Главная > Выпуск № 16 > «Дети Арбата» на уроке в 11-ом классе Татьяна Ячменёва
«Дети Арбата»
на уроке в 11-ом классе До урока
Когда стало ясно, что предстоит давать урок по проблеме компетентностного подхода в преподавании литературы, был соблазн выбрать для чтения произведение малого жанра – рассказ, новеллу: текстов удобных много, можно даже на уроке успеть прочитать. Это был соблазн от лукавого. Беда, что мы ему часто поддаемся.
Открытый урок дает большие возможности: ученики, волнуясь не меньше учителя, готовятся к уроку гораздо серьезнее, чем к обычному, им тоже хочется показать себя с лучшей стороны, они тоже заинтересованы в результате. И не использовать такой момент для их встречи с хорошей серьезной книгой, не поощрить их к чтению большой во всех отношениях книги было бы грешно. В начале 2011 года отмечали столетие со дня рождения Анатолия Рыбакова. Я выбрала его роман. Двадцать лет назад мы с десятиклассниками читали и обсуждали его, этот урок они помнят и сегодня (говорили об этом на встрече по случаю 20-летия окончания школы). Интересны были впечатления нового поколения.
Материалы к уроку «Роман А.Рыбакова «Дети Арбата»: образы и проблемы»
Роман А.Рыбакова «Дети Арбата» относится к так называемой «возвращенной литературе». Автор писал его в 60-ые годы XX столетия во время хрущевской оттепели. А появился он в печати в конце 80-х годов. Люди старшего поколения помнят, какое сильное впечатление произвело это произведение на читателей.
Но прошли годы, сегодня другое время, выросло новое поколение. И интересно выяснить: утратил ли роман Рыбакова свое значение, по праву ли он вошел в ряд произведений русской классики прошедшего века.
Начнем разговор с обмена впечатлениями: чем «зацепил» роман, что показалось интересным, важным, какие события взволновали, кто из героев понравился – не понравился, что осталось неясным.
(Идет обмен впечатлениями, в ходе которого выясняется, что учащихся больше затронули судьбы молодых героев романа, что главы о Сталине им кажутся даже лишними, что личность Саши Панкратова оценивается ими неоднозначно.)
Постижение смысла художественного текста – это серьезная работа, большой труд.
– На чем нам следует непременно остановиться, учитывая ограниченность времени урока, чтобы понять замысел Рыбакова?
Учащиеся говорят, что главное – это образы героев романа и проблемы, с ними связанные.
Итог первой части урока – формулировка темы: «Роман А.Рыбакова “Дети Арбата”: образы и проблемы».
Рыбаков указывает точную дату описываемых событий – 1934 год.
– Что происходит в нашей стране в это время?
Называются такие события: создание колхозов, промышленных предприятий в ходе первых пятилеток, борьба с оппортунистами, XVII съезд партии большевиков.
Все герои романа так или иначе вовлечены в происходящее. Они молоды, жизнь их насыщена разными событиями. Но одно событие – и оно в центре повествования – стало знаковым, в нем – трагический нерв этой эпохи.
– О каком событии речь?
Учащиеся говорят об исключении Саши Панкратова из института и его аресте.
Представим, что прошло какое-то время и эти «дети Арбата» – Нина, Лена, Юра, Максим, Варя, Саша, Вика – вновь собрались вместе, чтобы вспомнить 34-ый год и себя в нем.
– Что они могли бы рассказать?
Заранее подготовленные учащиеся выступают с монологами от лица своих персонажей, а остальные по завершении такой «переклички» оценивают, кто из выступающих точнее передал суть личности героя романа и его жизненную позицию в 1934 году.
– Какую проблему, на ваш взгляд, решает автор образами молодых героев романа и насколько она нова?
Учащиеся приходят к выводу, что образы этих героев романа связаны с традиционной для русской литературы проблемой – проблемой выбора.
– В чем особенность всей системы образов героев в романе? Можно ли эту особенность считать «изобретением» Рыбакова?
Учащиеся отвечают, что в романе наряду с вымышленными персонажами есть и личности исторические, такие как Сталин, Киров, Орджоникидзе. Такое сочетание мы видели в повести Пушкина «Капитанская дочка», в романе Толстого «Война и мир».
Но Рыбаков, писавший роман в 60-ые годы, создавал образ человека, которого еще хорошо помнили миллионы советских людей. Автор не раз говорил, что он проштудировал все собрание сочинений Сталина. И тем не менее, ответственность была огромна, а прием, которым пользуется Рыбаков при создании образа «отца народов», очень рискованный, но и очень интересный.
Учащиеся вспоминают название приема — внутренний монолог и несобственно-прямая речь – и объясняют его функцию.
Рыбаков через внутренний монолог, несобственно-прямую речь раскрывает сущность личности Сталина так, как ее понимала советская интеллигенция 60-годов. Слушаем фрагмент такого монолога и пробуем определить точку зрения автора и сформулировать проблему, связанную с образом Сталина.
