Главная > Выпуск № 14 > Евангельские сюжеты в зеркале искусства. Страсти Христовы (продолжение)

Галина Толова
 
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ СЮЖЕТЫ В ЗЕРКАЛЕ ИСКУССТВА
 
Ты вечно новой, век за веком,
За годом год, за мигом миг,
Встаешь – алтарь пред человеком,
О Библия! о книга книг!
В.Я.Брюсов
 
Страсти Христовы:
Крестный путь. Голгофа. Распятие
 
Выражение «крестный путь» общеизвестно, оно символически означает жизнь, исполненную страданий, бедствий, которые человек стойко переносит. В библейском смысле – это целая серия эпизодов: путь Иисуса на Голгофу, несение креста, распятие и смерть Христа, снятие с креста и погребение. Согласно европейской католической традиции Крестный путь – Скорбный путь плотских, физических страданий Христа. Виа Долороза – это дорога, по которой в последний раз идет Богочеловек на мучительную и позорную смерть.
Православное понимание Крестного пути акцентирует идею избранничества и жертвенности. Страдание ради спасения людей приобретает возвышенный смысл победы над смертью и грядущего Воскресения, поэтому телесное, плотское чуждо православному взгляду.
Изображения Крестного пути и Страстей Господних, к какой бы традиции они ни относились, в какую эпоху или в каком стиле ни были бы написаны, отличаясь в частностях, близки по сути своей версии, изложенной в Евангелии.
 
Икона 14 века. Косово
 
Осужденные на распятие должны были нести крест свой, поэтому воины возложили на плечи Иисуса крест и повели на холм под названием Голгофа.
«…неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа», - повествует Иоанн (Ин. 19:17).
Считается, что на Голгофе (буквально - «череп») складывали черепа казненных в древнем Иерусалиме. Другая версия связывает Голгофу с местом захоронения Адама.
На ранних изображениях в соответствии с Евангелиями Голгофа выглядит как небольшая гора с округлой или острой вершиной.
В поздней европейской живописи художники допускали вольности в передаче места действия. Голгофа стала довольно обширным пространством, на котором можно было эффектно разместить не только главных персонажей, но и многолюдную массовку.
 

Французская миниатюра
  
Ханс Мюльтшер. 15 век
 
Изнемогший от бичеваний и душевной боли, Христос падал под тяжестью креста.
 
Доменичино. 17 век
 
М.Нестеров. 19-20 век
 
Тогда стражники схватили человека, смотревшего с состраданием на мучения Иисуса. Об этом подробно рассказывает евангелист Лука. «И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом. И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших…» (Лк. 23:26-31).
 
«И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел» (Лк.23:33-43).
 
Я. Тинторетто. 16 век
 
Осужденного на распятие обычно поднимали на вбитый заранее в землю крест. Дело это было трудное, и для его исполнения требовалось множество приспособлений (лестницы, дополнительный брус для опоры, чтобы казнимый не сорвался, веревки и проч.), которые после Иисуса стали именоваться орудиями Страстей. Возникла даже традиция их изображения.
 
 
 
 
О том, что Иисус был распят на уже установленном кресте, свидетельствовали многие авторитеты. Некоторые живописные изображения соответствуют исторической правде.
 

Новгородская икона 15-16 вв.  
  
Клеймо 14 века  
 
Однако, по мнению французского исследователя Жака Бреана, после запрета казней через распятие быстро забылось, как они происходили. И в большинстве более поздних художественных интерпретаций мы наблюдаем, возможно, менее достоверную, но зато более выразительную и динамичную картину.
 
В.Хубер. 16 век
 
Рембрандт. 17 век
 
Дж. Тиссот. 19 век
 
В нашумевшем фильме М.Гибсона воздвижение креста происходит с уже распятым на нем Христом, что весьма зрелищно, эффектно и производит на зрителя соответствующее впечатление.
Неожиданно кинематографически-зрелищно воспринимается полотно И.Репина «Голгофа».
 
И.Репин. 19 -20век
 
Распятие – кульминационный момент Страстей Христовых. Следует отметить, что в русской живописи, связанной с православной традицией более сдержанной визуализации телесного страдания Спасителя, на первый план выступает символика жертвенного страдания и духовного подвига «Агнца Божия, который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29).
Между тем, произведения русской религиозной живописи неизбежно отражали общие художественные тенденции времени их создания, мировосприятие и творческий темперамент художников.
 

