Главная > Выпуск № 17 > В формате Букера: Литература нового века глазами молодых


В формате Букера
:
Литература нового века глазами молодых
 
Случилось так, что филологический факультет ПГПУ оказался прочно связан с одной из самых влиятельных литературных премий новой России «Русский Букер» – через премию «Студенческий Букер».
 
Основанная в 1991 г. как первая негосударственная премия в России после 1917- го, премия «Русский Букер» присуждается ежегодно за лучший роман года на русском языке. Дочерняя, можно сказать, премия «Студенческий Букер» была учреждена в 2004 году Центром новейшей русской литературы Института филологии и истории РГГУ совместно с фондом «Русский Букер» при поддержке компании «Atlantis Communications». Филфак ПГПУ подключился к проекту в 2007 году. Сегодня в проекте участвуют студенты и аспиранты десятков вузов страны. Все участники пишут конкурсное эссе о романах, вошедших в лонг-лист премии «Русский Букер». Авторы пяти лучших конкурсных работ составляют молодежное жюри, члены которого, собравшись в Москве, определяют собственный «шорт-лист», выбирают своего лауреата, которому и вручают премию «Студенческий Букер» одновременно с «взрослым» жюри премии «Русский Букер». (Могу свидетельствовать: собравшийся на вручение премии литературный мир с уважением и живым любопытством ждет решения от молодых критиков.)
 
В 2011 году вручаются особые премии: «Русский Букер десятилетия» и «Студенческий Букер десятилетия», то есть определяются лучшие романы 2000 – 2010 годов по версии объединенного (за десять лет) взрослого жюри и выбранного в соответствии с традицией «Студенческого Букера» жюри молодежного.
 
Конкурс, кроме прочего, нацелен на выявление лучших творческих, молодых и активных исследователей новейшей русской литературы. Похоже, наша среда их успешно взращивает. За пять лет участия в конкурсе студенты нашего факультета показали впечатляющие результаты: многие из них стали финалистами конкурса (а значит, стали лучшими среди сотен других участников) и получили денежную премию. Двое – Анастасия Плотникова (сейчас она учится в магистратуре) и Евгений Чащинов (ныне студент пятого курса) – входили в состав жюри премии «Студенческий Букер» и выбирали лучшего писателя России в 2007 и 2008 гг.
 
Лучшего писателя десятилетия 1 декабря 2011 года выбрал и наградил (вместе с другими членами молодежного жюри) аспирант Филипп Катаев. По версии молодежного жюри, им стала Татьяна Толстая с романом «Кысь» (2000). Этот выбор, судя по любви к роману наших студентов, наблюдаемой мною уже не один год, можно признать вполне репрезентативным.
 
Взрослое жюри писателем десятилетия назвало Александра Чудакова (между прочим, известного литературоведа) с его романом «Ложится мгла на старые ступени» (20001) – увы, посмертно.
 
В эти же дни, кстати, опубликованы результаты голосования по другим крупным литературным премиям. Лауреатом премии «Большая книга» стал Михаил Шишкин (за роман «Письмовник» 2010 года), второе и третье место отданы, соответственно, Владимиру Сорокину («Метель», 2010) и Дмитрию Быкову («Остромов, или Ученик чародея», 2010). Премия «Национальный бестселлер десятилетия» («Супернацбест») досталась Захару Прилепину за книгу «Грех» 2008 года.
 
Возможно, результаты решения жюри литературных премий могут служить для читателя неким навигатором в бурном море современной словесности. Отчасти эту же цель – навигации – преследует и журнал «Филолог», публикуя на своих страницах эссе трех финалистов конкурса «Студенческий Букер десятилетия». Не столько для того, чтобы продемонстрировать достижения начинающих критиков или призвать студенчество к участию в конкурсе (с условиями, впрочем, можно познакомиться на сайте studbooker.rsuh.ru), сколько затем, чтобы утолить естественный для филолога (и не только) интерес к тому, чем живет современная литература, как она развивается, что остается в ее краткосрочной памяти (о долгосрочной будет судить история).
 
Размышления молодых читателей-критиков о новой литературе, хочется думать, помогают нащупать нерв современной словесности. Эссе наших авторов свидетельствуют: этот нерв обнаруживается в погруженности писателя в новые, порой виртуальные, миры медиа, Интернета, компьютера, кинематографа и взращенного на всем этом нового воображения. В этих мирах даже война и кровь воспринимаются в 3D формате. Этот формат, однако, не избавляет от боли, а может, даже приближает боль прямо к твоему лицу. Но, другой стороны, новая проза порой дает надежду на то, что «счастье возможно» (так назвал свой роман Петр Зайончковский, финалист «Русского Букера» 2010 года).
 
Марина Абашева
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu

К 200-летию
И. С. Тургенева


Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014)
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2005)
Выпуск № 6 (2005)
Выпуск № 5 (2004)
Выпуск № 4 (2004)
Выпуск № 3 (2003)
Выпуск № 2 (2003)
Выпуск № 1 (2002)