Главная > Выпуск № 15 > Интерактивная доска на уроках русского языка

Татьяна Лось
 
Интерактивная доска на уроках русского языка
 
Урок как непосредственный инструмент реализации основных идей информационно-коммуникационных технологий требует максимально тщательной разработки. Именно уроки являются той лакмусовой бумажкой, которые показывают эффективность работы. Это одновременно и конечный результат, и последняя стадия оформления, реализации идей, заложенных разработчиками тех или иных технологий.
 
Подготовка уроков с интерактивным оборудованием требует еще более тщательной подготовки, чем обычных занятий. «Режиссура урока» в данном случае не просто новомодный термин, а важная составная часть подготовки к учебному занятию. Проектируя будущий урок с интерактивной доской, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Стоит сразу же задуматься о том, как учитель будет управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения.
 
Интерактивная доска – сенсорный экран, присоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Доска проста в использовании. Достаточно прикоснуться к ее поверхности, чтобы начать работу на компьютере. Интерактивная доска имеет интуитивно понятный, дружественный графический интерфейс. Работа с интерактивными устройствами (досками) существенно помогает в образовательном процессе. Это хороший выбор для тех преподавателей, которые хотят заинтересовать своих воспитанников, повысить посещаемость, облегчить усвоение материала, а также помочь учащимся с физическими недостатками.
 
Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации. Это позволяет с помощью компьютера представлять информацию в различных формах, таких как:
  • изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды;
  • звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка;
  • видео, сложные видеоэффекты;
  • анимации и анимационное имитирование.
Обучение с помощью интерактивных досок существенно отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного проведения занятия одни и те же. Прежде всего, любое занятие, в том числе и с использованием интерактивных технологий, должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает учащимся лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают.
 
Этапы Содержание Цели Условия достижения положительных результатов
Организационный, целеполагание тест «Ярмарка настроений»,

демонстрация темы и целей урока,
подготовить учащихся к работе на уроке доброжелательный настрой учителя и учащихся;
быстрое включение в деловой ритм;
обеспечение полной готовности класса и к работе.
Проверка домашнего задания демонстрация правильного выполнения заданий, вызывающих затруднения, вопросы для проверки знаний, тест, индивидуальное задание выявить уровень знаний учащихся по заданному на дом заданию выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса;
устранение типичных ошибок;
обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися;
индивидуальная работа
Актуализация опорных знаний и способов действий вопросы и задания, подводящие к необходимости изучения темы; краткое обобщение по пройденному материалу;
повторение с помощью эл. пособий
восполнить недостающие у учащихся знания, вспомнить необходимые опорные знания и способы действий формирование дидактической цели вместе с учащимися; использование различных приемов организации деятельности учащихся по принятию цели
Формирование новых понятий и способов действий демонстрация основных понятий, схем, таблиц, рисунков, анимации, видеофрагментов, иллюстрирующих особенности нового материала объяснение новой темы применение различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения, систематизация новых знаний
Применение знаний, формирование умений вопросы и задания, требующие мыслительной активности и творческого осмысления материала, возможность демонстрации правильного решения при возникновении затруднений выполнение тренировочных заданий использование различных способов закрепления знаний; возможность дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны; умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями
Контроль и учет знаний Дифференцированный подход (подбор заданий разного уровня сложности), использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний организация контроля и самоконтроля использование различных способов контроля и самоконтроля знаний; рецензирование работ учащихся с указанием положительных моментов и недостатков в знаниях
Рефлексия, итог урока Анализ проделанной работы, выставление и комментарий к оценкам Подведение итогов доброжелательный настрой учителя и учащихся на самостоятельную работу дома
 
Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
  1. усвоить базовые знания по предмету;
  2. систематизировать усвоенные знания;
  3. сформировать навыки самоконтроля;
  4. сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности;
  5. оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Структура занятия с использованием интерактивных устройств может меняться. А в некоторых случаях интерактивная доска может стать незаменимым помощником, например, при так называемом индуктивном методе преподавания, когда учащиеся приходят к тем или иным выводам, сортируя полученную информацию.
 
Преподаватель может по-разному классифицировать материал, используя различные возможности доски: перемещать объекты, работать с цветом, привлекая к процессу учащихся, которые затем могут самостоятельно работать в небольших группах. Иногда можно снова обращать внимание учащихся на доску, чтобы они поделились своими мыслями и обсудили их перед тем, как продолжить работу.
 
Однако, важно понимать, что эффект от использования интерактивных технологий во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные возможности доски.
 
Работа с интерактивными досками делает любое занятие динамичным, благодаря этому можно заинтересовать учащихся уже на начальном этапе урока. Можно, к примеру, написать на доске задания или вернуться к предыдущему материалу, чтобы проверить, как учащиеся его усвоили.
 
Методика использования мультимедиа технологий предполагает:
  1. совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
  2. усиление мотивации учения;
  3. улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;
  4. повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
  5. демонстрацию возможностей компьютера не только как средства для игры.
Доска может быть использована:
 
1) Для анонсирования темы.
Например, до урока русского языка в 5 классе на 1 слайде представлена тема в виде ребуса или анаграммы.
 
