Главная > Выпуск № 17 > Из истории допечатной книги. Статья вторая. Лариса Фёдорова
Из истории допечатной книги
Статья вторая
5. Книги на дереве.
В музеях древней истории Китая часто можно встретить бамбуковые или деревянные дощечки с написанными кистью иероглифами. Это самые ранние книги в Китае. Их называют «цзянь». Возможно, что дощечки использовали уже с XVII в. до н.э. в течение 1600-1700 лет.
Процесс изготовления бамбуковых дощечек был нелёгким. Бамбук – растение, стебель которого (одревесневшая соломина) достигает высоты 40 метров и диаметра до 30 см. Стебель разрезали на коленца, а потом на полоски, которые сушили на костре, чтобы в древесине не заводились черви и полоска не сгнила. Готовые бамбуковые дощечки получались длиной от 20 до 70 см. Для нанесения записей чаще всего использовали деревянные палочки, обмакивая их в лак, сделанный из сока дерева. В случае ошибки неверный иероглиф соскребали маленьким ножом.
Иероглифы на дощечке располагали сверху вниз; в каждой вертикальной строке умещалось от 10 до 40 знаков. Готовые дощечки связывали вместе, чтобы получилась книга. Некоторые такие книги были настолько тяжелыми, что их приходилось перевозить на телегах. Иногда дощечки сначала связывали и лишь после этого наносили текст. Для целой книги требовалось несколько тысяч бамбуковых дощечек. Так, древнекитайские книги по стратегии и тактике ведения войны «Искусство войны» Сунь Цзы и «Искусство войны» Сунь Бинь написаны на 4924 бамбуковых дощечках.
Одна из китайских летописей так и называется – «Бамбуковая летопись». Известны также «Исторические записки» великого историка Сыма Цяня, знаменитые литературные памятники Древнего Китая, включая «Книгу песен» (древнейший сборник китайской поэзии 11-7 вв. до н.э.), «Цзючжансуаньшу» (Математика в 9 частях) и др.
Эти книги имели существенный недостаток: они были слишком тяжелы. Например, бамбуковую книгу одного учёного III в. до н. э. перевозили на пяти телегах. Но, несмотря на их тяжесть и неудобство в использовании, бамбуковые книги сыграли важнейшую роль в просвещении. Они находились в обращении довольно долгий период, пока при династии Восточная Хань (25-220 гг. н.э.) их место не заняла бумага.
6. Книги на ткани.
Еще пять тыс. лет назад египетские жрецы наносили свои священные тексты на холсты, в которые заворачивали мумии. Одна из полотняных книг датируется I в. н.э. и содержит более 1500 слов. Текст написан красной краской, разделён на части – на шести льняных бинтах. Предполагают, что это текст из «Книги мёртвых» – сборника заупокойных ритуальных текстов (см. подробнее об этой книге в описании книг папирусных).
В Древнем Китае наряду с бамбуковыми дощечками материалом для письма служил шелк.
По сравнению с дощечками шелк имел ряд преимуществ: он был значительно легче, из него можно было вырезать любую форму, его было проще хранить и транспортировать. Но из-за высокой стоимости шелк не был распространен в качестве письменного материала в такой степени, как дощечки.
В 1973 году в гробнице в Мавандуй (провинция Хунань) были найдены ценнейшие экземпляры «шелковых книг». На более чем 30 отрезах шелка было свыше 120 тысяч иероглифов. На шелке записаны труды древних ученых, достоверность исследований которых не вызывает сомнений. Например, «Усинчжань» описывает орбиты пяти планет (Венеры, Юпитера, Меркурия, Марса и Сатурна) и их расположение точнее, чем это сделано в более поздних трудах по астрономии.
В старом Китае шелк считался роскошным материалом для письма. Иногда его даже красили в ярко-красный цвет.
7. Папирусные книги.
