Главная > Выпуск № 11 > Человек и мироздание в художественных системах Ф. Тютчева и Н. Рериха (Часть вторая)

Марина Лебедева

Человек и мироздание в художественных системах
Ф.Тютчева и Н.Рериха

Часть вторая: Материалы к урокам 

Тема:
«Всё во мне, и я во всём!..»
 
Оборудование: выставка репродукций картин Н.Рериха.
 
Мотивация.
Слово учителя: Все вы видели ночное звездное небо, ощущали холодок этой беспредельности, бесконечности или, напротив, восхищались красотой сияния света в вечной черноте. Человеческому разуму, мне кажется, невозможно ощутить эту бес-конечность, бес-предельность – и самого пространства Вселенной и мириад звёзд в ней. А если вспомнить, что это не только бесконечность, но и вечность – только представьте себе, что эти звезды так же сияли, когда на земле могли отразить только льды, и через тысячи лет после нас они тоже будут сиять, почти не меняясь.
 
Но можно прожить жизнь, так и не ощутив эту бесконечность и вечность над собой, можно жить, вообще не поднимая головы к небу, не задумываясь о той связи, которая есть между нами и мирозданием, космосом, Вселенной.
 
Сегодня мы продолжим размышление о творчестве человека, который ощущал эту связь с мирозданием, задумывался о временном и вечном, о жизни и смерти, о сущности бытия.
 
Некоторые, возможно, решат, что эти проблемы никак не касаются вашей обыденной жизни: вы еще очень юны, уж какая там проблема жизни и смерти… А между тем почему-то именно в юности, именно в ваши годы наступает пора, когда хочется задавать себе философские вопросы, пытаться найти на них ответы, эти отвлеченности вдруг становятся проблемами личной жизни, от их решения эта жизнь, оказывается, напрямую зависит, поэтому обращение к поэту-философу, поэту-романтику объяснимо и, мне кажется, очень значимо.
 
Целеполагание.
Слово учителя: Продолжая знакомиться с творчеством Федора Ивановича Тютчева, мы обращаемся к одной из наиболее значимых поэтических тем – теме взаимоотношения человека и мироздания, однако в размышлении об этой теме будем обращаться и к живописи Николая Рериха. Творчество Рериха выбрано сегодня не случайно. Понять глубоко философию Рериха на сегодняшнем уроке мы не сможем, но особенности мировидения постараемся почувствовать, обратившись к нескольким картинам. Попытайтесь сформулировать цель сегодняшнего урока: предположите, что сопоставительный анализ художественной и поэтической системы может нам дать, для чего мы проводим урок интеграции смежных видов искусства?
 
Первичное восприятие текста.
Установочное задание: Послушайте одно из стихотворений Тютчева, попытайтесь описать словами ту картину, которая возникнет в вашем воображении, и предположите, каким может быть название этого стихотворения.
Выразительное чтение учителем стихотворения «День и ночь» (у школьников тексты в это время закрыты).
 
Анализирующее наблюдение.
Словесное рисование: Опишите словами те картины, которые возникли в вашем воображении.
 
Беседа: Предположите, каким может быть название этого стихотворения, и прокомментируйте свои предположения (после возможных предположений учитель называет тютчевский вариант, школьники комментируют этот вариант и открывают тексты стихотворения для анализа).
 
Запись в тетради: Найдите в тексте наиболее значимые детали, которые помогут понять сущность этих двух состояний Вселенной – дня и ночи. Найдите наиболее оптимальный вариант для записи цитатного материала. В дальнейшем при обращении к новым стихотворениям продолжайте свою запись самостоятельно: этот цитатный материал поможет вам создать представление о концепции мира в поэзии Тютчева.
 
Беседа:
  1. Предложите ваши наблюдения: какими предстают мир дня и мир ночи в стихотворении. Есть ли между ними связь или пропасть непроходима?
  2. «Покров златотканый» – эта грань проницаема или нет? Каково смысловое наполнение этого метафорического образа?
 
