Главная > Выпуск № 17 > «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…»

Екатерина Дружинина,
Надежда Нестёркина
 
 
«Мы все учились понемногу
чему-нибудь и как-нибудь…»
 
Вместо предисловия
 
Перед выпускником ВУЗа встает неизменный вопрос: идти ли работать по профессии, или искать себя на другом поприще? Важно взвесить все «за» и «против» и сделать верный выбор. Особенно актуален этот вопрос для выпускников педагогических ВУЗов. И преподаватели, и студенты понимают, что в школу пойдут лишь единицы. Это и понятно, ведь «минусов» гораздо больше. Профессия учителя, увы, в наш век бизнеса совсем не престижна. Да и оплачивается преподавательский труд весьма скромно. Уважения меньше, чем претензий. А объем работы такой, что на отдых времени не остается.
 
Так кто же те безумцы, что решили связать свою судьбу со школой? А главное, что их все-таки привлекает в этой нелегкой учительской работе?
 
Особенность работы учителя в том, что он работает с людьми, и не просто с людьми, а с маленькими людьми, которые на его глазах открывают для себя этот мир. С ними заново переживаешь то, что давно уже осталось за плечами.
 
Только дети способны подарить такой шквал эмоций: радость, удивление, негодование, досаду, умиление, гордость – все не перечислить. 
 
Да, они порой очень утомляют, огорчают… Но одно доброе слово, искренне сказанное учеником, заставляет забыть все обиды. «Вы самый лучший учитель» – ради этих слов стоит работать в школе.  
 
Мы не станем показывать красивых, образцово-показательных уроков, которыми можно гордиться (а ведь могли бы). Мы покажем то, чего не найти в учебниках и методичках, – сложности, ошибки и успехи, горести и радости. Мы не намерены идеализировать профессию учителя, не хотим никого призывать к работе в школе, говорить, как это здорово – быть учителем. Это тяжело, это огромный труд, который порой кажется непосильным, это борьба и серьезная работа, над собой в том числе.
Но ведь все это стоит того, чтобы попробовать?
Мы попробовали. 
 
Посвящается неравнодушным.
Спасибо 10 классу за вдохновение,
Бэл Кауфман за идею и за то, что почти все – правда.
 
Действующие лица:
 
Надежда Александровна - студентка-практикантка.
Екатерина Сергеевна - студентка-практикантка.
 
Ирина Анатольевна – учитель русской литературы.
 
Десятиклассники.
 
Часть первая
 
1. Эй, студенты!
 
—А что, у нас в этом кабинете?
—Нет, у вас в четвертом!
—Оля, собери профильную подгруппу, позови всех сюда, нужно сделать объявление.
—Что за день сегодня! Девочки, извините, что так вас принимаем, сами видите в каких мы тут условиях.
—Сейчас соберется весь класс, познакомьтесь с ними сами.
—Это что, практикантки?
—А вы практиканты, да?
—Да.
—А что вы будете у нас вести?
—Мы сейчас все расскажем, пожалуйста, тише.
—Это какой кабинет?
—Тихо, заходите! Попросили весь класс собраться!
—А что, был звонок?
—Давно уже.
—Эй, студенты! 15 минут от урока уже прошло, учителя нет, мы ведь можем идти?
—Десятый класс, мы просим минуту вашего внимания.
—ОК, разрешаем!
—Ну тихо, Максим.
—Мы студенты-практиканты из педагогического университета. Мы будем работать с вашим классом, преподавать литературу.
—Меня зовут Надежда Александровна. Я буду преподавать в базовой группе
—Меня зовут Екатерина Сергеевна, и я буду работать с профильной группой.
—А я Никита.
—Кто с базой? Вы, да?
—Да.
—Кроме того, так получилось, что мы вдвоем будем вашими классными руководителями. Не очень удобно будет первое время, но мы надеемся, что…
—Здравствуйте, извините… А где Татьяна Эдуардовна?
—Она вышла.
—…вы будете классными руководителями?
—Да. Мы запланировали провести несколько внеклассных мероприятий, об этом подробнее в свое время. Мы надеемся, вы откликнетесь с интересом на наши предложения, и эта практика станет…
—А если я в базовой группе, я могу приходить эти на мероприятия?
—Конечно! Еще раз обращаем ваше внимание на то, что мы работаем с разными подгруппами, но классное руководство осуществляем вместе.
—А можно вопрос? Как долго вы будете у нас вести уроки?
—В течение почти двух месяцев.
—Понятно. Спасибо.
—Что же, звенит звонок. Не задерживаем вас больше, до встречи на занятиях, там мы познакомимся ближе.
—До свидания.
—Всего доброго.
—Подождите! Девушки! Студентки! Sprechen Sie Deutsch? А вы по-немецки говорите?
—Нет, только по-английски…
 
