Главная > Выпуск № 17 > Изучение словообразования в школе

Лариса Фоминых
 
Изучение словообразования в школе
 
Раздел «Словообразование» появился в школьных программах в 1970 году. Он изучается вместе с морфемикой, а затем при знакомстве с частями речи рассматриваются и соответствующие способы их образования. Таким образом, эти сведения постоянно находятся в поле зрения учащихся. Однако при этом возникает немало трудностей, так как теоретические сведения в школьных учебниках даны неполно, что вполне объяснимо, но вызывает немало вопросов при выполнении практических заданий. Цель данной заметки – рассмотреть основные способы образования слов и предложить практические материалы для тренировки учащихся в данном виде языкового анализа.
 
В школьной программе подробно представлен морфологический способ образования слов в основных его разновидностях.
 
Приставочный: вянуть – завянуть; плыть – подплыть; когда – никогда; кто – кое-кто; громкий – негромкий; дорогой – предорогой; смотреть – недосмотреть.
 
Суффиксальный: вялый – вялость; дорогой – дороговизна; клиент - клиентка; смотреть – смотреться; пароход – пароходный; льдина – льдинка.
 
Приставочно-суффиксальный: лес – перелесок; дружеский – по-дружески; луна – безлунный; стол – настольный.
 
Бессуффиксный: глухой – глушь; синий – синь; допросить – допрос; отрывать – отрыв; бегать – бег. Этим способом образуются отвлеченные существительные от прилагательных и глаголов. Это наименее продуктивный способ.
 
Способ сложения рассматривается как:
  • сложение основ (с соединительной гласной О, Е или без них) или целых слов: пешеход, самосвал, глазомер, северо-запад, микроорганизм, грязеводолечебница;
  • сочетание начальных звуков: ЦУМ, вуз, ТЮЗ;
  • сочетание начальных букв: РСФСР, ЛДПР, КВН, ЭВМ;
  • сочетание начальных слогов: универмаг, местком, профком.
Возможно также сложение с суффиксацией: железнодорожный, картофелекопалка, правобережный, самолетостроение; приставочно-суффиксальный способ с постфиксацией: шутить – перешучиваться; сложение с префиксацией: мир – умиротворить.
 
Школьные учебники знакомят также с морфолого-синтаксическим способом, однако называют его переход из одной части речи в другую. Этот способ особенно продуктивен у прилагательных, которые приобретают свойства существительных: столовая, заливное, булочная; в существительные могут переходить и причастия: заведующий, учащиеся, трудящиеся; наречия и деепричастия переходят в предлоги: вокруг театра, мимо сквера, несмотря на ненастье; существительное с предлогом – в предлог: в течение недели, в продолжение месяца.
 
Третий способ – сращение, или лексико-синтаксический, - это образование слов из словосочетаний, которые при объединении создают новое слово: сейчас – из сей+час, сегодня – сего+дня, тотчас – тот+час, сумасшедший – с ума+сшедший; малоупотребительный – мало+ употребительный, труднодоступный – трудно+доступный и др.
 
К четвертому, лексико-семантическому, способу относится появление новых слов-омонимов в результате того, что изменилось значение уже существующих в языке слов: лайка (собака) и лайка (сорт кожи); прапорщик (знаменосец) и прапорщик (воинское звание); долг (обязанность) и долг (взятое взаймы).
 
Задача словообразовательного анализа – установить ближайшее слово, от которого образовано анализируемое. При этом возможно построение словообразовательной цепочки. Однако следует иметь в виду, что есть слова непроизводные, поэтому у них нельзя указать способ образования; а от одного и того же слова могут параллельно появляться производные слова. Например: год – годовой; год – годик; год – ежегодный – ежегодник.
 
Удобнее показать это на вертикальных схемах.
 
 
В словообразовательных словарях слова размещены по гнездам. Гнездо – это совокупность однокоренных слов. Возглавляют гнезда исходные слова, которые являются непроизводными. Все производные размещаются в определенном порядке с учетом ступенчатого характера морфологического способа образования. От исходного слова могут быть образованы слова первой, второй, третьей и т.д. ступени. Например:
 
 
Если при морфемном анализе мы выделяем все части слова, учитывая живые связи современного русского языка и при этом слово может стоять в любой форме, то при словообразовательном анализе слово сначала надо поставить в начальную форму. Это поможет избежать смешения словообразования с формообразованием. Например, если глагол стоит в форме прошедшего времени, можно ошибочно принять суффикс –Л- за словообразующий, тогда как он образует только форму слова: выдохнул – выдохнуть ← дохнуть (приставочный способ образования); пролистал – пролистать ← листать.
 
Выстраивая словообразовательную цепочку, мы точнее определяем и структуру слова. Эти два вида анализа тесно взаимодействуют, хотя задачи у них разные. Так, если в слове несколько суффиксов, то в образовании конкретного слова участвует один: доходность ← доходный ← доход. Если кажется, что в слове два суффикса, но при отделении части выясняется, что промежуточного слова нет в языке, значит, суффикс не делится. Так, слово готовность образовано от основы слова готовый с помощью суффикса –НОСТЬ, поскольку сегодня в языке отсутствует слово готовный. А вот в слове честность иная картина: честность ← честный ← честь.
 
