Главная > Выпуск № 12 > Урок-диспут "Умён ли Чацкий?"

Студенческий урок
 
Владимир Ковтун
 
Конспект урока по литературе в 9 классе*
(урок-дискуссия с автокомментариями)
 
Тема: Умен ли Чацкий? (Заключительный урок изучения комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
 
«...а разве нет времен,
Что я Молчалина глупее?»
 
«Я странен? А не странен
кто же?
Тот, кто на всех глупцов
похож?»
 
Чацкий
 
На доске был написан только первый эпиграф.
Второй бы там выглядел неуместно, да и применить его надо было почти в конце урока.
 
Цели:
1. Завершить изучение комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», поставив и решив в дискуссии проблемный вопрос.
 
2. Продолжить развитие умения вести дискуссию, правильно формулировать и аргументировать свою точку зрения.
 
Оборудование:
текст комедии «Горе от ума»,
видеозапись отрывка 3 явления 3 действия из спектакля Малого Драматического Театра постановки С.Женовача.
 
Для интересующихся отмечу,
что данную постановку можно легко отыскать в сети Интернет.
 
Ход урока
1. Оргмомент
 
Здравствуйте дети! Присаживайтесь. Приготовьте свои рабочие тетради и тексты комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
 
 
2. Мотивация
 
Слово учителя
В начале произведения Чацкий произносит одну очень важную фразу:
 
…И говорлив; а разве нет времен,
Что я Молчалина глупее? Где он, кстати?
 
Таким образом проблема ума в комедии формулируется самим героем. Он сам задается этим вопросом, и наша сегодняшняя задача – попытаться разобраться в том, умен ли Чацкий о каком уме в данном случае идет речь.
 
Основная цель урока так или иначе вела учеников к пониманию того,
что в комедии «Горе от ума» попросту нет персонажей,
которым можно было бы навесить ярлыки злодеев.
 
3. Обращение к ранее изученному материалу
 
Беседа
На прошлом уроке мы подробно рассмотрели 3 действие комедии. Вспомните, чему оно посвящено? (сцене бала). Что происходит на балу? (Софья объявляет Чацкого сумасшедшим: «Он не в своем уме!», «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, угодно ль на себе примерить?»).
 
Фразу Софьи должна читать самая способная к этому ученица.
Я сделал неправильный выбор,
из-за этого пришлось тратить время на то, чтобы перечитать текст.
Если ребенок ошибается, не надо стесняться попросить его повторить еще раз и еще раз, если потребуется.
 
Чем в комедии является этот эпизод? (Кульминацией). А вы сами готовы поверить в сумасшествие Чацкого? Поверили бы, если бы вас пригласили на этот бал в качестве гостя? Аргументируйте свою точку зрения. (Работа по проблемному вопросу)
 
Невероятно, но факт.
Этот момент в уроке может отнять очень много времени,
если дискуссию вовремя не остановить.
 
4. Постановка проблемного вопроса
 
Умен ли Чацкий? Ум ли стал причиной его горя? Эти вопросы мы будем решать в течение нашего урока. Запишите тему и эпиграф в свои тетради.
 
Важно фиксировать в тетради не все подряд, а только самые ключевые моменты.
Тогда к концу урока у детей там будет упорядоченная картина – логика урока.
 
Слово учителя
Комедию «Горе от ума» в свое время прочитал и Александр Сергеевич Пушкин. Список комедии привез Пушкину И.И. Пущин, навестивший его в Михайловском (где Пушкин находился в ссылке) 11 января 1825 г. В письме П.Вяземскому 28 января 1825 г. Пушкин о главном герое этой комедии писал так: “Чацкий совсем не умный человек – но Грибоедов очень умен”.
 
Интересный факт из жизни классика.
Очень удачный момент в уроке. Детям всегда интересно послушать
не скучную лекцию, а что-то жизненное.
 
Беседа
Как вы считаете, почему Пушкину Чацкий показался неумным человеком?
 
Предложите детям почувствовать себя на месте Пушкина. Поверьте, они начнут высказываться.
 
