Главная > Выпуск № 13 > Свет разумения (К Дням славянской письменности и культуры) Лариса Фёдорова
Свет разумения
(К Дням славянской письменности и культуры) И будет славить Русь народная
Своих апостолов славян… И сладким звуком их имён Свои молитвы оглашая, Из века в век, из рода в род Она их память соблюдает. Слава Кириллу, слава Мефодию – Братьям святым. В. Тихомиров
Именно память помогает человечеству преодолевать время,
она накапливает то, что называется культурой. Д. Лихачёв
Прекрасная традиция праздновать рождение азбуки и величать славянское слово возникло не так давно – в Болгарии чествовать первоучителей начали в первом десятилетии XIX века. Но характер массовых торжеств праздник приобрёл лишь в середине века. Тогда же сложился обычай: в день святых Кирилла и Мефодия торжественно заканчивать в школах учебный год.
В России внимание к чествованию славянских просветителей было привлечено епископом Смоленским Антонием в 1861 году, и в 1862 году в университетском храме была совершена торжественная служба в память составителей славянской азбуки.
Тогда же прошло чествование солунских братьев и в Новгороде, где оно органично вписалось в программу торжеств, посвященных 1000-летию России.
Уже в 1863 году празднование проходило ещё и в Харькове, Полтаве, Петербурге, Петрозаводске, Киеве, Белгороде. В Новгороде впервые прозвучал гимн в честь Кирилла и Мефодия.
С начала 70-х гг. праздники становятся всё более скромными. И все же очень торжественно были отмечены две памятные даты: в 1869 г. – тысячелетие со дня смерти Кирилла, в 1885 г. – тысячелетие со дня кончины Мефодия.
С 1918 года от торжеств по вполне понятным причинам вообще отказались, и только в 1986 г. праздник был возрождён, ибо живы в памяти народной святые Кирилл и Мефодий, преклоняются славяне перед их свершениями, проходят торжества по всей России.
В наши дни этот праздник не только дань памяти подвигу солунских братьев. Сейчас, когда остро стоит проблема глубокого освоения духовного, исторического и культурного опыта, накопленного за несколько тысячелетий, праздник превратился в торжества, с 1991 года объявленные международными, посвященные не только возникновению славянской письменности, но и в целом славянской культуре. Теперь это Дни славянской письменности и культуры. В таком виде праздник пришел и в школы. Но, к сожалению, празднование происходит далеко не во всех школах, хотя это необходимо и учителям, и учащимся!
Время праздника обозначено точно – 24 мая. Именно этот день ещё в XVI в. Русской православной церковью был объявлен днем памяти святых Кирилла и Мефодия. Но, вероятно, проводить торжества в один день нецелесообразно, поэтому 24 мая должно стать днём заключительным, завершающим торжества. Начать же можно 23 апреля – это дата, известная русской истории как начало похода князя Игоря. Заслуживает внимания опыт проведения мероприятий в рамках Дней славянской письменности в течение всего учебного года в процессе внеклассной работы, а 24 мая устроить общешкольный заключительный праздник.
Славянская культура многоаспектна и многогранна, поэтому при планировании внеклассной работы в течение учебного года и составлении плана праздников следует определить основные темы. Таковыми могут быть следующие.
Как видно из предложенной тематики, подготовка и проведение Дней славянской письменности требует интегрирования усилий учителей разных специальностей – филологов, преподавателей истории и этнографии, изобразительного искусства, музыки, а также сотрудников школьных библиотек.
Безусловно, наибольшее внимание следует уделить первым двум направлениям – возникновению славянской письменности как «докирилловской», так и старославянской, создателями которой являются Кирилл и Мефодий. Эти материалы можно представить в самых разных формах как на уроках, так и в процессе внеурочной работы.
Данный перечень мероприятий не является исчерпывающим, он может послужить «отправной точкой» для реализации творческого потенциала каждого учителя.
