Главная > Выпуск № 16 > Из истории допечатной книги. Статья первая Лариса Фёдорова
Из истории допечатной книги
Статья первая Чтение и письмо открывают человеку новый мир.
Н.М.Карамзин Книга – это духовное завещание
одного поколения другому А.И.Герцен Такое привычное слово – КНИГА. Какова же история этого слова и предмета, обозначаемого им?
Происхождение слова объясняется таким образом: праславянское kъniga, возможно, заимствовано из тюркских языков. Ср. др.-тюркск. kuinig – «свиток», представляющее в этих яз. переоформление синонимического слова кит. яз. Менее вероятны объяснения слова книга из др.-сканд. Kenning – «учение» и из ассирийского kunukku – «печать».
С появлением письменности возникла необходимость передачи разнообразнейшей информации, закрепления её. Предвестниками книг были надписи, которые вырезались на дереве, костях животных; надписи высекались и рисовались на гальках, скалах, стенах жилищ. Но уже в древние времена, что подтверждается археологическими изысканиями, создавались именно книги – не надписи, не отдельные высказывания, а тексты, содержащие достаточно большой объём информации.
Итак, книги появились много веков назад. И люди оказались весьма изобретательными в используемом материале. Какими же были допечатные книги древности? Покажем на наиболее интересных примерах.
1. Каменные книги.
Эти законы были увековечены на большом чёрном базальтовом столбе высотой около двух метров и весом 10 тонн. Наверху лицевой стороны столба изображён царь, стоящий перед богом Солнца Шамашем — покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба. Письмена расположены сверху вниз. Текст распадается на три части. Первая – обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения следуют статьи законов (их 282), которые, в свою очередь, заканчиваются обстоятельным заключением. Если перенести текст в современный книжный формат, то получится книга в 25 – 30 страниц.
Памятник сохранился неплохо. Лишь статьи последних столбцов лицевой стороны были стёрты. Обнаружен был в персидском городе Сузы. В настоящее время находится в Париже (Лувр).
а) Рельеф царя Дария. б) Роулинсон, обнаруживший
и расшифровавший Бехистунскую надпись. Вот часть Бехистунской надписи.
Говорит царь Дараявауш:
«Ты, который в грядущие дни Увидишь эту надпись, Что я повелел выгравировать в скале, И эти изображения людей, Ничего не разрушай, не трогай; Позаботься, пока у тебя есть время, Сохранить их в целости...»
2. Глиняные книги.
Глиняные книги были обнаружены при раскопках древних шумерских городов. Книги создавались так: брали глину, размешивали её с водой и разминали до тех пор, пока не получалось густое и вязкое тесто. Его раскатывали тонким слоем, нарезали на ровные прямоугольники (32 х 22 см, толщина от 2 до 2,5 см) и оставляли подсохнуть. На эти слегка подсохшие, но ещё влажные и мягкие глиняные прямоугольные плитки наносили письменные знаки. Самой удобной для письма оказалась тростниковая палочка с острым концом. Чтобы она не скользила по глине, ее кончик делали треугольным.
На мягкой глине треугольный конец палочки оставлял знак с утолщением. Каждый знак состоял из одной или нескольких черточек, которые выходили очень похожими на маленькие клинья (клинопись). Когда текст заполнял всю табличку, ей давали высохнуть.
Так писали на глиняных табличках
Если запись не умещалась на одной стороне, табличку переворачивали и писали на другой. Если нужно было исправить ошибку, плитку размачивали, заравнивали и вновь наносили текст.
Что интересно, ассирийцы придумали вырезать на деревянных досках нужные надписи и делать с них оттиски на глиняных табличках. Делалось это с той целью, чтобы не переписывать многократно государственные и хозяйственные документы, которые нужно было рассылать во все концы огромной Ассирийской державы.
Когда информация была объёмной и фиксировалась на нескольких табличках, то они складывались в ящики, к которому прикреплялась тоже глиняная плитка с названием и именем автора.
История сохранила сведения о существовании первых библиотек, содержащих такие ящики-книги, каждая из которых состояла из нескольких десятков или даже сотен плиток, пронумерованных как страницы. Прекрасное свидетельство тому – библиотека Ашшурбанипала, обнаруженная в развалинах царского дворца в древней столице Ассирии Ниневии. В библиотеке хранилось около тридцати тысяч «глиняных книг».