Первичное восприятие текста.
Установочное задание: Сейчас вы услышите стихотворение, которое обогатит ваше представление о двух ликах мироздания – дневном и ночном. Постарайтесь отразить ваши первые впечатления от созданной в этом стихотворении картины, ощутить самое главное для нашего дальнейшего размышления.
Выразительное чтение учителем стихотворения «Как сладко дремлет сад темно-зеленый».
 
Аналитическое наблюдение.
Беседа:
  1. При сопоставлении со стихотворением «День и ночь» что остается прежним, а что меняется в картинах дня и ночи, созданных Тютчевым в этом стихотворении?
  2. В художественном мире этого стихотворения доминирует движение, сам процесс изменения мира: что именно и как меняется (не забывайте о вашей записи в тетради: пополняйте ее деталями)?
  3. Последний катрен заканчивается вопросами – может ли человек, по мнению Тютчева, услышать на них ответы?
  4. «Гул». Давайте постараемся почувствовать в этом слове каждый звук – «г-у-л». Постарайтесь дать характеристику каждому звуку и подумайте, почему поэт именно это слово выбирает из всего синонимического ряда для определения мелодии ночного мироздания?
 
Первичное восприятие текста.
Установочное задание: А сейчас вы услышите сразу два стихотворения – их прочтут (учитель называет имена школьников, которые заранее получили задание подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть). Ваша задача – воссоздайте из первоэлементов мироздания, которые найдете в этих стихотворениях, модель Вселенной, по Тютчеву.
Выразительное чтение учениками стихотворений «Как океан объемлет шар земной» и «Как хорошо ты, о море ночное».
 
Анализирующее наблюдение.
Беседа:
  1. Какие первоэлементы мироздания вы нашли, постарайтесь создать словесную модель Вселенной, используя эти первоэлементы.
  2. Каков характер взаимосвязи этих первоэлементов – воды, земли, воздуха и огня?
  3. Какую геометрическую фигуру чаще всего создает Тютчев образной системой своего художественного мира? Почему именно круг, вспомните, какое символическое значение имеет круг в мировом искусстве, мифологии, фольклоре? Какие из этих смысловых оттенков отражаются в круге тютчевской Вселенной?
  4. Ритмы мироздания отражаются и в ритмическом рисунке поэтических строк – как именно?
  5. Стихотворение «Как океан объемлет шар земной» написано пятистопным ямбом, а «Как хорошо ты, о море ночное» - четырехстопным дактилем (стихотворный размер могут определить сами школьники). Как вы думаете, что стихотворный размер открывает в содержании созданной поэтом художественной картины?
  6. А теперь обратите внимание, где в художественном мире того и другого стихотворения «помещен» человек, есть ли отличия? Что такая «помещённость» помогает нам понять во взаимоотношениях человека и мироздания? Почему в первом стихотворении – местоимение «мы» (и кто эти «мы»?), а во втором – «я»?
  7. Давайте обратимся к вашим записям: чем они дополнились? Постарайтесь уже сейчас сделать пока предварительный вывод о модели мироздания в поэзии Тютчева.
 
Установочное задание: На предыдущих уроках мы уже знакомились с личностью Тютчева, мне кажется, что и художественный мир Рериха откроется более глубоко, если мы узнаем несколько биографических штрихов. Послушайте сейчас мой небольшой рассказ и предположите, можем ли мы говорить о некоторой общности в биографиях Тютчева и Рериха? Какое мировидение могло быть сформировано, если Рерих прожил именно такую жизнь?
 
Слово учителя: Родился Николай Рерих в Петербурге в 1874 году. Ранние впечатления детства – дом на Васильевском острове, загородное имение Извара под Петербургом. А еще – участие в раскопках кургана. Русская старина, история с детства вошли в жизнь Рериха – и уже навсегда. Учась одновременно в Академии художеств в мастерской Куинджи и на юридическом факультете университета, Рерих столь серьезно занялся славянской археологией, что ему доверили проводить самостоятельные раскопки.
 