2. Начало?
 
Из записной книжки Е.С.
 
Составить список класса.
Актив класса: Оля – староста. Волонтерские лидеры: Женя, Никита.
Учебник Кутузова. Библиотека не работает. Найти учебник Кутузова!
Hey, Teacher! Leave this kids alone.
Отправить В.А. расписание.
Во вторник 4-5 уроком репетиция выступления. 29 сент. – вручение яз. дипломов.
 
***
—Вот, это Ирина Анатольевна. Ирина Анатольевна, это практикантка из пединститута, она у вас в 10 классе.
—Здравствуйте.
—Здравствуйте. Меня зовут Надежда Александровна. Я бы хотела посетить урок и план занятий с вами обсудить…
—Только не сегодня, пожалуйста! Я же класс сама еще не видела. Приходите потом как-нибудь. А плана у меня никакого нет, я вообще планов не пишу.
—Но я должна в понедельник уже вести урок…
—Так… так… понедельник… давайте проведем проверочную работу по древнерусской литературе? Подготовьте, пожалуйста. Отправьте мне на электронную почту.
—Ириночка Владимировна!
—Здравствуйте!
—Мы так соскучились!
—Как ваши дела?
—Подождите минуту, ребята, я разговариваю.
—Ах, да, я и забыла! В понедельник меня не будет. Вы будете вести урок одна. Вам, конечно, будет трудно. В нашем-то классе, с нашими-то мальчиками! Но, думаю, вы справитесь. В конце концов, что они могут сделать? Ничего ведь криминального. Не убьют же они вас. Максимум, что они могут сделать, – это сорвать урок.
 
***
Из переписки в социальной сети.
 
Надежда
Здравствуйте, Ирина Анатольевна.
Это Надежда Александровна, практикантка в 10 классе. Посмотрите мой вариант проверочной работы по теме "Древнерусская литература". Я решила сделать 4 варианта, чтобы у них было меньше соблазна посовещаться. Если у Вас будут какие-либо замечания, напишите мне о них.
 
Ирина
Добрый вечер, Надежда Александровна!
Я просто в восторге!:))) Мне очень понравилось!
Удачи Вам в понедельник:)))
С уважением, И.А.
 
***
Екатерина
Пытаюсь подготовиться… Если честно, меня удивляет такая странная программа. Оказывается, они вообще впервые приступают к изучению "Горя от ума". В 10 классе! Я думала, по плану у них Гончаров или Тургенев …
 
И я почему-то почти уверена, что не все прочтут текст к завтрашнему занятию. Все планы менять пришлось на ходу! Будем говорим о личности и о судьбе оба часа. И читать отрывки из "Смерти Вазир-Мухтара" Тынянова. Читаю вот сейчас…Сложный текст такой… Как они его воспримут?.. Понятия не имею!
 
Надежда
Все хорошо пройдет, верю. Слушай, как хорошо все-таки работать в профильной группе, ага? Десять человек и пять часов в неделю.
 
Екатерина
Не буду спорить :). Но даже мы не всегда успеваем.
 
Надежда
Я не представляю, как можно успеть «пройти» тему за 40 минут! Точнее за 25, оставшиеся от проверочной и оргмомента… :(
 
Екатерина
Где бы раздобыть Маховик Времени?
 