Обратимся к тексту (класс вспоминает необходимые моменты самостоятельно):
  • Чацкий слишком грубо ведет себя с потенциальным тестем.
  • Чрезмерная уверенность в себе после трехлетнего отсутствия.
  • Он разглагольствует перед теми, кто его даже не слушает.
  • Главный герой не замечает, как Софья сама признается в любви к Молчалину. 
Еще один момент, который может отнять весомую часть времени от урока. Не
давайте темпу упасть. Если дети не могут ответить – не ждите слишком долго. Укажите им на конкретное явление или действие в произведении. Сконцентрируйте внимание класса.
 
То, что вы назвали, совершенно верно. Это точно подметил и Пушкин. В письме А.А. Бестужеву он писал так: «В комедии “Горе от ума” кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий и благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он,— очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подоб.».
 
Можно ли согласиться с этим суждением? (Аргументация детей)
 
Отличный момент для того, чтобы дети могли занять выгодные для себя позиции.
Кто-то будет защищать Чацкого, кто-то Молчалина.
 
Чацкий действительно не понимает ситуации, в которой оказывается.
 
Кто становится антагонистом Чацкого? (Молчалин).
 
Обратите внимание на эпиграф к уроку. Из какого момента взят этот отрывок? (Действие 1, явл. 7, разговор Чацкого с Софьей.) Именно в этот момент — то есть почти сразу с появлением на сцене — Чацкий выбирает себе отрицательный ориентир — Молчалина.
 
В каком эпизоде происходит главное их столкновение? (Действие 3явл. 3.)
 
Этот момент мы посмотрим в видеозаписи спектакля Малого Театра (режиссер Сергей Женовач). Во время просмотра постарайтесь для себя решить вопрос: в чем суть противостояния Чацкого и Молчалина? Также обратите внимание на вариант интерпретации текста режиссером. Какие интонации актеров, по вашему мнению, уместны, а какие нет? Возможно, актеры иначе расставляют логические акценты?
 
*Просмотр видеозаписи*
 
В этой конкретной постановке все сделано так, чтобы Молчалин в глазах детей перестал быть отрицательным персонажем. В спектакле он предстает в ином свете. Тут-то и родится тупиковая ситуация в головах детей. Так кто же умный, а кто глупый?
 
5. Решение проблемного вопроса.
 
Беседа по фрагменту.
Кто стал инициатором разговора? (Чацкий).
 
Зачем он начинает разговор с Молчалиным? (Для того чтобы разгадать мучающую его загадку: любит ли Софья Молчалина?).
 
Какие слова Чацкий произносит, видя его? («Вот он на цыпочках, и небогат словами»). Как понимать эти слова?
 
Что чувствуется в интонации Чацкого при обращении его к Молчалину?
(Ирония:
Чудеснейшие два! и стоят наших всех.
С ней век мы не встречались; Слыхал, что вздорная.
Я езжу к женщинам, да только не за этим.
Хорош! Пустейший человек, из самых бестолковых).
 
В какой момент Молчалин перехватывает инициативу разговора у Чацкого? (Когда начинает его жалеть: «Как удивлялись мы!», «Жалели вас»).
 
Для Чацкого Молчалин ничтожен, но чувствует ли он себя таковым? (Нет).
 
Так глуп ли Молчалин, как думает о нем Чацкий? (Нет, Чацкий ошибается.).
 
А умен ли сам Чацкий? (Нет1, он не слышит и не понимает Молчалина. Он не пытается даже обратить внимание на то, что их сферы интересов расходятся абсолютно.)
 
Обратите внимание на вывод, который делает Чацкий в конце разговора (С такими чувствами, с такой душою Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!) Соответствует ли вывод тому, о чем шел разговор?
 
 
Обязательно нужно дождаться ответов от детей. Очень хорошо, если они будут цитировать текст.
У меня на уроке дети больше говорили от себя, но даже это лучше, чем ситуация, когда учитель сам отвечает на свои вопросы.
 
Скрывает ли Софья свои истинные чувства от Чацкого? (Нет, она с самого начала прямо говорит о том, что ей мил Молчалин, и за что он ей мил, она тоже говорит /2 явл. 3 действия/).
 