Рерих путешествует по старинным русским городам – Ярославль, Кострома, Ростов Великий, Тверь, Новгород, Суздаль, Владимир. Рериха чарует красота русских икон, их краски, лики изображенных святых. Потом мы увидим отблески этих красок в картинах художника. Создаются полотна, запечатлевшие историю Древней Руси, красоту и величие ее зодчества. Вслушайтесь в сами названия картин русского периода творчества: «Начало Руси. Славяне», «Ростов Великий», «Половецкий стан», «Пантелеймон-целитель», «Сергий-строитель», «Путивль», «Поход Владимира на Корсунь», «Славяне на Днепре».
 
Углубляясь в культуру Древней Руси, Рерих все более убеждался в ее связях с Востоком, именно поэтому он давно вынашивал мечту о научно-художественной экспедиции в Индию. Эта мечта сбылась в 1923 году, когда, получив визу британского министерства колоний, Рерих отплывает в Бомбей. Началось беспримерное путешествие Рериха по маршруту Индия-Гималаи-Алтай-Монголия-Китай-Индия, которое продолжалось пять лет. Высочайшие снежные перевалы, раскаленные пустыни, бурные горные реки, а еще – нападения вооруженных банд. Но именно в это время Рерих создал более пятисот живописных творений.
 
Из семидесяти трех лет жизни двадцать Рерих прожил в Индии, там же он и похоронен. Художественные и философские творения Николая Рериха изучаются сейчас во многих странах мира, в России во многих городах созданы рериховские общества.
 
Работа с живописью.
Беседа:
  1. Можем ли мы говорить о некоторой общности в биографиях Тютчева и Рериха?
  2. Попробуйте предположить, какое мировосприятие могло быть сформировано именно такими жизненными вехами?
  3. Обратите внимание на картины Николая Рериха – «Канчэндзона» и «Канчэнджунга». Как вы думаете, где должен находиться наблюдатель, чтобы увидеть именно так? Почему Рерих показывает землю с такой точки?
  4. Всмотритесь в краски. Что вы увидели в них необычного? Где источник теплых тонов, а где – холодных?
  5. Какие взаимоотношения между теплыми и холодными тонами картины: противоборство или единство?
  6. Картина, как вы знаете, может передавать движение. Какое движение вы чувствуете в этих картинах?
  7. Почему Рерих передает не столько бурное движение, сколько как раз его отсутствие? Это мертвая или живая скованность? Что помогло вам ответить на этот вопрос?
 
Организация записи в тетради: Продолжите ваши записи, но уже отмечайте образ мира и концепцию человека в художественной системе Рериха.
 
Организация монологических ответов школьников: Попытайтесь сопоставить, каким видят мироздание Тютчев и Рерих. Что общего и что различного вы найдете?
 
Первичное восприятие текста.
Установочное задание: Мы уже постарались определить модель мироздания в поэзии Тютчева и живописи Рериха, немного поразмышляли о месте человека в этом мироздании. Наша дальнейшая задача – более глубоко разобраться в философии человека, и одно из стихотворений, которое в этом нам поможет, – «О чем ты воешь, ветр ночной».
Выразительное чтение учителем стихотворения.
 
Анализирующее наблюдение.
Работа с музыкой: Мы уже не раз старались услышать «музыку сфер», отраженную в стихотворных текстах Тютчева. Я предлагаю вашему вниманию два музыкальных фрагмента: Вивальди «Времена года. Лето» и Брамс «Симфония №3, третья часть» (можно использовать также вторую часть «Лунной сонаты» Бетховена, Вагнер «Полет валькирий», Карл Орф «Кармина Бурана»), а вы предположите, который из них наиболее близок мелодии ночного ветра в стихотворении Тютчева. Свой выбор прокомментируйте и деталями стихотворения, и характером мелодии.
 
Беседа:
  1. Почему «ветр ночной» говорит «понятным сердцу языком», а хаос назван не только «древним», но и «родимым»?
  2. О каком хаосе поэт говорит в последней строке стихотворения, какие «бури заснувшие» нельзя будить? Почему эти бури нельзя будить?
 
Запись в тетради: Подобно тому как вы собирали цитатный и аналитический материал, помогающий осмыслить модель мироздания, постарайтесь оформлять ключевые детали и наиболее значимые размышления о философии человека в поэзии Тютчева и живописи Рериха. В конце урока мы сможем обменяться впечатлениями.
 
