Главная > Выпуск № 15 > Евангельские сюжеты в зеркале искусства. Страсти Христовы (продолжение)

Галина Толова
 
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ СЮЖЕТЫ В ЗЕРКАЛЕ ИСКУССТВА
 
Ты вечно новой, век за веком,
За годом год, за мигом миг,
Встаешь – алтарь пред человеком,
О Библия! о книга книг!
 
В.Я.Брюсов
 
СТРАСТИ ХРИСТОВЫ
Снятие с креста
Оплакивание
Положение во гроб
 
Следующие за распятием эпизоды (снятие с креста, оплакивание, положение во гроб) относятся к кругу сюжетов Страстей Христовых. Они изложены в четырех канонических евангелиях и других текстах.
 
Рассказ о снятии Иисуса с креста излагается евангелистами без особых подробностей: даже не известно, как оно происходило и кто принимал в нем участие. Единственный упоминаемый всеми персонаж – Иосиф Аримафейский – тайный ученик Христа. Когда же настал вечер, пришёл богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею. (Мф.27:7-59).
 
Поэтому в изобразительном искусстве достаточно вольно интерпретируется этот эпизод. Как правило, в нем участвуют те, кто присутствовал при распятии Иисуса: Иосиф Аримафейский, Богородица, Иоанн Богослов, Никодим, и жены-мироносицы. Эти персонажи являются основными, в связи с чем художники, выстраивая композицию, помещают их в центре картины, группируя вокруг Иисуса. Крест, с которого снимают тело Христа, определяет вертикальную ось изображения, фигуры, распределяясь сверху вниз, выстраивают треугольник.
 
  
В.Верещагин. 19 век   В.Васнецов. 20 век
 
Е.Демаков. 21 век
 
Живописцы могли включать в композицию второстепенных персонажей, толпу, тем самым придавая произведению некоторую эпичность, как у Фра Анжелико, или драматическую напряженность, как у Рембрандта.
 
Фра Беато Анжелико. 15 век
 
Рембрандт. 17 век
 
Довольно часто снятие с креста совмещалось с последующими сценами страстного цикла (оплакивание и положение во гроб).
 
Оплакивание – эпизод, предшествующий погребению, который является самостоятельной иконографической сценой. Считается, что оплакивание происходило у подножия креста на Голгофе или же у гробницы. Традиционно тело Христа изображалось лежащим на плащанице в окружении уже известных фигур, число которых варьировалось - от трех до семи. В печали и благоговении склонилась над телом сына Мария, иногда ее рисовали потерявшей сознание. Богородицу окружают и поддерживают скорбящие Иосиф, Иоан, Никодим. Мария Магдалина обнимает ноги Иисуса, святые жены утирают слезы. На изображениях могли присутствовать орудия страстей – терновый венец, гвозди от распятия, ставшие реликвиями.
 
Ярким воплощением сюжета оплакивания можно считать работу Сандро Ботичелли.
 
Сандро Ботичелли. 15 век
 
Необычно представляет сцену оплакивания другой мастер итальянского Ренессанса – Андреа дель Сарто. Он максимально приближает к зрителю фигуру Марии, заменяет людей ангелами. Поражает устремленный прямо на зрителя взгляд Богородицы, печальный и укоряющий.
 
Андреа дель Сарто. 16 век
 
Оплакивание Христа становится одной из самых распространенных тем в нидерландском искусстве XV-XVI вв.
 
Ян Мостарт. 16 век
 
В голландской живописи обращает на себя внимание тщательная светотеневая моделировка формы, тончайшая проработка деталей, интерес к бытовым подробностям и психологическому состоянию персонажей. Например, изображая Богородицу, учеников и последователей Христа, Хуго ван дер Гус показывает их обычными людьми, объединенными общим чувством безграничной печали.
 
Хуго ван дер Гус. 16 век
 
Сцена оплакивания утвердилась в искусстве достаточно поздно (примерно с XII века), но стала со временем весьма популярной.
 
Агноло Бронзино трактует сюжет в духе маньеризма, вдохновляясь скорее формальными эффектами, стремясь поразить зрителя бурной динамикой: он теснит фигуры, деформирует их, использует резкие ракурсы и движения.
 