Начиная разговор о происхождении письма, следует прежде всего обратить внимание на 2 признака, характеризующих письмо,
В многочисленных источниках, где анализируется развитие письменности, как правило, в качестве начального этапа упоминается язык сигналов – это, конечно, не письменность, но уже способ передачи информации (звуки, дым костров разной высоты и разного цвета; прекрасный пример о парусах из «Легенды о Минотавре» и т.п.).
Следующий этап развития письма – письмо предметное. Неизменный интерес учащихся вызывают рассказы о послании скифов персидскому царю-завоевателю Дарию – ярком примере того, что предметное письмо можно растолковать по-разному; об узелковом письме кипу, письме вампум и т.п.
Множество интереснейших сведений содержат разные источники о стадии пиктографии (piktus – нарисованный) – в качестве ярких иллюстративных материалов могут послужить фрагменты «Песни о Гайавате» Лонгфелло (Из мешка он вынул краски…) и сказки Р.Киплинга «Как было написано первое письмо»; пиктограмма индейцев США с просьбой поселиться на верхних озёрах (удивление вызывает тот факт, что датировано это послание 1849 годом); любопытнейшее любовное письмо юкагирской девушки, «Зимние рассказы» североамериканских индейцев-охотников и т.п. Следует обратить внимание на то, что пиктография не исчезла – она проявляет себя в современных знаках дорожного движения, символах спорта, эмблемах и пр.
Более высокая ступень письма – идеография (ieros – священный, отсюда название иероглиф). Иероглифы – священные знаки, и они наносились в начале своего функционирования на камни. Древнейшие идеографические системы – египетская, шумерская, китайская. Детей заинтересует рассказ о том, как был создан первый образец такого письма – результат стремления египетского фараона Нармера запечатлеть свои победы на камне; следует обязательно показать разные виды иероглифов (племени майя, вавилонскую и шумерскую клинопись, иероглифы с острова Крит).
Переходным от идеографического (иероглифического) к письму буквенно-звуковому считается письмо слоговое – деванагари, праславянские черты и резы.
Создателями звуко-буквенного письма, наиболее совершенного, принято считать семитов и финикийцев, живших на ближневосточных берегах Средиземного моря (на территории современного Ливана). Финикийский алфавит состоял из 22 букв, обозначавших только согласные буквы. В дальнейшем звуко-буквенная система была усовершенствована добавлением новых букв, незначительным изменением финикийских и изменением названий букв.
Таким образом, история письменности прошла длительный путь. Все её этапы подробно освещены в многочисленных источниках, содержащих к тому же богатейший иллюстративный материал.
В меньшей степени освещена в литературе проблема праславянской письменности. Хотелось бы обратить внимание на книги Г.С. Гриневича2 и А. Дмитренко3, где рассказывается о результатах расшифровки письменных памятников праславянской эпохи – надписей на различных предметах (грузиках, прялках, зеркалах и пр.). Так как эти книги изданы небольшим тиражом, остановимся на этом подробнее.
Что же представляла собой докирилловская письменность? То, что она существовала, – доказанный многочисленными свидетельствованиями учёных (древних и современных) факт. Она могла быть предположительно трёх видов4.
Всё это подтверждается дошедшими до нас источниками, важнейшим из которых следует признать «Сказание о письменах» черноризца Храбра – болгарского монаха, жившего на рубеже IX-X вв. Храбр говорил о двух видах письма, издавна применявшихся славянами: примитивные пиктографические и счётные знаки и греческое и латинское письмо.
Говорят о существовании дохристианской письменности у славян и археологические памятники, прежде всего надписи на различных предметах. Интересна, например, Алекановская надпись, открытая в 1897 г. В.А. Городцовым. Она состоит из 14 знаков, расположенных строкой. Знаки разные, преимущественно рисуночные – изображения человека и животных. Вот как расшифровал эту надпись Г.С. Гриневич: Надобе закрыть в чело всадив (напоминание хозяйке: не забудь закрыть горшок перед тем, как поставить в печь).
