Главная > Выпуск № 11 > Стиль Михаил ГиршманСтильСтиль – это одно из самых традиционных и в то же время актуальных литературоведческих понятий. Со времен античности, когда С. называли палочку для письма, а затем почерк, слог и склад речи, и до сих пор это слово употребляется в очень разных значениях, а категория, им обозначаемая, разрабатывается разными науками и находится в сфере непрерывных дискуссий.
В 1764 году в труде И.Винкельмана «История искусства древности» было впервые обосновано искусствоведческое понимание С., а на границе 19 и 20 веков это понятие становится одним из центральных в литературоведении и культурологии.
Различными современными определениями С. чаше всего выделяются и по-разному сочетаются следующие основные признаки: 1) единство многообразия; 2) выражение индивидуальности, индивидуального своеобразия; 3) особая словесная организация или – шире – закономерная организованность элементов художественной формы; 4) эстетическое совершенство.
Наиболее общепризнанной является первая характеристика: со С. неизменно соотносятся какие-то объединяющие начала в организации различных элементов, различных уровней, различных масштабов, так сказать, от слога до бога. Характерно, что современный акцент на фундаментальной роли множественности в постмодернизме связывается не с новыми С.,а с полистилистикой.
Что касается состава этого единства многообразия, то здесь согласие часто заменяется столкновением различных позиций. С одной стороны, С. понимается как единство содержания и формы литературного произведения, как выражение своеобразия индивидуального писательского творчества, а с другой,– в С. видят общие закономерности организации художественной формы, присущие определенному литературному направлению (барокко, классицизму, романтизму и т.п.).
Вместе с тем в современных трактовках С. преобладающим становится акцент на единстве и взаимопереходах всеобщего, особенного и индивидуально-неповторимого в противовес их различного рода разрывам и противостояниям. С. раскрывает внутренне противоречивую, исторически развивающуюся взаимосвязь общечеловеческого родового содержания, которое сосредотачивается в памяти и языке искусства, и индивидуально-неповторимого человеческого творчества.
Таким образом. С. – это организующий закон и в то же время непосредственно воспринимаемое единство всех элементов художественной формы, в создании и эстетическом совершенстве которой проявляет себя творческая индивидуальность.
При этом очень важно отметить, что «существуют разные круги индивидуальности, – начиная с слабого, хрупкого и нуждающегося в помощи индивида и кончая древнейшим племенем человечества» (В.Гумбольт). Соответственно в С. и проявляются эти «разные круги» творческой индивидуальности: 1) произведения; 2) писательского творчества; 3) течения, направления или целой эпохи как исторически неповторимого этапа развития культуры; 4) жанра как особого художественного целого; 5) поэзии как особой эстетически значимой сферы человеческой деятельности. В историко-культурном движении изменяется роль этих различных содержаний: в традиционалистскую эпоху доминируют поэзия и жанр, при переходе к нетрадиционалистской, исторической – возрастает роль литературного направления, авторского творчества и отдельного произведения.
Характеристика С. несводима к перечислению отдельных художествено-речевых или композиционных особенностей литературных произведений. Необходимо выявить объединяющие качества и свойства, которые охватывают разнородные элементы и придают им конкретное стилевое значение, а затем осознать, как в этом стилевом значении проявляется творческая индивидуальность и созидаемый ею мир. Одни и те же, вроде бы повторяющиеся слова и приемы в разных стилевых единствах могут иметь принципиально различный смысл.
Сравним, например, вроде бы однотипные противопоставления одних и тех же слов: глаза и очи – у М.Лермонтова и Л.Мартынова:
Фраза: «...глаза превращаются в очи»,– совершенно обычная и правильная с точки зрения общеязыковых норм и вполне уместная в стихотворении Л.Мартынова, – оказывается не только не правильной, но и совершенно невозможной с точки зрения С. – организующего закона лермонтовского художественного мира. Вся трагедия этого «двоемирного» мира как раз и заключается в том, что глаза никогда и ни при каких условиях не могут превратиться в очи, и абсолютное, ничем неискоренимое стремление к идеальным «очам» не может быть удовлетворено никакими реальными «глазами». Только воплощая это романтическое двоемирие: абсолютное, ничем не уничтожимое стремление к абсолютно недостижимому идеалу и столь же абсолютное отрицание всего достижимого и достигаемого, – слова «глаза» и «очи» обретают стилевую характерность и смыслопорождаюшую индивидуальность.
С. – это принципиально ценностное понятие, которое характеризует эстетическое совершенство, «высшую ступень, которой искусство может достичь» (Гете). Эта высшая ступень определяется наибольшей гармонией в разрешении всеобщих противоречий и даже антиномий искусства: единства – множественности, уникальности – универсальности, организованности – органичности, субъективности–объективности. С. проявляет сверхорганичность естественно-созданного и превращение субъективно освоенной объективности в объективное существование субъекта-автора. С. – это способ бытия творческой индивидуальности, способ бытия человека-автора в его творении.