 
Учащиеся еще на перемене ломают голову, но справляются – «Имя существительное»!
 
Или вывожу на доску анимированные иллюстрации из рубрики «Русский язык в картинках» по теме «Фразеология».
 
 
В течение урока все заявленные в слайд-шоу на перемене иллюстрации анализируются. Ребята демонстрируют знания по теме, предлагают свои варианты. Такая презентация темы никогда не оставляет равнодушными даже старшеклассников.
 
2) Как сопровождение объяснения учителя, повторение или обобщение изученного.
 
Для уроков создаю мультимедийные презентации и флипчарты, содержащие краткий текст, основные схемы, рисунки, видеофрагменты, которые впоследствии систематизирую по темам.
 
 
Так, на уроке по теме «Разносклоняемые существительные» использую иллюстрацию из брошюры Бурмако В.М. «Русский язык в рисунках». Предлагаю пятиклассникам лингвистическое наблюдение: рассмотреть слова с точки зрения фонетики (во всех словах, кроме слова ПУТЬ, по два слога, имеют окончание –я), лексики (распределение однозначных и многозначных слов, определение их лексического значения), морфологии (категория, род, склонение). Задаю вопрос: Почему нельзя определить, к какому склонению относится данные слова? Делаем выводы. Следующий слайд содержит итоговое правило правописания разносклоняемых существительных и дифференцированные задания.
 
При подготовке урока чаще всего использую такой прием, как «наложение», который уместен в тех местах презентации или флипчарта, где необходимо проиллюстрировать в компактной и образной форме суть построения ряда объектов или процессов, изложить последовательность происходящего языкового явления.
  
Изучение темы «Тире между подлежащим и сказуемым». На уроке использую прием типа "каширования ". Суть этого приема заключается в том, что заполненная текстом таблица сначала закрыта, а затем происходит постепенное ее раскрытие. При работе с флипчартом эту функцию выполняет «шторка». Создается иллюзия движения непрозрачной бумаги по таблице, раскрывающей таблицу по частям. В процессе знакомства с темой параллельно идет работа по подбору примеров из учебника и записи в тетради. Объектами подобной анимации могут быть схемы, блок-схемы или части линейного текста. Особенно это удобно при работе в старших классах по разделу «Синтаксис».
 
 
 
При обучении синтаксическому разбору простого предложения в 5 классе предлагаю презентацию с приемом типа "движения в пространстве". Основу зрительного ряда составляют рисунки, репродукции картин, примеры простых предложений. Они обеспечивают особый эффект при сочетании красочности, анимации и необходимой учебной информации. В такие презентации можно включать учебные картины и видеофрагменты.
 
 
 
Часто на уроках использую различные инструменты: примечания, указатели, часы. Например, на обобщающем уроке «Однородные члены предложения и знаки препинания при них» предлагаю восьмиклассникам расставить запятые, сделать вывод и, открыв примечание в верхнем правом углу флипчарта, проверить себя. Игровые моменты с использованием инструмента «Часы» «Кто быстрей и правильней…» нравятся учащимся средних классов. Циферблат выводится на доску, после заданного времени раздается бой курантов, флипчарт меняется, либо закрывается шторкой. Дальнейшее выполнение задания невозможно.
 
В результате четырехлетней работы с интерактивной доской организовала «Конструктор уроков русского языка для 5-9 классов», куда включила весь наработанный материал. В настоящий момент это мой незаменимый помощник в работе с 11 классом при подготовке к государственному тестированию.
 
3) Для контроля знаний.
 
Использование компьютерного тестирования с помощью AKTIVOTE (радио пультов) повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты создаю в вариантах именованного, анонимного режимов, ответы программирую, смену слайдов настраиваю на автоматический переход через определенный интервал времени.
 
Тесты также набираю в программе Microsoft Power Point, а затем преобразую во флипчарт, либо сразу работаю в программе Aktivstudio. Обязательно сохраняю и систематизирую по разделам и темам, т.к. подобный способ контроля использую начиная с 5 класса.
 
Результаты тестирования анализирую сразу же после проведенной работы, в конце урока или на последующих занятиях, т.к. они сохраняются в памяти компьютера.
 
Особого внимания требует вопрос совместного использования мультимедийных презентаций, работой с Интернет сайтом и электронным учебником на одном уроке. Не следует опираться только на возможности компьютера, хотя он предоставляет великолепные средства для наглядного и красочного представления информации по изучаемой теме. Тексты основных определений и другие основополагающие сведения по изучаемой теме все же должны остаться у учащихся в виде "бумажной копии". Функции мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей строго разделены и дублировать друг друга должны только там, где это действительно необходимо.
 
Учеников привлекает новизна проведения подобных уроков. В классе во время уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. Учащиеся самостоятельно работают с учебной, справочной и другой литературой по предмету, у них появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания, повышается самооценка.
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu

К 200-летию
И. С. Тургенева


Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014)
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2005)
Выпуск № 6 (2005)
Выпуск № 5 (2004)
Выпуск № 4 (2004)
Выпуск № 3 (2003)
Выпуск № 2 (2003)
Выпуск № 1 (2002)