Изыскания Г.С. Гриневича вообще вызывают большой интерес. В его распоряжении было около 40 различных надписей – на грузиках (гирьках), зеркалах, прялках и пр., а также обнаруженный в южной части острова Крит при раскопках царского дворца в древнем городе Фест диск, названный Фестским. Г.С. Гриневич сумел систематизировать знаки – получился своеобразный алфавит слогового письма, состоящий из 94 знаков: 74 линейных, 11 рисуночных, 7 ограничительных и разделительных и 2 прочих5. Это ли не свидетельство существования праславянской письменности?!
Появление славянской письменности, бытующей и в наше время, связано с подвигом Кирилла и Мефодия. Литературы по данной теме очень много6, поэтому комментировать этот материал не будем, а только обратим внимание на то, что в славянской азбуке каждая буква имела значимое название, и есть предположение, что это своеобразное азбучное послание: Азъ буки веди. Глаголи добро естъ. Живете дзело, земля, ижеи како людие, мыслите нашь онъ покои ... Один из вариантов перевода этого послания: Я знаю буквы: слово есть добро.. Трудитесь усердно, земляне, как подобает (разумным) людям, постигайте мироздание! Изрекайте слово твердо (убеждённо); знание – дар Божий!. Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь! Интересны и азбучные молитвы – акростихи, один из которых исследователи приписывают самому Кириллу7.
Данная статья является попыткой оказать помощь учителю в подборе материала к проведению мероприятий в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры. Кроме того, всё это можно использовать и в элективных занятиях.
-----
1. См., например, Лыжова Л.К. Дорога к письменности. – Русский язык в школе, 1995, №2; Янченко В.Д. Лингвистический вечер для учащихся 5-6 классов. – Русский язык в школе, 1998, №2; Мекаева Н. Сказание о земле русской (сценарий праздника). – Клубный репертуар, 1997, № 10-11; Урок-семинар «Русский язык в кругу славянских языков». – РЯШ, 1983, №2. и др.
2. Гриневич Г.С. Праславянская письменность. – М., 1995
3. Дмитренко А. Памятники слогового письма древних славян. (Этрусские надписи, Фестский диск, Линейное А. и Б.) – М.: Белые альвы, 2001. – 224 с.
4. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. – М., 1965.
5. Гриневич Г.С. Указ. изд. С. 263, 266, 273.
6. Байбурова Р. Как появилась письменность у славян / Наука и жизнь, 2002, № 5, с. 48-55; Бернштейн С.Б. Константин-философ и Мефодий. – М., 1984; Воскобойников В. Кирилл и Мефодий – М.: «Росмэн», 2004; Глинкина Л.А. Аз, буки, веди…: Материалы и рекомендации к проведению праздника славянской письменности и культуры в школе. Челябинск, 1991; Истрин В.А 1100 лет славянской азбуке. – М.: АН СССР. 1963 и многие другие источники.
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu |
К 200-летию
Выпуск № 27 (2014)И. С. Тургенева Архив «Филолога»: Выпуск № 26 (2014) Выпуск № 25 (2013) Выпуск № 24 (2013) Выпуск № 23 (2013) Выпуск № 22 (2013) Выпуск № 21 (2012) Выпуск № 20 (2012) Выпуск № 19 (2012) Выпуск № 18 (2012) Выпуск № 17 (2011) Выпуск № 16 (2011) Выпуск № 15 (2011) Выпуск № 14 (2011) Выпуск № 13 (2010) Выпуск № 12 (2010) Выпуск № 11 (2010) Выпуск № 10 (2010) Выпуск № 9 (2009) Выпуск № 8 (2009) Выпуск № 7 (2005) Выпуск № 6 (2005) Выпуск № 5 (2004) Выпуск № 4 (2004) Выпуск № 3 (2003) Выпуск № 2 (2003) Выпуск № 1 (2002) |