Л.Н.Толстой хвалил стихи Фета за то, что они «роженые», а В.Маяковский назвал свою статью «Как делать стихи?» Мы понимаем и противоположность, и частичную справедливость этих характеристик, и невозможность их абсолютизации. Если стихи и рождаются, то все же не так, как рождаются дети, а при всех полемических перехлестах из статьи Маяковского ясно, что стихи «делают» не так, как делают вещи на конвейерном поточном производстве. Противоречие организованности и органичности всегда существует в художественном целом. И односторонний крен в одну из этих сторон сдвигает явление в сферу бесстильности: у конструкции может быть высокая степень качества, умелости, мастерства, но не С., у естественно-природного организма есть форма, но нет С. С. же знаменует переход искусственно созданного в органически жизненное. Так, трехчастность и многие другие компоненты художественной организованности стихотворения А.С.Пушкина «Я вас любил: любовь еще, быть может...» становятся совершенно естественным, единственно возможным выражением духовного порыва личности, гармонически разрешающей противоречие самоотверженности и самоутверждения, отказа от моей любви и прославления моей любви в её подлинно индивидуальной и вместе с тем всеобщей сути.
В связи с проблемой С. важно понять взаимосвязь вроде бы противоположных творческих состояний: зависимости извне, от «диктата действительности», изображаемых предметов, явлений, событий или каких-то внешних образцов и зависимости изнутри, от диктата личного произвола, озабоченности прежде всего тем, чтобы выразить своеобразие личного взгляда, личных впечатлений. И дело, конечно, не в том, чтобы не поддаваться воздействиям и требованиям объективной действительности или «сужать» и «смирять» самовыражение. Важно преодолеть этот разрыв: хочешь углубляться в себя, углубляйся в мир. Хорошо писал об этом А.М.Горький в письме к Р.Роллану, критически оценивая «Мои университеты»: «Мне лично книга кажется неудачной... автор слишком торопился рассказать и поэтому многое изобразил небрежно, незаконченно, без должного уважения к слову и не проникая в сущность фактов... Я все еще не умею с достаточной силой и убедительностью выразить мое истинное “я”, то настоящее, что загружено во мне тяжестью личных впечатлений». Сущность «фактов» и сущность «я» – это, хотя и непременно различающаяся, но в последней глубине своей единая сущность. С. воплощает личностный центр содержания, единосущность отражаемой действительности и человеческой личности, осваивающей мир.
Таким образом, С. – это и внешняя выразительность, и неотрывный от неё глубокий внутренний смысл. Вспомним, например, красоту чеховского слога, композиционное совершенство и особую «складность» повествования о нескладной жизни его героев. Событийная бесперспективность, разобщенность и раздробленность обывательской повседневности этой композиционной стройностью не только не отменяется, а, наоборот, даже особо остро подчеркивается. Между раздробленной и измельченной «футлярной» действительностью и творческим началом жизни обнаруживается неестественный разрыв. Осознание ярко выявленной чеховским стилем «ненормальности» такого состояния адресуется к читательской деятельной энергии для его преодоления. В таком «заражающем» воздействии на читателя по отношению к своей жизни – одна из основных функций чеховского С.
Таким образом, «С. – это человек» столь же в личностно-индивидуальном своеобразии, сколь и в проявлении родовой способности – способности к творчеству, не Божественному, а человеческому, органично ограниченному, жизненно необходимому и возможному для каждого живущего.
С., наряду с методом, жанром и литературным родом, входит в систему основных характеристик художественного целого в литературе нового времени.
Метод характеризует историческую конкретность субъекта творческого сознания, художественную концепцию мира, которая определяет авторский замысел, законы преломления фактов реальной действительности в «событие, о котором рассказывается» (М.М.Бахтин); систему принципов перехода содержания объективной действительности в художественный мир, в содержание литературного произведения.
Жанр характеризует объективно существующую традицию, определенный тип и аспект воссоздания мира в литературном произведении. Если метод выявляет новую творческую концепцию авторского сознания, то жанр концентрирует опыт предшествующего исторического развития –«память искусства».
Процессом и результатом взаимодействия этих противоположностей становится стиль как реально осуществляющееся творческое воплощение целостности мира в единстве и цельности художественного текста. С. преображает закономерную организованность текста в органическое выражение целостной индивидуальности человека-творца.
Стилевая неповторимость в то же время проясняет коренные свойства искусства слова в одном из родовых его выражений. В новейшей литературе именно через взаимное прояснение родовой (эпической, лирической и драматической) доминанты и стилевой цельности литературное произведение не просто представляет какую-то часть действительности, но заключает в себе художественный мир – образ полноты бытия в творчески создаваемой целостной индивидуальности.
ЛИТЕРАТУРА
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu |
К 200-летию
Выпуск № 27 (2014)И. С. Тургенева Архив «Филолога»: Выпуск № 26 (2014) Выпуск № 25 (2013) Выпуск № 24 (2013) Выпуск № 23 (2013) Выпуск № 22 (2013) Выпуск № 21 (2012) Выпуск № 20 (2012) Выпуск № 19 (2012) Выпуск № 18 (2012) Выпуск № 17 (2011) Выпуск № 16 (2011) Выпуск № 15 (2011) Выпуск № 14 (2011) Выпуск № 13 (2010) Выпуск № 12 (2010) Выпуск № 11 (2010) Выпуск № 10 (2010) Выпуск № 9 (2009) Выпуск № 8 (2009) Выпуск № 7 (2005) Выпуск № 6 (2005) Выпуск № 5 (2004) Выпуск № 4 (2004) Выпуск № 3 (2003) Выпуск № 2 (2003) Выпуск № 1 (2002) |