Главная > Выпуск № 16 > К 80-летию Евгения Широкова

Тамара Шматёнок
 
К 80-летию Евгения Широкова
 
 
28 марта Народный художник СССР Евгений Николаевич Широков отметил свой 80-летний юбилей.
 
Это событие вызывает желание с позиций сегодняшнего дня оценить то, что сделано мастером, побуждает к определенным обобщениям.
 
Творческая судьба художника успешна даже по сегодняшним меркам. Его работы выставлены более чем в 15 музеях России, в том числе в главной сокровищнице национального искусства – Государственной Третьяковской галерее.
 
Что же позволило ему в непростые советские времена преодолеть провинциализм и стать не только одним из наиболее известных художников Уральского региона, но и заметной фигурой общероссийского масштаба? Слагаемых успеха много.
 
Способности к изобразительному искусству мальчик из Касли, прославленного центра уральского художественного литья, почувствовал в себе рано. Вспоминая о детстве, художник напишет, что с пяти лет «карандаш просто не выпускал из рук». А первые уроки мастерства и благословение на профессию художника дал подростку один из знаменитых каслинских мастеров, по оценке Евгения Николаевича, «слава и гордость России, <…> уникальный человек», – Павел Степанович Аникин. Многое в мировоззрении художника предопределила и особенная уральская горнозаводская среда.
 
Важный компонент успеха – хорошая школа. Е.Н.Широков в этом глубоко убежден, поэтому уже 18 лет передает свой опыт студентам, будущим художникам. Вопрос о сохранении школы для Широкова не праздный, он напрямую связан с пониманием целей и задач искусства. Не близки художнику идеи, утверждающие приоритет самовыражения как главной цели искусства. Для «самовыраженцев» цель – это они сами, это разросшееся до космических масштабов «посмотри, каков я». Для Широкова искусство – миссия, оно должно нести людям правду, красоту, нравственность. «Без образования, без школы невозможно говорить о великом предназначении искусства» – считает он. «Трудно уразуметь, что традиции русской реалистической школы <…> мы можем не сохранить», – сокрушается мастер.
 
Сам Широков получил основательную выучку. Овладевать мастерством художника он начал в заводской школе г.Касли Челябинской области, продолжил в художественном училище Свердловска, а затем учился в одном из самых авторитетных и престижных ВУЗов страны – Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И.Мухиной, после окончания которого в 1958 году местом жизни и работы выбрал Пермь.
 
Приезд Широкова в Пермь не был случайностью, хотя внешне это выглядит именно так. После успешного завершения учебы по дороге из Ленинграда в Свердловск он заезжает в Пермь к другу- художнику П.Ф.Шардакову на один день, а остается на всю жизнь.
 
Думается, Широкову повезло с Пермью. И городу повезло: в своем творчестве Широков выразил нечто необходимое и важное именно для Пермской культуры.
 
Что-то удерживало, а главное – «питало» Широкова на Прикамской земле. Может быть, желанию остаться в городе способствовало то, что в Перми молодому художнику с первых дней везло на встречи с яркими, незаурядными личностями, представителями различных сфер культуры и искусства.
 
До сих пор с огромной благодарностью вспоминает Евгений Николаевич необыкновенное доверие и человеческое тепло, с каким встретил молодых художников председатель Пермского совнархоза А.С. Солдатов. Неопытные, только начинающие художники сразу же получили очень крупный и ответственный заказ на роспись корпуса на курорте всесоюзного значения Усть-Качка. Когда комиссия приехала принимать законченную работу, Солдатов решительно поддержал новую живопись молодых авторов, непривычную и раздражавшую не только многих зрителей, но и профессиональных художников. Он первым подошел к взволнованным молодым монументалистам, напряженно ожидающим выводов комиссии, пожал им руку и поздравил с творческим успехом. После этого последовали другие крупные заказы на монументальные росписи, по тем временам хорошо оплачиваемые. Широков почувствовал заинтересованность в себе как в профессиональном художнике. Это окрыляло, создавало ощущение карьерной и творческой перспективы. Е.Н.Широков не забудет о том участии, которое проявил А.С.Солдатов в его судьбе, и уже зрелым мастером напишет портрет этого выдающегося организатора промышленного производства Прикамья.
 
«Повинен» в том, что Широков стал пермяком и пермский балет, подаривший ищущему, талантливому новичку яркие и незабываемые впечатления. Пермский балет стал целым этапом в творчестве молодого художника, он вдохновил его на создание более десятка живописных произведений.
 
 
Евгений Николаевич любит вспоминать о том, что именно в хореографическом училище он нашел свой приют: первой его мастерской стала небольшая комнатушка, которую смогла выделить ему тогдашний директор училища Н.А. Багина. Она же и посоветовала Широкову писать балерин. Балет захватил и очаровал молодого человека, открыл художнику новый для него мир – утонченный и одухотворенный. «На меня будто вдохновение снизошло» – напишет позднее мастер. Он посещал спектакли, вдохновлялся не только танцем, но и общением с артистами, людьми сильными и яркими.
 
Особое место в творчестве художника занимают работы в жанре портрета.
 
