Главная > Выпуск № 13 > Мандельштамовские чтения в Чердыни

Наталья Петрова
 
Мандельштамовские чтения в Чердыни
 
Январь – месяц рождения О. Мандельштама, декабрь – месяц смерти. Его жизнь как будто вписана в природный цикл, обещающий бессмертие.
 
Конференции, посвященные творчеству О. Мандельштама, проходят по всему миру. В 2009 г. (31 мая – 4 июня) международный научный семинар состоялся в Чердыни, куда О. Мандельштам был сослан в 1934 г.
 
Обстоятельства короткого «уральского» периода в жизни Мандельштама (арестован 13 мая 1934 г.; находился в Чердыни с 3 по 16 июня 1934 г.) оказались травматическими и, в то же время, плодотворными. Новым был опыт погружения в народную жизнь провинции, «в долговечный Урал, населенный людьми». По воспоминаниям жены поэта Н.Я. Мандельштам, от их невольного путешествия в памяти сохранилась пристань, где «на мешках, на тряпье… расположились целыми семьями, а то и родами, изнеможенные, оборванные люди с почерневшими лицами». Пристань эта на Каме.
 
Перми Мандельштам не разглядел: ужас произошедшего, непредсказуемость будущего не оставляли места для любопытства. Но в стихах 1937 года противопоставлял «одышливому простору» и «убитости равнин» «слоистый нрав» Урала и «застенчивый рукав» Камы. Воспоминание о «Чердыни-голубе» перекликалось с «землей и жимолостью» Франции, воплощающей мечту о недоступной «другой жизни».
 
По материалам семинара издан сборник:
Миры Осипа Мандельштама. IV Мандельштамовские чтения: материалы международного научного семинара, 31 мая – 4 июня 2009 г. Пермь – Чердынь. Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2009. – 350 с.
 
Не имея права рецензировать эту книгу, поскольку являюсь ее участником и составителем, хочу представить читающей публике ее содержание.
 
Сборник, включающий работы авторов с мировой известностью и начинающих, из разных городов России, из Франции и США, состоит из следующих разделов: Урал. Культура. Текст и интертекст. Семантика. Современники. Наследники.
 
Первый раздел сборника направлен на реконструкцию жизненного уклада Чердыни 30-х годов и обстоятельств пребывания там О. Мандельштама, начиная с пути в Чердынь и многодневного возвращения; событий, предшествовавших ссылке, и последовавших за ней. Этой проблематике посвящены статьи «Чердынь и чердынский край в 30-е годы» Г. Чагина, «Чердынская городская больница в 30-е годы» Я. Кунтура, «Чердынская ссылка Осипа Мандельштама: источники и наброски к теме» П. Нерлера. Предметом описания, является, прежде всего, быт – крестьян, работников целлюлозно-бумажного комбината, спецпереселенцев, медицинского персонала.
 
Приводимые сведения подтверждаются свидетельствами очевидцев и архивными документами, среди которых встречаются совершенно неожиданные и производящие глубокое впечатление. Например, книга отзывов краеведческого музея, которая, кроме всего прочего, служит способом дать о себе знать – сообщить или сохранить сведения о себе и месте своего пребывания, найти родственников или знакомых или дать им такую призрачную возможность. Кроме того, П. Нерлер и Н. Поболь рассказывают о раннем (1923 г.) сотрудничестве О. Мандельштама с екатеринбургским журналом «Товарищ Терентий».
 
Известно, что одной из черт, присущих акмеизму, Мандельштам называл «тоску по мировой культуре». Статьи об освоении Мандельштамом предшествующей литературы («“Друг Данте и Петрарки друг…”. Статья 1. Мандельштамовское освоение “Божественной комедии” и судьбы Данте» – Л. Панова), живописи («Категория Средневековья в художественном мировоззрении Мандельштама: общий взгляд» и «Мотив французской живописи рубежа XIX–XX веков в художественном мировоззрении Мандельштама» – С. Шиндин; «Некоторые особенности живописных аллюзий в лирике Мандельштама» – Б. Минц) составляют второй раздел.
 
Еще одной особенностью литературы века вообще и творчества Мандельштама в частности, является интертекстуальность, включенность в перекличку или, как говорил Пастернак, в «беседу» со всеми литературными предшественниками и современниками. Исследование интертекстуальности предполагает разные подходы: выявление биографического и полемического подтекста («От “Киева – Вия” к “Литературному Воронежу” – Л. Кацис); литературных аллюзий («О последней строке и скрытом имени в стихотворении О. Мандельштама “Мастерица виноватых взоров…”» (1934) – Л. Видгоф); «Еще три подтекста ”Стихов о русской поэзии”» – А. Еськова); «“Футбол” и “Второй футбол” – первая “двойчатка” Осипа Мандельштама» – Л. Гутрина) и комментария («”Египетская марка”: тотальный комментарий (заглавие, эпиграф, первая страница)» – О. Лекманов).
 
Мандельштам называл себя «смысловиком». Изучение семантики его произведений представлено статьями Г. Кубатьяна «Два эха: Автореминисценции в стихах О. Мандельштама»; Ю. Кудряшовой «Лия как плоть слова в лирике О. Мандельштама»; Н. Петровой «“Хочу” и “не хочу” в поэзии и прозе Мандельштама»; Н. Барковской «Семантика мотива “чумы” в произведениях О. Мандельштама (“В не по чину барственной шубе”, “Фаэтонщик”)»; Е. Бразговской «Мандельштам: определение неопределяемого»; А. Житенева «“Оскорбленный и оскорбитель”: эстетика вызова в прозе О. Мандельштама».
 
Раздел «Современники» посвящен исследованию взаимосвязей творчества Мандельштама с его историко-литературным контекстом. Это: «Соотношение подлинности-искренности в поэтике Мандельштама и Блока» – С. Гольдберг; «Владимир Гиппиус об акмеизме» – А. Кобринский (надо напомнить, что литературовед В. Гиппиус в 20-30е гг. работал в Перми – в ПГУ и ПГПИ); «Сергей Радлов и Осип Мандельштам» – М. Сальман (Радлов – режиссер); «Французский и русский поэты-музыканты смотрят на разрыв исторической ткани: Блэз Сандрар и Осип Мандельштам в 20-е годы» – А. Фэвр Дюпэгр; «Осип Мандельштам и Андрей Платонов: о катастрофе» – А. Эпельбойн.
 
Последний раздел «Наследники», который мог бы быть необозрим, поскольку влияние Мандельштама на современную литературу велико, содержит, с любезного согласия автора – А. Жолковского, одну статью, уже публиковавшуюся, но малодоступную: «Лимонов на литературных олимпикс (Лимонов/Мандельштам)».
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu

К 200-летию
И. С. Тургенева


Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014)
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2004)
Выпуск № 6 (2004)
Выпуск № 5 (2003)
Выпуск № 4 (2003)
Выпуск № 3 (2002)
Выпуск № 2 (2002)
Выпуск № 1 (2001)