В поисках более удобных материалов для письма древние египтяне обратили внимание на болотное растение, которое в большом количестве росло в дельте реки Нил и называлось папи´рус (Cyperus papyrus). Это тростниковое растение высотой до 3-5 метров, толщиной с руку человека, имело трёхгранные стебли, которые заканчивались наверху венчиком из листьев.
Папирус давал древним людям многое, что требовалось для жизни. Греческий учёный Теофраст писал, что египтяне сушат корни растения и используют их не только как топливо, но и для различных поделок. Стебли папируса служили в Древнем Египте для изготовления обуви, ткани для одежды, циновок и даже лёгких речных судов. Кстати, известный путешественник ХХ века Тур Хейердал совершил одно из своих путешествий на папирусной лодке «Ра». Папирус съедобен, его ели в сыром, жареном и печёном виде, из него добывали сок для утоления жажды.
В начале III тысячелетия до н.э. из папируса стали делать материал для письма. Уместно вспомнить, что от этого слова — «папирус» — во многих языках родились слова, обозначающие бумагу: английское paper, польское papter и др.
С высоких стеблей папируса удаляли твердую оболочку, а сердцевину разрезали на полоски шириной от 12 до 30 см, которые вплотную, одну к другой, раскладывали на длинном, чуть наклоненном столе. Сверху накладывали второй слой полосок, но уже поперек первого и смачивали особым клеем из илистой воды Нила, муки и уксуса. Затем помещали на папирус груз. Выделявшийся при этом сок крепко склеивал оба слоя. Получившийся лист обрезали, выравнивали, сушили. После высыхания листы полировали до блеска костью или гладкими раковинами. Теперь на папирусе можно было писать. Отдельные листы с рукописным текстом называли папи´рами (ед. ч. – папир).
Итак, можно было писать, но не складывать листы! Сложенный лист тут же ломался. Поэтому-то вначале папирусные листы сворачивались в трубки, а затем египтяне научились изготавливать гибкие полосы, которые, склеив по краям, сворачивали в свитки. Впоследствии греки назвали их библос, от чего произошли многие слова: библиотека, библиофил, библиография. Свитки были очень длинные – до 150-200 метров – в зависимости от величины текста (как сейчас – количество страниц). Самый большой дошедший до нас свиток – 40,5 м. Ему 3200 лет, хранится он в библиотеке Британского музея (Англия).
Папирусная книга-свиток. Древний Египет
В сухом климате Египта папирусные свитки не только уцелели спустя тысячелетия, но и сохранили свою гибкость. Это имело, очевидно, немалое значение в глазах самих египтян. Идея длительности, сохранения себя за пределами кратких сроков человеческого существования была одной из определяющих в египетской культуре и, в частности, в формировании заупокойного культа, с которым тесно связано большинство дошедших до нас древнеегипетских книг.
Столбец текста папирусной книги Древнего Египта ХVI в. до н.э.
«Человек умирает, и тело его становится прахом; и все, жившие в одно время с ним, становятся пылью. Но книги доставляют ему вечную жизнь в устах читающего. Книга полезнее, чем дом архитектора, чем часовня Запада. Она лучше, чем мощная крепость или поминальная стела в храме... Люди ушли, и имена их были бы забыты. Но книги хранят о них живую память», – говорит один из папирусов эпохи Нового царства.
Египетская книга – предмет далеко не будничный, часто таинственный, имеющий магическое значение, а порой небезопасный для непосвященного. Иногда тексты даже предупреждают о неразглашении тайны магической книги: «Не выходи с нею: если кто выйдет с нею, умрет внезапно от ножа немедленно – будь от нее весьма далек, ибо жизнь в ней и смерть в ней».