Подготовленный учащийся читает выбранный им фрагмент, и учащиеся приходят к выводу: Сталин у Рыбакова — тиран, воплощение насилия, рождающего страх; проблема, поставленная на материале этого образа – это проблема власти; образ Сталина напоминает образ Благодетеля из романа Е.Замятина «Мы».
Возвращаемся к размышлениям над судьбой главного вымышленного героя. Жизнь Саши Панкратова вступила непосредственное соприкосновение с личностью Сталина.
– Есть ли логика в выборе Рыбаковым главного героя? Почему именно Саша? Мог ли быть арестован кто-либо другой из молодых героев?
– Какими качествами наделяет автор Сашу? Можно ли назвать Сашу невинной жертвой? Винит ли он Сталина?
Обсуждение показывает, что ученики по-разному оценивают Панкратова, но большинству он не симпатичен, приводят примеры из ссыльной жизни Саши, когда он вел себя недостойно.
– Перед уроком были прочитаны статьи Л.Аннинского «Отцы и дети Арбата», А.Ланщикова «Мы все глядим в Наполеоны…», А.Бочарова «Противостояние».
– Чья точка зрения на соотношение образов Сталина и Панкратова вам ближе?
Учащиеся формулируют точку зрения каждого критика: по мнению Бочарова, Саша противопоставлен Сталину, это два полюса; Аннинский и Ланщиков убеждены, что такие, как Саша, виноваты в появлении таких, как Сталин, они оправдывают и поддерживают его власть. Последняя точка зрения оказалась ближе учащимся, они считают, что человека, поддерживающего деспотическую власть, нельзя считать невинной жертвой этой власти.
– Какая проблема связывает образы Панкратова и Сталина?
Учащиеся формулируют проблему так: кто виноват в появлении сталиных? при каких условиях возможна власть тирана?
Вопросы, вынесенные в заголовок урока, обсуждены, предлагаю снова поделиться впечатлениями.
Итоговый обмен впечатлениями показал, что, благодаря обсуждению текста романа, смысл его стал более понятен, учащиеся увидели связь книги Рыбакова с произведениями с русской классики, подчеркнули, что традиционные проблемы Рыбаков решает на материале судеб людей, живущих в период сталинских репрессий, особенно интересным им показалось то, что это судьбы практически их ровесников. Учащиеся отметили, что современным роман делает мысль об ответственности каждого за происходящее в мире, которая прозвучала еще в романе Толстого «Война и мир».
После урока
Урок по роману Рыбакова был дан в рамках районного семинара «Аналитическая деятельность учителя». Анализируя увиденное, учителя бурно обсуждали вопрос, можно ли считать этот урок компетентностным. В конце концов решили, что если урок литературы побуждает к размышлению, то он формирует у учащихся те компетенции, о которых так много говорят сегодня.
Вот выдержки из письменных работ, которые одиннадцатиклассники написали спустя некоторое время.
«На меня сильное впечатление произвела сцена со священником. Когда Саша по пути в ссылку остановился в какой-то деревне, священник, первый раз его видевший, положил Панкратова на свою кровать, чтоб он не простудился, а сам лег на холодный пол. А школьные друзья о Саше забыли. После чтения романа у меня возникли мысли: каких друзей можно считать настоящими? что было бы со мной, если б я оказался на месте Саши? И, конечно, мне стало интересно узнать, что будет с Сашей дальше» (Камчатов Игорь).
«Я считаю, что главная задача Рыбакова была показать нам, как утверждался культ личности Сталина. И то, что выбран 1934 год, правильно, именно тогда Сталин начинает подчинять своей воле миллионы людей. После чтения романа я лучше понял, почему происходили трагические события 30-годов, осознал, что именно Сталин возглавлял произвол и беззаконие в стране, глубже понял, какие побуждения им руководили. Роман “Дети Арбата” должен прочитать каждый» (Антонюк Матвей).
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu |
К 200-летию
Выпуск № 27 (2014)И. С. Тургенева Архив «Филолога»: Выпуск № 26 (2014) Выпуск № 25 (2013) Выпуск № 24 (2013) Выпуск № 23 (2013) Выпуск № 22 (2013) Выпуск № 21 (2012) Выпуск № 20 (2012) Выпуск № 19 (2012) Выпуск № 18 (2012) Выпуск № 17 (2011) Выпуск № 16 (2011) Выпуск № 15 (2011) Выпуск № 14 (2011) Выпуск № 13 (2010) Выпуск № 12 (2010) Выпуск № 11 (2010) Выпуск № 10 (2010) Выпуск № 9 (2009) Выпуск № 8 (2009) Выпуск № 7 (2005) Выпуск № 6 (2005) Выпуск № 5 (2004) Выпуск № 4 (2004) Выпуск № 3 (2003) Выпуск № 2 (2003) Выпуск № 1 (2002) |