Главная > Выпуск № 13 > Из опыта работы на уроках русского языка

Людмила Батракова
 
Из опыта работы на уроках русского языка
 
Современные преобразования в стране, открытость общества, его быстрая информатизация и динамичность кардинально изменили требования к образованию. Происходящая модернизация школьного образования нацелена на профессионализм, творчество и компетентность учителя.
 
Процесс преобразования предусматривает поиск различных вариантов, дифференцированный подход к обучению с учетом способностей и задатков ученика.
 
Решение этих проблем возможно при использовании современных технологий обучения, позволяющих быстро и эффективно организовать связь «учитель-ученик», развивая не только познавательные, но и творческие возможности учащегося в коллективной деятельности.
 
Урок как организационная форма – явление динамическое, он постоянно изменяется, отражая основные тенденции развития педагогического процесса. Как учитель-практик, стараюсь найти такие формы и способы обучения, которые сняли бы следующие недостатки урока: ориентированность на среднего ученика, единообразие содержания, сдерживание познавательной активности.
 
Каким же должен быть современный урок? Сегодня я рассматриваю его не только как деятельность учителя, то есть как форму обучения, но и как деятельность ученика, то есть как форму учения.
 
Личностно-ориентированный урок предполагает быстрое включение школьников в учебную деятельность, поэтому особое внимание я обращаю на начало урока – организационный момент, который предназначен для создания рабочей настроенности. Решению этой задачи способствуют активные методы и приёмы, к которым можно отнести анонсирование темы, эффект неожиданности, парадоксальности, использование эстетических средств воздействия.
 
Тема урока должна быть кратким изложением всего урока, чтобы, услышав её, учащиеся смогли определить основную идею, сформулировать цель. Одновременно в формулировке темы должна содержаться проблема, загадка, которую учащимся предстоит разрешить на уроке, вопрос, на который нужно найти ответ.
 
При изучении темы «Омонимы» предлагаю детям прокомментировать картинки (ключ от двери – ключ, бьющий из-под земли, – ключ скрипичный), представленные на слайде.
 
Сравнение иллюстрационного материала позволяет сформулировать цели и задачи урока. При этом создаются условия для формирования положительной мотивации, пробуждается интерес к предмету, развиваются такие мыслительные процессы, как синтез, обобщение, анализ. Развивается и воображение.
 
Изучая тему «Виды глагола», прошу определить вид глагола КАЗНИТЬ и сразу знакомлю детей с понятием «двувидовые глаголы».
 
Толпа наблюдает, как палач казнит (что делает? – несоверш. вид) преступника.
Завтра по приговору суда палач казнит (что сделает? – соверш. вид) преступника.
 
Правильно организованные проблемные ситуации играют важную роль в поведении учащихся в процессе поисковой деятельности к самостоятельному постижению нового материала.
 
Уже в 5 классе учу детей правильно определять категорию «одушевленность – неодушевленность» существительного, так как деление на одушевлённые и неодушевлённые существительные не всегда совпадает с делением всего существующего в целом на живое и неживое.
 
Поэтому они успешно справляются со следующим заданием олимпиадного характера:
Отметьте лишнее слово с точки зрения проявления его морфологических признаков:
1. КУКЛА 2. ИГРУШКА 3. МАТРЕШКА 4. НЕВАЛЯШКА.
 
В род.п. мн. числа (кого? чего?) – кукол, игрушек, матрешек, неваляшек
В вин.п. мн. числа (кого?) – кукол, матрешек, неваляшек – НО: что? – игрушки.
 
На уроках в 5 – 8 классах использую самые простые виды синтаксического моделирования, а в 9 классе учащиеся успешно справляются с более сложными предложениями.
 
Например, предлагаю дать характеристику предложения:
Неподвижно и таинственно стоит густая чаща высоких елей, и лишь по тому, как она обрывается, будто срезанная ножом, понятно, что здесь берег кончается и начинается лед.
Учащиеся приходят к выводу, что это сложное предложение с различными видами связи, сочинительной и подчинительной, состоит из двух частей:
Первая часть – простое предложение: Неподвижно и таинственно стоит густая чаща высоких елей…
Вторая часть – сложноподчиненное предложение с параллельным и однородным подчинением: …и лишь по тому, как она обрывается, будто срезанная ножом, понятно, что здесь берег кончается и начинается лед.
 
Две составные части соединены сочинительной связью (союзом и), подчинительная связь внутри второй части осуществляется при помощи союзов как и что, однородные придаточные предложения второй части соединены друг с другом сочинительным союзом и:
 
 
Познавательный интерес у детей вызывают творческие задания из занимательной грамматики, которые предполагают элементы исследовательской работы. Например, в ходе такой работы ребята узнают, что слова «ЕДА» и «ЯД», в известном смысле противоположные по значению, являются родственниками.
 
К тестированию отношусь положительно. Материал для обучения, представленный тестами, даёт возможность учащимся усвоить большой объём орфографии, пунктуации и речевых норм в максимально короткий срок, при этом тут же проконтролировать себя. Результативность усвоения материала обеспечивается специальной методикой работы: использованием диагностирующих, обучающих и контролирующих тестов.
 
На уроках русского языка я пользуюсь такими программами, как «Виртуальный наставник» – интерактивный тренажёр для закрепления теоретического учебного материала с помощью выполнения упражнений различной сложности, обучающую программу – тренажёр «Фраза».
 
Использование этих технологий позволяет повысить эффективность, динамичность образовательного процесса, обеспечить высокий уровень самостоятельности и самоконтроля учащихся, разнообразить формы работы на уроке, активизировать познавательную деятельность.
 
Школьников привлекают условия, само общение с компьютером, одобрение электронного помощника. Компьютер способствует развитию любознательности, является средством наглядности в обучении, помощником в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, в работе со схемами.
 
Информационные технологии позволяют ставить перед учащимися нестандартные задачи, способствующие развитию творческих способностей, формированию познавательного интереса.
 
На мой взгляд, результаты ЕГЭ действительно показывают уровень овладения учащимися основными знаниями и умениями по русскому языку.
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu

К 200-летию
И. С. Тургенева


Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014)
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2004)
Выпуск № 6 (2004)
Выпуск № 5 (2003)
Выпуск № 4 (2003)
Выпуск № 3 (2002)
Выпуск № 2 (2002)
Выпуск № 1 (2001)