Значительная часть магических книг была связана с заупокойным культом. Книги заклинаний и молитв сопровождали умершего и должны были помогать ему на пути в загробный мир. Такова знаменитая «Книга мертвых» (название позднейшее), переписанная во многих экземплярах, богато иллюстрирована. Часть из них изготовлялась заранее, видимо, на продажу, так как для имени ушедшего из жизни оставлялся пробел. «Книга мёртвых» помещалась в гробницы, чтобы оградить умершего и помочь ему в мире мёртвых. Составлена она и переписана, вероятно, в XVI веке до н.э. Позднее были включены гимны богу Ра. Из многих дошедших до наших дней копий ни в одной не содержатся все из примерно 200 известных частей.
«Книга мёртвых». Загробное путешествие на барке Ра.
Как магический предмет, книга вовсе не обязательно предназначалась для чтения. Напротив, она могла быть хранилищем тайны, скрытым от всех людей. «Сделай книгу так, чтобы не видел человеческий глаз, - она расширяет стопы на небе, на земле, в преисподней; она полезна более церемоний отныне и до века», – говорит 144-я глава «Книги мертвых».
Фрагмент папирусной книги. Древний Египет. IV век до н.э
Во времена раннего средневековья еще сочинялись гимны папирусу, который «белоснежной поверхностью открывает свои поля красноречию, то простираясь далеко вширь, то собираясь для удобства в свиток, употребляемый для больших трактатов» (Кассиодор Сенатор). Но дошедшие до нас через тысячелетия папирусные фрагменты и целые свитки, конечно, далеко не белоснежны. У них густой желто-коричневый тон старого дерева.
Папирусные свитки собирались в одном хранилище при храме жрецов. В Египте эти прообразы библиотек назывались «домом папируса». Древние библиотеки, как и сами папирусы, пользовались огромным почетом. Они помещались в роскошных храмах и царских дворцах.
Именно таким был Александрийский мусейон. Мусейон (греч. Museion – храм или святилище муз) – это совокупность научных и учебных учреждений. История его такова.
Великий полководец древности Александр Македонский, живший в 356-323 гг. до н. э., во время своего похода на Восток основал в Египте город, названный в его честь Александрией. Когда Александр Великий внезапно умер, македонский полководец Птолемей захватил власть в Египте и тут же сделал Александрию своей резиденцией. Постепенно город прославился не только своими размерами и красотой, но и стал величайшим центром наук и искусств, дал имя целой эпохе античной культуры — александрийской. В созданном Птолемеем I мусейоне помещались Александрийская библиотека, высшая школа, астрономическая обсерватория, анатомический театр и др.
Мусейон в Александрии Египетской
Тот, кто входил в Александрийский мусейон, сразу оказывался в цветущем саду, по краям которого тянулись стройные колонны и обрамляющие сад галереи. Если пройти через галереи, то можно было попасть в большой зал, вокруг которого расположены маленькие комнаты-кельи, где работали многочисленные служащие. В большом зале поэты читали свои стихи, философы рассказывали о своих учениях. По сути, Александрийский мусейон стал первой Академией наук, куда приглашались лучшие поэты, ученые, врачи, астрологи, философы, математики, литераторы, историки, поэты.
Быстрому пополнению библиотеки способствовало увлечение книжным собирательством, которое передалось от Птолемея по наследству сыновьям – Птолемею II и Птолемею III. Страсть к коллекционированию была такой, что все корабли, пришедшие в Александрию, обыскивались, изымались найденные книги. Писцы снимали с них копии, а подлинники затем возвращали.
А Птолемею II Филадельфу удалось купить библиотеку Аристотеля.
Наивысшей славы Мусейон достиг при Птолемее III Эвергете, которого даже прозвали Мусикотатос, то есть поклонник изящных искусств. Он решил собрать в Александрийском мусейоне буквально все, что было написано по-гречески и представляло хоть какую-то ценность. Он скупал, не жалея денег, редкие рукописи, по возможности в оригинале. Страсть его была так велика, что он добывал рукописи иногда весьма «оригинальными» путями. Например, есть свидетельства, что он одолжил у афинян для переписки государственный экземпляр авторских текстов трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида, дал им за это огромный залог, но потом так и не вернул рукописи. При этом искренне радовался и ликовал, что обвел хитрых афинян вокруг пальца. Так Птолемей III собрал для Мусейона более двухсот тысяч свитков. А к I веку н.э. в Александрийской библиотеке насчитывалось около 700 тысяч папирусных книг.
