Главная > Выпуск № 11 > Евангельские сюжеты в зеркале искусства: Моление о чаше Галина ТоловаЕвангельские сюжеты в зеркале искусстваТы вечно новой, век за веком,
За годом год, за мигом миг, Встаешь – алтарь пред человеком, О Библия! о книга книг! В.Я.Брюсов
Моление о чашеПосле Тайной вечери Христос, исполненный предчувствий, отправился с учениками в Гефсиманский сад. Этот момент запечатлел на своей картине Н.Ге.
Николай Ге. 19 век
То, что мы называем садом, в те времена было долиной у подножия Елеонской горы. Сегодня там, действительно, сад, совсем небольшой, но в котором сохранилось несколько очень старых оливковых деревьев, считается, что им 2 тысячи лет.
Здесь, взойдя на камень, Иисус предавался молитве, в то время как его ученики погрузились в сон. Молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду, или моление о чаше, описана в Евангелиях.
«Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел от них на вержение камня и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Встав от молитвы, Он пришёл к ученикам, и нашёл их спящими от печали и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Евангелие от Луки, 22:40-46).
Евангельские описания различаются в деталях, например, Матфей и Марк обращают внимание на троекратную молитву Христа и троекратное обращение к апостолам.
«Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им: вы всё ещё спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предаётся Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня» (Евангелие от Марка, 14:33-42).
Однако различия не влияют на суть излагаемого сюжета, но предоставляют художникам, к нему обращающимся, вариативные возможности.
Сюжет моления Иисуса в Гефсиманском саду, по сути, демонстрирует двойственную природу Христа: божественную и человеческую. Божественная сущность влекла Иисуса к жертвенности, повелевала принять страдание и смерть «во имя всех». Плотская же, человеческая – находилась в страхе, отрекалась от страдания и жертвенности.
Данный сюжет весьма популярен в живописи в силу содержащихся в нем психологических и изобразительных возможностей. Одни художники традиционно следовали повествовательной линии: рисовали молящегося Христа и спящих учеников, окружали их любопытными бытовыми и пейзажными подробностями.
Сандро Боттичелли. 15 век
Джованни Беллини. 15 век
Других привлекало религиозно – духовное освещение сюжета, без лишних подробностей, отвлекающих от главного – образа Иисуса и идеи, которую он воплощает: идеи горячей молитвы, проникающей в ум и в сердце.
Михаил Нестеров. 19-20век
Николай Рерих. 19-20 век
Христова молитва имеет важное, можно сказать, основополагающее значение в аскетической практике борьбы с греховными помыслами. Библейские толкователи считали, что дьявол вновь принялся искушать Иисуса, пытаясь отвратить его от добровольного принятия крестных страданий во имя человечества. Пример Христа способствовал формированию молитвенных обычаев и ритуала: коленопреклонение, жестикуляция и т.п. Живописные изображения сыграли в этом не последнюю роль.
И все же наиболее интересны произведения, в которых передано психологическое состояние Иисуса. Поставленные в ряд очень непохожие работы демонстрируют разнообразие чувств и переживаний Христа.
Ганс Гольбейн младший. 16 век
Александр Иванов. 19 век
Растерянность – у Беругетте, мольбы о помощи – у ди Паоло, страх и надежда – у Гольбейна, отчаяние – у Иванова…
Трагическое одиночество –- вот главная тема «Моления о чаше».
С потрясающей силой выражена она в картине В.Перова.
Василий Перов. 19 век
Эта не слишком известная картина ассоциативно отсылает к «Гефсиманскому саду» Б.Пастернака:
Он отказался без противоборства,
Как от вещей, полученных взаймы, От всемогущества и чудотворства, И был теперь, как смертные, как мы. Композиционно и семантически близка работе Перова картина Джеймса Тиссота. Однако выполнена она в обобщенно-символистском стиле, и художник трактует идею противостояния телесного и духовного иными изобразительными средствами.
Джеймс Тиссот. 19 век
Все стадии душевной борьбы Христа и его молений в Гефсиманском саду можно проследить в работах живописцев.
Карл Блох. 19в.
«Отче, если это может Меня миновать – да минет!»
Вильгельм Котарбинский.19в.
«Если не может миновать, Отче, пусть будет».
Фридрих Овербек. 19в.
«Да будет воля Твоя…»
Сюжет моления о чаше, как и другие библейские сюжеты, нашел воплощение в поэзии. Из лучших в русской литературе – стихотворения Ивана Бунина «В Гефсиманском саду» и Бориса Пастернака «Гефсиманский сад» (из цикла стихотворений Юрия Живаго).
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu |
К 200-летию
Выпуск № 27 (2014)И. С. Тургенева Архив «Филолога»: Выпуск № 26 (2014) Выпуск № 25 (2013) Выпуск № 24 (2013) Выпуск № 23 (2013) Выпуск № 22 (2013) Выпуск № 21 (2012) Выпуск № 20 (2012) Выпуск № 19 (2012) Выпуск № 18 (2012) Выпуск № 17 (2011) Выпуск № 16 (2011) Выпуск № 15 (2011) Выпуск № 14 (2011) Выпуск № 13 (2010) Выпуск № 12 (2010) Выпуск № 11 (2010) Выпуск № 10 (2010) Выпуск № 9 (2009) Выпуск № 8 (2009) Выпуск № 7 (2005) Выпуск № 6 (2005) Выпуск № 5 (2004) Выпуск № 4 (2004) Выпуск № 3 (2003) Выпуск № 2 (2003) Выпуск № 1 (2002) |