 
Герои многочисленных портретных полотен Широкова – интеллигенты, представители творческих профессий. Среди моделей Широкова – выдающиеся люди своего времени, определявшие современные пути развития искусства. Это и москвичи, и ленинградцы, и уральцы: композитор Д.Б. Кабалевский, ведущие артисты Ленинградского Большого драматического театра Е.Копелян и Е.Лебедев (в роли Холстомера), один из крупнейших режиссеров ХХ века Г.Товстоногов, актер И.Смоктуновский (в роли Гамлета), Л.Чурсина и А.Миронов, поэт Ю.Друнина и драматург А.Каплер, писатель и критик В.Курбатов, свердловский художник Е.Гудин, пермские знаменитости: поэт В.Радкевич, художники Т.Коваленко и М.Тарасова, журналист Б.Назаровский, конструктор авиадвигателей П.А.Соловьев. Можно сказать, что Широков написал историю современной ему России, персонифицированную в лицах современников.
 
 
Портрет Ефима Копеляна
 
Почему же именно портрет стал визитной карточкой Широкова?
 
Думается, портретное творчество позволило найти себя, стало своеобразным инструментом самопознания и самоопределения в потоке свершающейся на глазах истории. Работы Широкова обобщенны и монументальны, наполнены романтической верой в человека, в его способность созидать, преобразовывать жизнь, делать ее светлее и лучше. Художником двигало убеждение, что творчество возвышает человека, позволяет ему вступить в сотворчество со временем и в, конечном итоге, делает человека творцом истории. Герои на полотнах художника представлены людьми, живущими своим призванием.
 
 
Портрет Леонарда Постникова
 
Одно из самых известных произведений Широкова – портрет Виктора Петровича Астафьева, написанный им в 1969 году и почти сразу же приобретенный Третьяковской галереей. Работая над портретом Астафьева, Широков прикоснулся жизни, наполненной глубоким драматизмом, нашел своего героя – зрелого и крепкого, воплощающего активную силу современности. Когда создавался портрет, Астафьев жил в Перми и занимался правкой повести «Пастух и пастушка», которая готовилась к печати в Москве. За этим занятием и изобразил его Широков. Художнику удалось уловить состояние времени, его дух и настроения, которые определялись жаждой перемен, стремлением опереться на подлинное и живое. Ни писатель, ни художник тогда и представить не могли, насколько известен станет портрет.
 
 
Портрет Виктора Астафьева
(Третьяковская галерея)
 
Через несколько лет в своем письме Широкову Астафьев сообщал, что был с делегацией в Берлине, где кто-то из писателей увидел на книжной витрине немецкий журнал «Портретное искусство» с воспроизведенным на обложке портретом Астафьева. «Выпили мы, Женя, и за тебя, и за меня, как солдата. Надо же, сам с собой в Берлине встретился!» – восторженно писал Виктор Петрович художнику.
 
Интересно проследить, как на протяжении творческого пути художника изменяются интонации, эмоциональная и психологическая аура произведений.
 
В 1960-е годы портретные образы Широкова предстают носителями преобразующей динамичной силы, обязательно предполагающими наличие умного сочувствующего зрителя, втянутого в сотворчество. Перед нами мир мужественный и энергичный. 1970-е годы отличают рационализм, отвлеченность творческого сознания от живой реальности. Создается не столько образ конкретного, неповторимого человека, сколько восприятие этого образа, мысль по поводу него. Образы отстраненны, увидены как бы на расстоянии. В 1980-е годы более всего о переменах в общественном умонастроении свидетельствует «Автопортрет» (1983). На смену волевой собранности работ 1960-1970-х годов приходят расслабленность, рефлексия и тревога. Это образы затишья истории, ее усталости.
 
  
Но, что бы художник ни писал, все его творчество – это утверждение позитивных начал жизни. Ищущей, созидательной душе есть на что опереться в произведениях Широкова.
 
Портреты Широкова говорят и о драматизме любой, даже самой «успешной» жизни. Они доносят до современного зрителя ощущение беспокойства и глубокой общей усталости. Если ранние портреты «помнят» молодое дыхание свободы, то натянутая тишина, поникнувшие плечи многих персонажей поздних портретов говорят о характерной для переломных времен истории драме одиночества и отчужденности.
 
В непростые перестроечные времена определенные перспективы творческого роста мастер увидел в своих учениках. Кафедра живописи Пермского государственного института искусства и культуры, которую он возглавляет, произвела уже 10 выпусков. Но и здесь многое вызывает тревогу. Мастер замечает: «…вижу непомерную сложность сегодняшнего дня. Им трудно проявить себя, они мало востребованы, нет возможности роста. А земля наша не оскудела талантами».
 
В чем же состоит урок Широкова для культуры Перми и России, что же он сказал необходимого, без чего нам всем нельзя обойтись? Широков внес огромный вклад в развитие русского искусства, создал целую галерею портретов – лиц современной истории и культуры. Может быть, актуальность его судьбы и творческого наследия заключается в напоминании о важности личного самоопределения в истории и ответственного отношения к ней, умении преодолевать препятствия? Возможно, его «наказ» – в необходимости вырабатывать в себе стремление быть личностью, стать ею вопреки обстоятельствам? Возможно. Усвоим ли эти уроки мы?
 
 
Фотографии с выставки в Пермской художественной галерее 2011 г. –
Валерий Заровнянных

 
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu

К 200-летию
И. С. Тургенева


Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014)
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2004)
Выпуск № 6 (2004)
Выпуск № 5 (2003)
Выпуск № 4 (2003)
Выпуск № 3 (2002)
Выпуск № 2 (2002)
Выпуск № 1 (2001)