Однако когда Чацкий осознает, что Софья к нему равнодушна? (В 4 действии, в своем финальном монологе, причем обвиняет Софью в том, что она скрывала свои чувства от него. Она не скрывала ни секунды — это он не мог/(или все же не хотел?/ видеть и понимать всю правду).
 
Неужели Чацкий настолько слеп? (Ребята высказывают свои мнения).
 
В чем причина этой слепоты?
 
Слепота – одно из ключевых понятий урока…
 
О каком уме идет речь? Одинаков ли ум Молчалина и Чацкого? (Нет).
 
Чем руководствуется один, а чем другой? (Работа с текстом)
 
От себя могу порекомендовать построить кластер по понятиям «ум Молчалина», то есть ум житейский
и «ум Чацкого», то есть ум возвышенный, ум романтика.
Пусть дети заполнят эти понятия ассоциациями.
Так они легче придут к пониманию разницы этих двух умов.
 
Почему, однако же, Чацкий не видит, что Молчалин далеко не дурак? (Разница взглядов, у Чацкого иные взгляды на жизнь, иные нравственные критерии, нежели у Молчалина. Все, что для Молчалина — благо, для Чацкого — низость. Ум Чацкого — это высокий ум, а житейского, простого ума у него нет. Зато он есть у Молчалина, но Чацкий просто не может этого принять).
 
Как вы считаете, какой ум важнее в жизни человека? Аргументируйте свою точку зрения. (Ребята высказывают свои мнения).
 
Приготовьтесь к тому, что дети будут очень сильно и ревностно отстаивать свои позиции. Не давайте им переходить на крик. Больше всего боялся этого момента.
 
6. Рефлексия и выводы
 
Вспомним начало нашего урока. Пушкин не признает высокого ума Чацкого после знакомства с комедией. Это 1825 год. Однако пройдет десять с небольшим лет, и что же мы увидим в жизни Пушкина? (Класс вспоминает печальный финал жизни поэта.)
 
Не кажется ли вам, что Пушкин повел себя в точности, как Чацкий? Он так же, как и наш герой, пошел на поводу у своего высокого ума2, продемонстрировал его в полной мере. Но высокий ум просто не может находиться в ладу с простой житейской логикой... Однако почему все-таки и Пушкин, и Чацкий, и многие другие руководствуются именно им — высоким умом? (Ребята высказывают свои мнения).
 
Рассуждайте вместе с детьми. Это рефлексия не только для них, но и для вас. Для лучшего психологического эффекта, попробуйте сесть в середине класса, среди детей. Это сотрет психологические границы и поможет вашим подопечным высказываться свободнее.
 
А готовы ли вы руководствоваться этим умом, за который приходится так дорого платить? Почему? (Ребята высказывают свои мнения).
 
Главное, что хочется сказать по этому уроку: ни на секунду не забывайте, что это дискуссия.
Не пытайтесь навязывать детям свою точку зрения. Так можно превратить живую беседу с классом в очередную лекцию.
 
И.А. Гончаров в работе «Мильон терзаний» написал о Чацком:
 
«Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: "один в поле не
воин". Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин,
застрельщик и – всегда жертва».
 
Оставьте побольше времени на этот момент. Я к нему подошел уже после звонка, о чем очень жалею. Дайте детям прочувствовать все грани этого высказывания и обязательно отреагируйте на все реплики класса. Воспользуйтесь приемом «Свободного микрофона».
 
7. Домашнее задание
 
Подумайте над этой цитатой из работы И.А. Гончарова и напишите эссе на тему: «Чацкий – победитель или …»
 
Такая тема домашней работы даст вам возможность увидеть работу тех детей, которые не захотели, по тем или иным причинам, высказываться на уроке.
Мне остается лишь пожелать всем, кто берется за изучение этой непростой комедии А.С. Грибоедова, удачи и педагогических открытий.
 
-----
 
*. Конспект урока Мария Быкова и Владимир Ковтун разрабатывали вместе. Отличие – в автокомментариях.– Ред.
1. См. комментарий.
2. См. комментарий.
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu

К 200-летию
И. С. Тургенева


Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014)
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2004)
Выпуск № 6 (2004)
Выпуск № 5 (2003)
Выпуск № 4 (2003)
Выпуск № 3 (2002)
Выпуск № 2 (2002)
Выпуск № 1 (2001)