее время схема собора напоминает латинский крест с пятью нефами и полукруглым изголовьем из трех основных фасадов, посвященных рождению, страстям и славе Христа. Только первый был построен при жизни Гауди. Два других доводились по его чертежам другими архитекторами и скульпторами. Проект предполагал восемнадцать башен – колоколен, символизирующих двенадцать апостолов, четырех евангелистов, Богоматерь и Иисуса. 
 
 
Гауди понимал, что у него вряд ли хватит времени, чтобы завершить дело всей его жизни. Поэтому он в последние годы отступил от своего принципа и стал делать эскизы и чертежи для тех, кто придет после него. Много было споров, следует ли продолжать строительство. Победили те, кто считал, что великий замысел мастера должен быть воплощен.
 
Украшенные резьбой, лепкой, скульптурами, керамической плиткой высокие башни Саграда Фамилиа стали эмблемой Барселоны.
 
СОБОР ЛАС – ЛАХАС. КОЛУМБИЯ 
 
 
В Колумбии, недалеко от границы с Эквадором, в каньоне реки Гуаитара, прямо на мосту возвышается собор Las Lajas Cathedral. Он построен вблизи того места, где согласно легенде находилась пещера, которую местные жители обходили стороной, но где однажды произошло чудо явления Богородицы бедной женщине Марии и ее глухонемой дочери Розе. Богоматерь не только исцелила девочку, но и вернула к жизни, когда та неожиданно заболела и умерла. На каменной стене появилось нерукотворное изображение женщины с младенцем на руках. С тех пор в чудотворную пещеру стали стекаться паломники из Колумбии и Эквадора. Возле нее построили небольшую часовню, куда приносили свечи и цветы в дар Богородице.
 
В 1916 году на пожертвования прихожан началось строительство удивительного храма, напоминающего замок-крепость в готическом стиле.  
 
  
Икона на камне – алтарный образ и главная реликвия собора – привлекает и сегодня огромное количество верующих. Наскальный рисунок никогда не реставрировали, однако он поражает яркостью красочного слоя, якобы пропитывающего камень на глубину более метра.
 
ЦЕРКОВЬ НЕПОРОЧНОГО ЗАЧАТИЯ ДЕВЫ МАРИИ. ПАНАДЖИ (Гоа) 
 
 
В XVI веке на месте современного храма стояла часовня. Здесь моряки-христиане с заходивших в порт судов обращались с молитвами к Деве Марии, благодарили ее за удачное окончание опасного морского путешествия в Индию.
 
В 1619 году церковь была перестроена, появились две башни, колокольня с большим колоколом. Фасад оформлен в барочном стиле. К зданию ведет резная многопролетная лестница. С XVII столетия облик храма не менялся.
 
На фоне вечно голубого неба белоснежная ажурная церковь выглядит невесомой, будто парящей в воздухе.
 
ЦЕРКОВЬ БОГОМАТЕРИ НА ВЫСОТАХ. РОНШАН (Франция) 
 
 
Церковь Богоматери на высотах (Notre-Dame-du-Haut) во французском городе Роншане поражает своей необычностью. Она построена в 1955 году по проекту выдающегося архитектора-авангардиста Ле Корбюзье.
 
Внешне простая, пуристически лаконичная и вместе с тем брутальная, она удивительно гармонично вписана в ландшафт. Алтарь расположен так, что его видно как изнутри, так и снаружи. При большом скоплении людей службу можно проводить на открытом воздухе. 
 
 
Роншан – город горняков, и в сооружении Корбюзье есть что-то катакомбное, первозданное, заставляющее вспомнить святилища первых христиан.
 
Одним капелла напоминает корабль с мачтой и парусом, другим – деревенскую хижину, крытую соломой, только соломой бетонной…
 
Основной строительный материал Нотр Дам дю О – бетон, способный принимать любые формы, менять фактуру поверхности.
 
Склонный к минимализму Корбюзье отбрасывает все лишнее, не злоупотребляет деталями. Единственное «украшение» церкви – свет, льющийся сверху, из невидимого окна и витражных окон, создающих непередаваемый эффект свечения. 
 
 
Знаменательно, что в авангардном произведении Корбюзье прочитываются цитаты-отсылки к романике и готике – традиционным стилям европейской христианской архитектуры.
 
КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР. БРАЗИЛИА (Бразилия)  
 
  
Главный город Бразилии – Бразилиа – создан по проекту еще одного выдающегося архитектора XX века – Оскара Нимейера. Его называют «последним модернистом», который, несмотря на преклонный возраст (102 года), продолжает работать.
 
Футуристический город, выросший за три года буквально на пустом месте, заслужил имя «первой столицы современной цивилизации», поскольку воплотил многовековую идею идеального города. Его официальное открытие состоялось 21 апреля 1960 года.
 
Кафедральный собор столицы Бразилии считается выдающимся творением Нимейера и достижением архитектурной мысли своего времени. Собор имеет в плане форму круга, символизирующего терновый венец Христа. Он ошеломляет неожиданными формами, непривычными применительно к культовому сооружению. Дерзкие линии изогнутых колонн взметнулись в небо, напоминая то ли факел, то ли инопланетный корабль… 
 
 
Над поверхностью земли виден лишь причудливый купол из бетона и витражного стекла, основные помещения собора размещены под землей. Интерьер украшен большими скульптурами ангелов, словно парящих в воздухе.  
 
 
Архитектор однажды сказал: «Меня манит свободно изогнутая и чувственная линия. Та линия, которая напоминает мне горы моей страны, причудливые изгибы рек, высокие облака, тело любимой женщины».
 
При этом романтик и утопист Нимейер считал, что художник должен не воспроизводить действительность, а пересоздавать ее, руководствуясь идеями творческой свободы, индивидуального таланта, фантазии и политической воли.
 
ЧАСОВНЯ РОЗЕР. ВАНС (Франция) 
 
 
Часовня Розер (Капелла Четок) в городе Вансе построена в 1949—1951 годах по проекту Анри Матисса.
 
Более чем скромная снаружи церковь необычайно красива и изысканна внутренним убранством, подчиненным четкому художественному замыслу. Художник говорил: «В капелле для меня главной задачей было найти равновесие между плоскостью, излучающей свет, и красками на пустой стене, украшенной черными контурами по белому…» 
 
 
Внутренние стены часовни покрыты графическими рисунками, изображающими Богоматерь с младенцем Иисусом, крестный путь и Св. Доминика, поскольку часовня принадлежит доминиканскому ордену.
 
Стены белые, алтарь и плиты пола золотистые. Узкие и высокие окна украшены витражами, где контрастируют два цвета – синий и желтый. В окнах за алтарем цветной арабеск разнообразнее: темно-синий, изумрудный, оранжевый, желтый; отблески цветных пятен ложатся на пол ярким ковром. 
 
 
Каменный алтарь, керамическая плитка, одежды для богослужений, бронзовый крест на крыше – все выполнено по эскизам Матисса.
 
Часовня производит впечатление красочной гармонии, воплощающей не аскетизм, не мистицизм, а радость и полноту жизни.
 
ЦЕРКОВЬ ХАЛЛГРИМУРА. РЕЙКЬЯВИК (Исландия)
 
 
Церковь Халлгримура (исл. Hallgrímskirkja) – лютеранская церковь в столице Исландии – Рейкьявике.
 
Это удивительное сооружение, самое высокое в городе, видно на расстоянии более двадцати километров.
 
Церковь названа в честь национального поэта и духовного лидера XVII века Халлгримура Петерссона. Проект церкви был разработан в 1937 году, строительные работы начались в 1945 году, а закончились в 1986 году.
 
По замыслу архитектора Г.Самюэльсона сооружение символизирует извержение вулкана, внешний облик собора напоминает вырывающийся из недр земли столп лавы.
 
При такой апокалипсической задумке здание выглядит чрезвычайно легким как снаружи, так и внутри. Есть в этой башне что-то космическое, ирреально-фэнтезийное в духе Толкина.
 
Предпринятое нами путешествие как нельзя лучше демонстрирует движение времени и связь времен. 
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu

К 200-летию
И. С. Тургенева


Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014)
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2005)
Выпуск № 6 (2005)
Выпуск № 5 (2004)
Выпуск № 4 (2004)
Выпуск № 3 (2003)
Выпуск № 2 (2003)
Выпуск № 1 (2002)