Главная > Выпуск № 11 > Наизусть

Юлия Новосёлова

Наизусть

Когда-то в каком-нибудь далеком 18.. году кто-то читал стихи Лермонтова (ну, просто кто-то, очарованный, дал прочесть) и думал что-нибудь вроде – «Восхитительно. Его мысли отзываются в моей душе. И как живо, ясно написано. Как искренне, пылко! Как современно!»
 
Все дальше уходим мы от этой эпохи классики в искусстве, красоты слов и одежд, решительных, романтических, как мы это сейчас представляем, характеров. Сегодня мы стихи той эпохи изучаем, разбираем, а тогда, я полагаю, даже в голову никому не могло придти анализировать произведения, которые передавали через десяток рук, языков, воспоминаний. Их просто понимали, и все. Потому что близко, рядом, потому что откликается.
 
Есть и сегодня такие стихи, которые не стоит разбирать, потому что они очень близки и по-хорошему современны. Часто бывает, что произведения, глубоко коснувшиеся души, не хочется анализировать, вынимать свои чувства и выкладывать перед кем-то: боишься за стихотворение и за то тепло, которое оно оставило. Хочется эгоистично греться мыслью, что только ты чего-то понял, что это только твое и – никому! никому!
 
Ещё и поэтому стихи Али Кудряшевой не хочется трогать. Хочется бережно читать, перечитывать, пересылать в сети, рассказывать вслух, носить в кармане, заучивать наизусть, раздавать прохожим на улице…
 
Про нее хочется писать ее языком, но это очень сложно, потому что те слова, которыми она плетет свои стихи, понятны и близки до гениальности. Эта Аля Кудряшева – где-то солнечная девочка, где-то чуткая и тонкая девушка, где-то любящая женщина – она поэт. Самый настоящий, живой, наш, человеческий и современный, произведения которого представляют художественную ценность поколения. У нее есть кот, филологическое образование и талант, такой талант, что дух захватывает.
 
Стихи вообще потому так значимы, потому им так доверяют и так их ценят, что все в них складно, – как будто это не поэт подбирал рифмы, а сами слова сложились, настолько правдиво то, что написано. А если изменишь слово – всё, не произведение искусства – не рифмуется! А, значит, изменять нельзя. Истина! Те, кто пробовал писать стихи – знают, что подобрать рифму – не проблема. Главное – строчку саму сделать так, чтоб она звучала естественно, красиво, несомненно. Строчки Али отпечатываются на сердце, как волшебные слова:
 
«И если Богу нужны гимнасты, он точно выберет нас с тобой, таких крикливых и голенастых, и вечно ржущих наперебой…»
 
«Нас не сыскать бездомней, больней, безвыходней и бездонней… («мы спим на теплых его руках, мы знаем запах его ладоней: полыни, пота и молока, мы не покинем его пока» – не могла не продолжить, цепляется – что поделать!)
 
«Не стоит полагать, что удача – агнец, заведомо назначенный на убой. Когда-нибудь ты просто получишь адрес и список тех, кого ты берешь с собой…»
 
«Он смотрит на сутулую стать Мариину, на Пенелопин выученный апломб и думает: Господи, кто-нибудь, забери меня! Я буду сыном, бояться собак и пломб…» («я буду мужем, намечтанным, наобещанным, я буду отцом, надежней стен городских. Только бы всякий раз, когда вижу женщину, не видеть в ее глазах неземной тоски!»)
 
«Мама на даче. Чай на столе. Завтрак можно не делать…»
 
«Когда два года некуда влюбиться, не списывай на метеопрогноз…»
 
«Твоя судьба резвится, меняет ники, флудит безбожно и на язык остра. Ее ладони вымазаны в чернике, ее ветровка в ссадинах от костра…»
 
«Их тысячи – зависимых и ответственных, неистово боящихся потерять твои слова, твою золотую ветреность и обморочную непрожитость бытия…»
 
Это то, что первое приходит в голову, вспоминается. И не хочется оскорблять это разбором, хочется просто рассказывать, рассказывать, чтоб почувствовали, приняли и вздохнули по-новому.
 
Она не делит стихи на строфы и не переносит строки. И этим ещё ближе становится, потому что в жизни мы не говорим четверостишьями. Что это? Всего лишь форма. Она права, права, тысячу раз. «Обнять, смеяться до немоты».
 
У нее вышел сборник «Открыто», она все время читает свои стихи перед публикой. Везде, куда ей случается приехать, для нее организовывают площадку, развешивают афиши, собирают зрителей, но это делают не продюсеры, а просто жители этого города, которые любят ее творчество. Книжки, популярность, признание известных поэтов, – все это не сделало ее поэтессой Кудряшевой – надеждой современной литературы, она остается просто солнечной девочкой Алей, у которой невероятная душа и в 22 года «видавший виды грудной комок».
 
И сейчас в 20.. году мы читаем ее стихи (просто кто-то рассказал, дал прочесть, кинул ссылку) и думаем «Обалдеть! Это про меня. И, надо же, именно сейчас! Плакать хочется… Пойду маме покажу. И Кате вышлю».
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu

К 200-летию
И. С. Тургенева


Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014)
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2004)
Выпуск № 6 (2004)
Выпуск № 5 (2003)
Выпуск № 4 (2003)
Выпуск № 3 (2002)
Выпуск № 2 (2002)
Выпуск № 1 (2001)