Агноло Бронзино. 16 век
 
Некоторая искусственность и стилевая неопределенность маньеризма в 17 веке сменяется цельностью и выразительностью барокко. Так, Пауль Рубенс, обращаясь к библейскому сюжету, считает главным раскрытие мира чувств и переживаний человека во всей его полноте и неоднозначности. Его искусство, склонное к пышности и декоративности, экспрессивным контрастам и драматической патетике, гармонизировало маньеристскую эмоциональность и ренессансную основательность.
 
Пауль Рубенс. 17 век
 
Картина Уильяма Бугеро наглядно представляет все достоинства и недостатки салонно-академической школы живописи.
 
Уильям Адольф Бугеро. 19 век
 
Сюжет оплакивания сформировал канонические варианты. Если Иисус лежит на коленях Богородицы, то подобное изображение выделяется как самостоятельный иконографический тип и называется Пьета.
 
Классическим и общеизвестным воплощением данного типа является скульптурная композиция Микеланджело, находящаяся в Соборе Св.Петра в Риме.
 
Микеланджело Буонаротти. 16 век
 
  
Дирк Боутс. 16 век   П. Жуковский. 19 век
 
Плач Богородицы над телом Христа в русской традиции является важнейшим композиционным и смысловым элементом повествования. Исполненный материнской любви, он призывает всех матерей, вдов и сирот, небеса и ангелов присоединиться, рыдать и скорбеть вместе с Девой Марией. Не случайно плач Богородицы лёг в основу православного канона.
 
А. Венецианов. 19 век
 
Сюжет оплакивания часто путают с близким ему сюжетом погребения Христа. Действительно, они похожи как ситуативно, так и по составу персонажей. Разница между этими иконографическими сюжетами довольно тонкая: Оплакивание - это эмоциональная, но статичная сцена, а Положение предполагает определенное действие, придающее эпизоду разнообразие и динамику.
 
Повествование о финале Страстей Христовых содержит также промежуточные фазы (бальзамирование тела Иисуса, пеленание перед погребением, несение тела и т.п.). Плащаница, камень помазания, на котором лежало тело Христово, стали священными реликвиями. Между тем, в изобразительном искусстве эти промежуточные эпизоды встречаются довольно редко. Тем более интересно увидеть некоторые из них.
 
Аннибале Караччи. 16 век
  
Карл Блох. 18-19 век
 
Положение во гроб, или погребение Христа, согласно евангелиям, считается последним моментом, где фигурирует земное тело Иисуса. Сам эпизод с богословской точки зрения трактуется как финал искупительной миссии Христа. Вот почему традиционно ему придавалось большое значение, а искусство охотно воплощало эту сцену в самых разных вариантах.
 
Вариативность объясняется возможностью изображения события в разных местах: у подножия Голгофы, что мы видим в книжной миниатюре, у входа в гробницу, как у Фра Анжелико, или внутри пещеры.
 
  
Средневековая миниатюра   Фра Беато Анжелико. 15 век
 
Ранние изображения исполнены условности и статики. Позднеренессансные работы являют разнообразие стилистических подходов и пространственных решений.
 
  
Лука Сигнорелли. 16 век   Якопо Понтормо. 16 век
 
Пространство у Луки Сигнорелли замкнуто и уравновешено, изображение дистанцировано от оценивающего взгляда зрителя.
 
Маньерист Якопо Понтормо активно расшатывает архитектонический костяк картины компоновкой фигур.
 
  
Караваджо. 16 век   Рембрандт. 17 век
 
Стоявший у истоков барокко Караваджо и близкий барокко Рембрандт добиваются эмоциональной экспрессии и высокого напряжения, используя эффекты освещения. Их работы объединяет внутренний драматизм борьбы личного и внеличного. У Рембрандта фигура Христа является источником света, причем не только в физическом смысле, но и духовном.
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu

К 200-летию
И. С. Тургенева


Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014)
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2004)
Выпуск № 6 (2004)
Выпуск № 5 (2003)
Выпуск № 4 (2003)
Выпуск № 3 (2002)
Выпуск № 2 (2002)
Выпуск № 1 (2001)