Надежда
Да-а, он бы нам пригодился.
 
Часть вторая
 
3. Всё горе – от ума
 
—Здравствуйте!
—Здравствуйте!
—А какая у нас сегодня тема?
—Вы сегодня опять так классно выглядите.
—А я не прочитал. Не спрашивайте меня.
—Ну все, ребята, прозвенел звонок. Давайте начнем урок, как вам такое предложение?
—Классно.
—Ага, давайте.
—Вообще-то урок уже идет, может, заткнетесь.
—Итак, тема сегодняшнего урока «Система образов комедии «Горе от ума»». Дома вы готовили характеристики пяти персонажей.
—А я не приготовил. Не ставьте мне двойку!
—Арина, ты должна была подготовить характеристику Фамусова.
—А это кто?
—А это твое домашнее задание. Зачем подходить и спрашивать домашнее задание, если ты его потом не выполняешь?
—Так вы слишком много задали.
—Да-да, вы вообще так много задаете!
—Вот скажите, почему нам задают больше, чем профилю?
—И вообще, чем отличается тогда база, если мы то же самое изучаем?
—Я задаю то, что мы с вами не успеваем в классе. А не успеваем мы потому, что вы сами себе мешаете учиться. Что же касается тем и объема изучаемого материала, то все это определяется программой общеобразовательной школы. В профиле, в отличие от вашего варианта, больше анализа текста.
—Да, в профиле они все рассусоливают.
—Да на фиг нам вообще литература. Я же физику выбрал!
—Если вы не выбрали литературу профильным предметом, это еще не значит, что вы должны изучать ее в меньшем объеме, чем в обычных общеобразовательных школах.
—А кому-то здесь нужна литература. Давайте не будем отвлекать друг друга.
—Вам совсем не стыдно перед Надеждой Александровной? Какие впечатления у нее останутся после практики?!
—Может, мы вернемся к теме урока? Давайте нарисуем схему, которая будет отражать систему персонажей комедии. Думаю, вы все согласитесь, что центральным персонажем является Чацкий. А теперь скажите, какое отношение к Чацкому имеет Фамусов? Как они соотносятся?
—Они спорят. Чацкий – это век нынешний, а Фамусов – век минувший.
—Чацкий хочет жениться на дочери Фамусова.
—Они противоположности.
—Да, все верно. Таких героев мы можем назвать героями-антиподами. Давайте запишем это в нашу схему. Тёма, почему ты опять не пишешь?
—Я пишу.
—Невидимыми чернилами? Я что-то не вижу ни одной записи в твоей тетради. Да я и самой тетради не вижу.
О конфликте века нынешнего и века минувшего мы говорили с вами на прошлом занятии. Сейчас давайте посмотрим, какое место в этом конфликте занимает Молчалин.
—К веку минувшему.
—Он же молодой!
—Зато по своим идеям относится к фамусТовскому обществу!
—Фамусовскому!
—Если вы хотите что-то сказать, поднимайте руку. Что, Максим?
—Фамусовскому, а она сказала – фамусТовскому.
—Она просто оговорилась. Давайте разберемся, к какому же обществу он относится. Кто дома готовил характеристику Молчалина? Соня. Как всегда одна Соня у меня на уроках отвечает. Пожалуйста, Соня. Мы тебя слушаем.
—Молчалин – один из главных персонажей. Он работает у Фамусова и притворяется, что любит его дочь Софью. Это подлый, безмолвный, тихомолком пробирающийся в люди человек. Молчалин – соперник Чацкого в любви. Он во всем его полная противоположность и так же, как Фамусов, является его антиподом.
—Ты алгебру сделал? Дай списать.
—Он такой, короче, мне вчера говорит…
—Соня, извини. Ребята, может быть, вы уделите Соне немного внимания и послушаете ее? Сонечка, а ты, пожалуйста, говори погромче. Продолжай.