Александрийская библиотека после основания практически сразу стала соперничать с другим выдающимся культурным центром того времени – библиотекой в Пергаме. Располагалась библиотека в нескольких залах: в одних на полках-стеллажах покоились свитки, лежавшие в специальных футлярах-ящиках на полках из кедрового дерева – оно лучше других предохраняет рукописи от насекомых-вредителей. К футлярам были прикреплены таблички с названиями сочинений. В других залах рукописи читали; кроме того, были специальные помещения для переписки рукописей и разбора новых приобретений.
Библиотека была открыта только для узкого круга пользователей, предназначалась исключительно для нужд членов Мусейона и царской семьи. Более широкому кругу пользователей и ученых была доступна «дочерняя библиотека» (филиал) в храме Сераписа, находившаяся в другом городском квартале.
В читальном зале мусейона
Конечно, среди рукописей были не только подлинники, но и тысячи дубликатов – переписывание редких рукописей было одним из главных занятий работающих в библиотеке ученых. Папирусные свитки из Александрии распространялись по всему античному миру. Когда бесценная Александрийская библиотека была сожжена, именно благодаря этим копиям до нас дошло большинство произведений древнегреческой литературы.
Судьба Александрийской библиотеки печальна. В 47 году до н. э. часть ее сожгли солдаты Юлия Цезаря, подавляя восстание местного населения против Рима, другую часть уничтожили в 391 году н. э. во времена религиозных распрей. Остальное было уничтожено правоверными мусульманами, завоевавшими Александрию. «Если в книгах сказано не то, что в Коране, их следует уничтожить. А если сказано то же самое, что написано в Коране, то они не нужны», — глубокомысленно изрек халиф Омар. И по его приказу собрание редчайших древних рукописей было сожжено...
В 2002 году уникальное книгохранилище, погибшее 1600 лет назад, было восстановлено благодаря совместным усилиям ЮНЕСКО, правительства Египта, ряда европейских и арабских стран, а также Японии.
Воссозданная Александрийская библиотека, благодаря норвежским зодчим, выглядит очень необычно. Главное здание напоминает гигантский наклоненный барабан, крыша которого, почти с два футбольных поля, сделана из стекла и алюминия. Основные помещения для посетителей находятся ниже уровня моря. Гладкий сияющий скат крыши постепенно спускается с высоты седьмого этажа и уходит под землю. На наружной стене вырезаны буквы древних и современных алфавитов. Хранилища для хранения 8 000 000 томов находятся в подземной части здания. Есть и планетарий – отдельно стоящее здание сферической формы, напоминающее спутник на орбите.
Продолжение следует
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu |
К 200-летию
Выпуск № 27 (2014)И. С. Тургенева Архив «Филолога»: Выпуск № 26 (2014) Выпуск № 25 (2013) Выпуск № 24 (2013) Выпуск № 23 (2013) Выпуск № 22 (2013) Выпуск № 21 (2012) Выпуск № 20 (2012) Выпуск № 19 (2012) Выпуск № 18 (2012) Выпуск № 17 (2011) Выпуск № 16 (2011) Выпуск № 15 (2011) Выпуск № 14 (2011) Выпуск № 13 (2010) Выпуск № 12 (2010) Выпуск № 11 (2010) Выпуск № 10 (2010) Выпуск № 9 (2009) Выпуск № 8 (2009) Выпуск № 7 (2005) Выпуск № 6 (2005) Выпуск № 5 (2004) Выпуск № 4 (2004) Выпуск № 3 (2003) Выпуск № 2 (2003) Выпуск № 1 (2002) |