Помогает в проведении словообразовательного анализа знание способов образования той или иной части речи. Так, причастия и деепричастия образуются от глаголов суффиксальным способом: щебечущий ← щебечут, управляемый ← управляют, пронизанный ← пронизать, возвратясь ← возвратятся, завидуя ← завидуют, скрыв ← скрыть.
 
Предлагаем задания для словообразовательного анализа.
 
Тренировочные материалы
 
Какое слово образовано приставочным способом?
 
1. а) вздремнуть б) разодрать в) продираться г) беззаконный
 
2. а) по-матросски б) рассвистеться в) некрасивый г) намывать
 
3. а) бесславный б) обосновать в) разменный г) скуповатый
 
4. а) примерка б) намерзнуть в) посменный г) помысел
 
5. а) антимонопольный б) предместье в) отвязанный г) наперегонки
 
6. а) безоружный б) пропарил в) по-осеннему г) переводчик
 
 
Какое слово образовано при помощи суффикса?
 
7. а) обсудить б) оскорбительный в) предосенний г) пристыдили
 
8. а) физкультурник б) несвойственный в) бессмысленный г) негромкий
 
9. а) настенный б) по-старому в) неубедительный г) приписка
 
10. а) поупражняться б) вчетвером в) тенисто г) стосковаться
 
11. а) подрамник б) поразил в) разуваться г) просверлила
 
12. а) сперва б) пенистый в) бесполезный г) расправа
 
 
Какое слово образовано с помощью суффикса –ИВН-?
 
13. а ) крапивный б) факультативный в) проективный г) инициативный
 
 
Какое слово образовано с помощью суффикса –ИК?
 
14. а) путник б) вестник в) шутник г) виновник
 
 
Какое слово образовано с помощью суффикса –Н-?
 
15. а) эффективный б) результативный в) позитивный г) спортивный
 
 
Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
 
16. а) состариться б) подосиновик в) утрамбовывать г) пригорюнившийся
 
17. а) безрукавка б) подсечка в) наскок г) по-прежнему
 
18. а) разбрасывая б) отчисление в) нарукавник г) подъехать
 
19. а) насоветовать б) ослабить в) создатель г) просигналить
 
 
Какое слово образовано не приставочно-суффиксальным способом?
 
20. а) неторопливо б) второпях в) бессчетный г) настрого
 
21. а) устарелый б) по-соседски в) приходящий г) подстежка
 
 
Какое слово образовано бессуффиксным способом?
 
22. а) сотня б) сцепка в) учеба г) пересказ
 
23. а) свежо б) протест в) выучка г) хором
 
24. а) санки б) ткач в) свист г) дробь
 
25. а) белизна б) шпион в) ходьба г) тишь
 
26. а) волнорез б) луноход в) свет г) удаль
 
27. а) хлеб б) разрез в) сев г) смешок
 
 
Какое слово образовано с помощью сложения?
 
28. а) антициклонный б) самолетный в) стеклозавод г) сверхмощный
 
29. а) палисадник б) чаеводческий в)подземный г) авиапочта
 
30. а) пароходство б) выставка-продажа в) электротракторный г) глубокоуважаемый
 
31. а) МХАТ б) водопроводный в) межцеховой г) высокоразвитый
 
32. а) ультрасовременный б) педсовет в) садоводческий г) вертолетчик
 
 
Какое слово образовано с помощью сложения и суффиксации?
 
33. а) рыболов б) одноместный в) малопригодный г) хлебопекарня
 
34. а) пулеметчик б) глазомер в) мышеловка г) электросварщик
 
35. а) студсовет б) медработник в) пароходный г) мелководный
 
36. а) паровозоремонтный б) РФ в) станкостроитель г) лесостепной
 
 
Какое слово образовано путем сращения?
 
37. а) любвеобильный б) пучеглазый в) труднодоступный г) ярко-синий
 
38. а) железобетон б) высокоразвитый в) машиностроение г) сухофрукты
 
39. а) сверхмощный б) атомоход в) умалишенный г) кровожадный
 
40. а) вышеупомянутый б) мореплаватель в) домоседка г) камнеобработка
 
 
Какое слово образовано путем перехода из другой части речи
 
41. а) морозостойкий сорт б) высокопарный стиль в) каждое событие г) приказ командующего
 
42. а) благодаря за помощь б) быстрозамороженный продукт в) свое мнение г) вкусное мороженое
  
43. а) на счет в банке б) насчет обмена в) не смотря по сторонам г) тихо вокруг
 
44. а) в течение недели б) легкоатлетический кросс в) суточные щи г) наши успехи
 
45. а) невзирая на отказ б) столовое серебро в) на будущий год г) прошел мимо
 
 
Какая словообразовательная пара ошибочна?
 