Книги лежали в специальных ящичках или просто столбиками на полках и расставлены были в строгом порядке по соответствующим отделам. Там были исторические тексты, списки законов, медицинские справочники, описания путешествий, молитвы и мифы, гимны и сказания, словари со списками шумерских слоговых знаков и грамматических форм и даже словари иностранных слов, так как Ассирия была связана со многими странами. Найти нужную книгу было легко и просто: к каждой полке прикреплялась небольшая глиняная бирка с названием отдела.
На каждой табличке внизу было полное название книги. Рядом ставили номер страницы. Кроме того, во многих табличках каждая последняя строка предыдущей страницы повторялась в начале следующей.
Имелся в библиотеке и своеобразный каталог, в котором записывали название, количество строк, отрасль знаний – отдела, к которому данная книга принадлежала.
Как же пополнялось это книгохранилище? Книги привозили из побежденных Ассирией стран, покупали в храмах других городов или у частных лиц. Ведь с тех пор как появились книги, появились и книголюбы.
Эта библиотека хранила на глиняных страницах своих книг почти все, чем была богата культура Шумера и Вавилона.
Во время сильного пожара при захвате Ниневии вавилонянами и мидийцами (VII в. до н.э.) «глиняные книги» прошли обжиг, закалились и таким образом сбереглись. Но, к сожалению, многие разбились. И всё равно время не смогло разрушить глиняные книги. Сейчас отдельные из них хранятся в Лондоне, в библиотеке Британского музея.
3. Книги на металле
Пещера в Иордании, где были обнаружены книги
Тексты еще не прочитаны полностью, но уже известно, что они принадлежат первым христианам, которые бежали в этот регион современной Иордании после падения Иерусалима.
На первой странице одного из кодексов – портрет неизвестного, предположительно Иисуса Христа в терновом венце.
Золотая страница, конечно же, не древняя. Начало работы над копией датируется 2006 годом, и это уже не искусство создания книги, а ювелирное искусство.
4. Пальмовые книги.
Пальмовые листья оказались удобным материалом для письма в странах Азии. Листья сушили, полировали, а потом вырезали прямоугольники шириной 10-15 и длиной 30-60 сантиметров. Буквы на такие листы наносились или тростниковыми палочками, или стальным стилом. Листы пальмовых книг украшались лаком и золотом, заключались в переплет - дощечки из ценных пород дерева. Добавим, что чернила изготовлялись из смеси сажи с соком сахарного тростника.
В Индии из пальмовых листьев делали целые книги без переплёта. Подровняв края, листья обрезали и сшивали ниткой. Сверху золотили или раскрашивали. Получалось очень красиво, правда, книга была больше похожа на жалюзи.
Древнеиндийские пальмовые книги
Пальмовые книги разнообразны по содержанию: философские, филологические произведения, хроники, сочинялись драмы на темы дворцовой жизни, стихи и поэмы.
До сих пор в Индии существуют астрологические библиотеки пальмовых книг, хранящие описания судеб по астрологическим признакам.
Страницы книги из пальмовых листьев
Складная книга из пальмовых листьев. Монголия. 13 век
Продолжение следует
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu |
К 200-летию
Выпуск № 27 (2014)И. С. Тургенева Архив «Филолога»: Выпуск № 26 (2014) Выпуск № 25 (2013) Выпуск № 24 (2013) Выпуск № 23 (2013) Выпуск № 22 (2013) Выпуск № 21 (2012) Выпуск № 20 (2012) Выпуск № 19 (2012) Выпуск № 18 (2012) Выпуск № 17 (2011) Выпуск № 16 (2011) Выпуск № 15 (2011) Выпуск № 14 (2011) Выпуск № 13 (2010) Выпуск № 12 (2010) Выпуск № 11 (2010) Выпуск № 10 (2010) Выпуск № 9 (2009) Выпуск № 8 (2009) Выпуск № 7 (2005) Выпуск № 6 (2005) Выпуск № 5 (2004) Выпуск № 4 (2004) Выпуск № 3 (2003) Выпуск № 2 (2003) Выпуск № 1 (2002) |