А Егоров. 19 век
  
К.Брюллов. 19 век 
 
Так, А.Егоров, будучи профессором Академии художеств и глубоко верующим человеком, считал религиозную живопись своим истинным призванием. Современники воспринимали его работы как эталон академического искусства. Действительно, мы видим безупречность рисунка, тщательную моделировку форм, выстроенность композиции – качества для академической школы первостепенные, демонстрирующие высокое мастерство живописца.
В работе К.Брюллова отчетливо проявилась одна из существенных особенностей его живописи: связь классицистической традиции, которой он как ученик Егорова был верен, с чертами романтизма, усвоенными во время длительных поездок по Европе. Классицистические идеи разумности, идеального образца, уживаются у Брюллова с романтическим бунтарством и верой в красоту человеческой натуры. В искусствоведческой литературе можно встретить определение Брюллова как «гения компромисса» между идеалами классицизма и нововведениями романтизма. Выражалось это в сочетании четких пластических форм, высочайшего профессионализма в рисунке, с романтическими цветовыми контрастами, эффектами живописного освещения. Брюлловский Христос не висит на кресте, а парит или возносится.
 
Мастера второй половины XIXвека, в первую очередь – передвижники, акцентировали внимание на этических моментах Евангелия. Их трактовка новозаветных сюжетов была связана с решением актуальных вопросов взаимоотношения личности и общества, а свойственный их мышлению позитивизм удерживал их в сфере земного. Большинство картин трактуют Страсти Христовы в историческом или бытовом контексте.
 

Е.Сорокин. 19 век
   
А.Рябушкин. 19 век
 
На общем фоне реалистической живописи особо выделяется «Страстной цикл» Н.Ге, имевший трудную судьбу: вошедшие в него картины запрещались церковью, снимались с выставок, не принимались даже просвещенной публикой.
 

Н.Ге. Эскиз головы Христа
   
Н.Ге. Распятие
 
Образ Христа, созданный Ге, абсолютно не соответствовал ни церковной, ни устоявшейся художественной традиции, согласно которой Иисус – совершенный человек внутренне и внешне. Зрителя шокировал тщедушный, в лохмотьях, истерзанный, агонизирующий Христос. Экспрессивно-трагедийное звучание образа вызывало многочисленные споры и осуждение. «Защитником» и толкователем Ге выступил Л.Толстой: «…самая история жизни, смерти вдруг получает свое настоящее, обличающее людей значение, и они ужасаются и чураются».
Сам художник говорил: «Картина – не слово, она дает одну минуту, и в этой минуте должно быть всё, а нет – нет картины». Признание выразительности главной целью живописи, осознание ограниченности в этом плане передвижников с их натурализмом и морализаторством предопределяют особое положение Ге в общем процессе развития русского искусства XIX века. Искусствоведы видят в позднем творчестве Ге черты, предвосхищающие экспрессионизм, проводят параллели с норвежским художником Мунком, создателем образцовой экспрессионистской работы «Крик».
Творчество Ге перекидывает мост к новому искусству рубежа XIX –XX веков, в частности - к Врубелю, который работал в мастерской Ге и которому живопись Ге была близка если не эстетически, то идейно.
 
Изменение на рубеже веков хода истории и развития искусства разворачивает творческих людей к проблемам национального самосознания и мессианских представлений о России. В искусстве, в том числе и религиозном, тема Христа и его Страстей окрашивается в философско-символические, мистико-лирические тона. Страшное своей откровенной правдой трагическое восприятие Христа как Богочеловека-страдальца вытесняется образом, исполненным возвышенного религиозного чувства. Эту тенденцию демонстрируют произведения М.Нестерова и В.Васнецова.
 

М.Нестеров. 19-20 вв.
   
В.Васнецов.19-20вв.
 
Живопись Нестерова, акварельно-бесплотная, утонченная, легкая, передающая мистический свет, в определенном смысле близкая живописи А.Иванова, продолжала традиции средневековья и Возрождения. Работы Нестерова передают молитвенное состояние и духовное просветление.
Манера Васнецова, впечатленного стилем модерн, отражает интерес художника к линеарности, изысканной декоративности, цветовой экспрессии. Его монументальные росписи рождают ощущение трагической торжественности, таинственной недосказанности изображаемого.
 
Тема Христа с неисчерпаемостью ее смыслов волновала художников и направляла к спорным, мучительным, неоднозначным поискам, в которых формировалось интеллектуальное и духовное поле русской культуры. 
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu

К 200-летию
И. С. Тургенева


Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014)
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2004)
Выпуск № 6 (2004)
Выпуск № 5 (2003)
Выпуск № 4 (2003)
Выпуск № 3 (2002)
Выпуск № 2 (2002)
Выпуск № 1 (2001)