46. а) много → помногу б) план → бесплановый в) нож → ножичек г) новый → обновить
 
47. а) плакать → расплакаться б) сметь → смелость в) слушать → слух г) пищать → пискля
 
48. а) человек → человечный б) щетка → щеточка в) зима → предзимний г) тысяча → тысчонка
 
49. а) тянуть → недотянуть б) черепаха → черепаший в) щека → пощечина г) чай → чайничек
 
50. а) инстинкт → инстинктивно б) недозреть → недозрелый в) раскачивать → раскачиваться г) лес → перелесок
 
51. а) комариный → по-комариному б) интеллект → интеллектуальный в) жадный → пожадничать г) лесовод → лесоводческий
 
52. а) жалость → безжалостно б) объездить → объездчик в) люди → нелюдимый г) намотать → намотка
 
53. а) счастливый → счастливчик б) сахар → засахарить в) мечтатель→ мечтательница г) земляной → землянка
 
54. а) подъем → подъемник б) радушный → радушие в) радость → радостный г) победить → победительно
 
 
Какая словообразовательная цепочка построена неверно?
 
55.
а) фабрика → фабричный → по-фабричному
б) зло → злой → злоба → озлобить → озлобиться
в) золото → золотить → позолота
г) лед → ледяной → ледяшка
 
56.
а) совет → советовать → советчик → советчица
б) старый → старец → старческий → по-старчески
в) тяжелый → тяжело → тяжеловато
г) новый → обновить → обновка → обнова
 
57.
а) нора → норочка → норка
б) создать → воссоздать → воссоздание
в) соль → солить → недосолить → недосол
г) старый → старина → старинный → по-старинному
 
58.
а) облако → безоблачный → безоблачно
б) обед → обеденный → обедать
в) писать → записать → записка → записочка
г) седой → седеть → поседеть → поседелый
 
59.
а) пароход → пароходство
б) новый → новатор → новаторский
в) писать → расписать → расписочка → расписка
г) след → следовать → последовать → последовательный → последовательно → непоследовательно
 
60.
а) единый → единица → единичный → единичность
б) доход → доходность → доходный
в) жалеть → жалкий → жалость → безжалостный
г) заявить → заявитель → заявительница
 
61.
а) играть → проиграть → проигрывать → проигрыватель
б) крепкий → крепнуть → окрепнуть
в) лечить → лечение → лечебный
г) медленный → медлить → замедлить → замедление
 
62.
а) мысль → мыслить → замыслить → замысел
б) остановить → остановка → безостановочно
в) отец → отечество → отечественный
г) отказать → отказ → безотказный → безотказно
 
63.
а) отправить → отправочный → отправка
б) палить → подпалить → подпалина → подпалинка
в) паковать → упаковать → упаковка → упаковочный
г) салют → салютовать → отсалютовать
 
64.
а) сан → сановитый → сановитость
б) садить → рассада → рассадить → рассадный
в) крутить → закрутить → закручивать → закручиваться
г) инструктировать → инструкция → инструктивный
 
65.
а) вязать → связать → связь → связный
б) смех → смешно → смешной
в) фабрика → фабричный → по-фабричному
г) звать → отозвать → отзывать → отзывчивый → отзывчивость
 
66.
а) заяц → заячий → по-заячьи
б) озвучить → озвучивать → озвучивание
в) насмехаться → насмешливый → насмешливость
г) свойство → свойственный → несвойственный → свойственность
 
67.
а) сухой → сушить → высушить → высушивать → высушивание
б) красный → краснеть → покраснеть → покраснение
в) корень → укоренять → укоренить → укорениться
г) друг → дружеский → по-дружески
 
 
Ключи: 1.б 2.в 3.б 4.б 5.а 6.б 7.б 8.а 9.г 10.в 11.в 12.б 13.в 14.г 15.в 16.б 17.г 18.в 19.б 20.а 21.а 22.г 23.б 24.в 25.г 26.г 27.б 28.в 29.г 30.б 31.а 32.б 33.б 34.в 35.г 36.а 37.в 38.б 39.в 40.а 41.г 42.г 43.б 44.а 45.а 46.в 47.б 48.в 49.г 50.а 51.в 52.а 53.б 54.г 55.в 56.г 57.а 58.б 59.в 60.б 61.в 62.б 63.а 64.б 65.б 66.г 67.в
  
Литература
 
Грузберг А.А., Грузберг Л.А. Словообразовательный словарь / А.А. Грузберг, Л.А. Грузберг. – Пермь: Пермск. гос. пед. ун-т, 2009.
Потиха З.А. Школьный словообразовательный словарь / З.А. Потиха. - М., 1964.
Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка / А.И. Кузнецова, Т.Ф. Ефремова. – М., 1986.
Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь / А.Н. Тихонов. - М., 1978.
Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. – М., 1985.
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu

К 200-летию
И. С. Тургенева


Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014)
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2005)
Выпуск № 6 (2005)
Выпуск № 5 (2004)
Выпуск № 4 (2004)
Выпуск № 3 (2003)
Выпуск № 2 (2003)
Выпуск № 1 (2002)