Первичное осмысление текста.
Установочное задание: В анализе стихотворения «О чем ты воешь, ветр ночной» нам помогла музыка, а теперь вы услышите стихотворение, для выражения художественного мира которого, мне кажется, в большей степени помогла бы живопись. Какие краски вы использовали бы, если бы создавали иллюстрацию – нет, не созданных поэтом образов, а основного эмоционального тона этого стихотворения.
Выразительное чтение стихотворения «Тени сизые смесились» заранее подготовленным учеником.
 
Анализирующее наблюдение.
Беседа:
  1. Какие краски вам были бы нужны для создания иллюстрации эмоционального тона этого стихотворения и почему?
  2. «Сумрак». Какое состояние мира можно отразить таким словом?
  3. Тени не «смешались», а «смесились» – в чем разница?
  4. В строке «Всё во мне и я во всём» уравновешивается «всё» и «я» – как это помогает понять поэтическую идею стихотворения?
  5. Совершенно парадоксальная строка – «дай вкусить уничтоженья». Как вы ее понимаете? Почему поэт использует слово «вкусить», какова семантика этого слова в русском языке и что в тютчевском представлении о месте человека в мироздании эта семантика помогает нам почувствовать?
 
Работа с живописью. Беседа:
  1. А теперь всмотритесь в картину Николая Рериха «Королевский монастырь». Что необычного вы увидели в композиции этой картины?
  2. Почему большую часть художественного пространства занимает небо? Есть ли взаимосвязь неба и земли? За счет чего создается такая взаимосвязь?
  3. Какую музыку вы слышите в свете и цвете этой картины? Почему именно такую?
  4. О чем могли бы вы задуматься, оказавшись там, среди этих скал, звезд, под этим бездонным небом?
  5. Продолжение разговора о месте человека в мироздании возможно при обращении к картине «Тень Учителя». Почему тень Учителя трудно заметить сразу? Почему Рериху важно именно так изобразить ее?
  6. Почему нет самого Учителя – только тень?
  7. Что изменилось бы, если бы этой тени не было, что дает присутствие человека этому миру?
  8. Случайно ли этот человек одинок, его одиночество трагично? Почему это одиночество необходимо?
  9. Какие звуки вы слышите в красках этой картины? Почему тишина – ведь краски буйные, светящиеся? Почему художнику важно передать именно ощущение тишины?
 
Организация монологических ответов школьников: Взаимоотношение человека и мироздания. Как вы видите, эта проблема – в центре внимания и Тютчева, и Рериха. Но что сближает поэта и художника в решении этой проблемы, а что различает?
 
Концептуальное осмысление темы.
Работа с живописью: Перед вашими глазами – репродукции картин Николая Рериха – и тех, о которых мы сегодня говорили более подробно, и тех, о которых вы сможете подумать индивидуально. Представьте, что вы составляете поэтический сборник Тютчева, состоящий лишь из тех стихотворений, о которых мы сегодня размышляли. Предложите, каким было бы общее название этого сборника и какие из этих репродукций вы избрали бы для обложки. Обоснуйте свои варианты. В комментариях постарайтесь отразить ваше понимание модели мира и философии человека в поэзии Тютчева и живописи Рериха.
 
Обобщающая беседа:
  1. Подберите в стихотворениях Тютчева строку или строки, которые могли бы передать саму суть художественного мира Рериха.
  2. Что в поэтическом мире Тютчева вы открыли благодаря обращению к художественному миру Николая Рериха? Насколько оправданным было это сопоставление?
  3. Почему тема сегодняшнего урока оформлена строкой Тютчева – «Всё во мне, и я во всём!..»? Быть может, у вас есть свой вариант темы? Какой и почему?
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu

К 200-летию
И. С. Тургенева


Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014)
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2004)
Выпуск № 6 (2004)
Выпуск № 5 (2003)
Выпуск № 4 (2003)
Выпуск № 3 (2002)
Выпуск № 2 (2002)
Выпуск № 1 (2001)