Главная > Выпуск № 14 > Проект отвергнут. Да здравствует проект?

Галина Ребель
 
Проект отвергнут.
Да здравствует проект?
 
На Главной странице «Филолога» в январе – феврале 2011 года регулярно появлялись материалы, посвященные полемике по поводу проекта Госстандарта образования для старших классов средней школы. Материалы эти мы включили в 14-ый выпуск журнала.
 
Проект, спровоцировавший целую лавину нареканий, возражений и возмущения, вроде бы отвергнут. По крайней мере, министр образования А.А.Фурсенко неоднократно заявлял, что без общественного согласия стандарт узаконен не будет.
 
Однако пути достижения этого согласия, т.е. конкретные мероприятия и конкретные исполнители, не обозначены. Если создателями нового варианта стандарта будут те же самые люди, мы получим очередную серию стилистических правок.
 
Раз уж педагогическая общественность однажды проявила инициативу, то логично было бы ее проявлять дальше: перейти от критики к конкретным предложениям по содержанию проекта.
 
Поскольку главным камнем преткновения в отвергнутом (?) варианте стал учебный план с весьма странным соотношением «основных» и «неосновных» предметов, именно на этом пункте мы и сосредоточимся в данном случае, предлагая свой
 
Вариант учебного плана для старшей школы.
 
Принципы:
  1. Приоритетность знания. Компетентность – это умение практически использовать, применять знания. Знание первично, компетентность вторична и не может быть поставлена во главу угла в ущерб знаниям.
  2. Право выбора, предоставляемое ученику в процессе обучения в школе, должно уравновешиваться обязательностью базового образования и не должно лишать ученика права и возможности выбора после окончания школы.
  3. Бесплатность обучения: 36 учебных часов в неделю школа обучает своих учеников бесплатно; сверх этого по обоюдной договоренности школы и родителей могут проводиться дополнительные платные занятия.
 
Учебный план для старшей школы предусматривает
 
обязательное изучение старшеклассниками следующих предметов:
 
примерная недельная раскладка часов
 
гуманитарный блок:
1) русский язык
2) русская литература
3) иностранный язык
4) история
5) обществознание
1
3
3
2
1
  10 часов
 
естественнонаучный блок:
6) география
7) биология
8) физика
9) химия
1
2/3
3/2
2/3
  8 / 9 часов
 
математический блок:
10) алгебра с элементами анализа
11) геометрия
12) информатика
2/3
3/2
2
  7 часов
 
Всего 25 (26) часов на базовое изучение предметов
 
Физкультура выносится за рамки расписания, занятия физкультурой, исходя из возможностей школы, организуются в секциях по интересам.
 
Факультативно изучаются:
1) родной язык*,
2) родная литература*,
3) мировая художественная культура,
4) второй иностранный язык,
5) экономика,
6) право,
7) краеведение,
8) экология.
Факультативным является и индивидуальный творческий проект.
 
** Родной язык и родная литература отнесены в группу факультативных предметов по двум причинам:
1) национальная самоидентификация и, соответственно, выбор родных языка и литературы – личное дело каждого;
2) неизбежное усиление миграционных процессов приведет к тому, что ученики, вместе с родителями, будут перемещаться по стране и могут в 10 или 11 классе оказаться в регионе с незнакомым для них языком, нельзя им его навязывать в качестве родного (именно по этой причине в свое время дети военных освобождались от изучения языков республик).
 
Предметы гуманитарного, естественнонаучного и математического блоков предлагаются на базовом (общеобязательном) и профильном уровнях.
 
Соответственно образовательным блокам формируются
три профиля:
гуманитарный, естественнонаучный и математический.
 
К базовой (25 /26/ часов) учебной нагрузке добавляется 10 (11) часов профильной нагрузки – всего 36 часов в неделю.
Профильная нагрузка (10 / 11 часов) распределяется по решению совета школы равномерно между предметами профиля или между двумя – тремя предметами профиля и факультативными предметами.
 
36 учебных часов в неделю – гарантированный государством и обязательный для школьника объем учебной нагрузки.
 
Школа (совет школы) выбирает
  • формат каждого профиля: распределение дополнительных (профильных) часов по предметам и факультативам;
  • формы и время проведения занятий по физической культуре.
 
Ученик выбирает:
  • профиль,
  • факультативы,
  • уровень усвоения предметов, который фиксируется оценкой.
 
Дополнительные соображения:
 
  • Нужно реабилитировать пятибалльную систему и трактовать все варианты, начиная с единицы, как соответствующие определенному уровню знаний. Единица по математике или, например, химии не должна влиять на возможность поступления в творческие и гуманитарные вузы и наоборот.
 
  • Программы по всем предметам должны быть обновлены в соответствии с современным состоянием науки, должны предусматривать два уровня (базовый и профильный) изучения предмета и соответствующие требования к усвоению знаний и параметры их оценки.
 
  • В программах по предметам должны быть актуализированы межпредметные связи.
 
  • По возможности должна быть осуществлена хронологическая синхронизация программ по русской литературе и истории.
 
Приглашаем коллег к дальнейшему участию в обсуждении проекта ФГОС для старших классов. Если мы не хотим, чтобы возмутивший общественность вариант Госстандарта с имитационными косметическими правками был принят, нужно, как любят выражаться чиновники, «отслеживать ситуацию» и по возможности активно на нее влиять.
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu

К 200-летию
И. С. Тургенева


Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014)
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2004)
Выпуск № 6 (2004)
Выпуск № 5 (2003)
Выпуск № 4 (2003)
Выпуск № 3 (2002)
Выпуск № 2 (2002)
Выпуск № 1 (2001)