—Отец завещал ему «угождать все людям без изъятья». Он всем и всегда угождает, льстит, обманывает, ища выгоду для себя. Мне кажется, в этом вся суть Молчалина.
—Спасибо, Соня. А теперь ответьте на мой вопрос… Антон, да убери уже это!
—Это не «это», а эспандер!
—Я сказала, убери. В сумку, а не в карман. Детский сад, подготовительная группа.
—Начальная!
—А я у вас воспитательница?
—Не-е! Зачем вам? Это же среднее образование.
—Вот и я думаю, зачем мне высшее получать, если я все равно в детском саду работаю.
—Мальчики, перестаньте уже! Надежда Александровна, продолжайте, нам очень интересно.
—Спасибо, Таня. Итак, Софья говорит, что Молчалин сумел приобрести дружбу всех в доме. Как вы думаете, как ему это удалось? Майя.
—Он всех обманывает, льстит им, угождает. Мне кажется, он никого не любит.
—А как же Лиза? Он же ее любит?!
—Максим, ты считаешь, что Молчалин искренне любит Лизу?
—Да. Он обманывает всех, кроме нее. Ее он по-настоящему любит.
—Я не согласна.
—Давайте не будем гадать и обратимся к тексту. Как Молчалин пытается добиться любви Лизы?
—Он ее покупает! Предлагает какие-то там ножнички.
—Че сразу купить-то? Нельзя, что ли, любимому человеку сделать подарок?
—Да, Майя.
—Я не согласна. Мне кажется, если человека такой подлый, если он всех обманывает, то это становится его сущностью, и он уже не способен на искренние чувства.
—Я так не думаю! Он просто ко всем ищет свой подход.
—Позвольте, я вмешаюсь в вашу дискуссию. Я не буду отрицать, что и подлец может влюбиться. Но, Максим, ты ведь сам сказал, что он к каждому стремится найти свой подход. Вот и любовь Лизы он хочет заполучить при помощи подарков. А согласитесь, для настоящей любви этого не нужно.
—Ну да…
—Итак, с Молчалиным разобрались. Вы все в один голос назвали его льстецом и лицемером. Именно так он получает дружбу всех в доме. Скажите, можем ли мы в наше время встретить тип Молчалина?
—Да.
—Конечно!
—Где мы можем его встретить?
—В политике.
—В жизни.
—Да, Никита?
—Мне кажется, такие люди есть везде. Это вечный тип.
—На первой парте.
—О-о-о-о-о-о-о-о…
—Майя, что ты сказала, я не расслышала?
—Я сказала, что тип Молчалина-льстеца мы можем встретить на первой парте.
—Может, не надо на личности переходить.
—Никита, Майя, давайте ваш конфликт решим на перемене. Урок не место, где стоит выяснять отношения.
—А можно я тоже? У меня тоже конфликт с Майей.
—Я вижу, тебя это радует?
—Да нет… просто интересно.
—Подведем итог урока. Мы с вами заканчиваем изучать комедию Горе от ума.
—Давайте я сделаю красивый вывод по всему произведению?
—Хорошо, Максим.
—Всё горе – от ума.
—Этот вывод уже сделал сам Александр Сергеевич.
—Пушкин!
—Да вообще какая-то не смешная комедия.
—Ты ее не читал даже.
—Прочитай, так-то интересно.
—Мальчики, ну давайте хотя бы последние пять минут в тишине проведем!
—Записываем домашнее задание. Дома вы должны написать сочинение по комедии «Горе от ума».
—У-у-у-у-у-у-у-у…
—Капец.
—Сочинение?!
—Мы не умеем писать сочинения!
—А грамотность тоже будете оценивать?
—Разумеется.
—Тогда я не буду писать, у меня по русскому три.
—Темы записаны на доске.
—А поставьте мне автомат. Я же хорошо сегодня занимался.
—А мне?
—Я никому ставить автоматы не собираюсь. Мы с вами в школе, а не в университете. Ровно через неделю я жду ваши работы.
—Да че ты паришься, скачай из инета да и все!
—Не будьте такими наивными, я сразу узнаю, если сочинение из интернета. Подобные работы я принимать не буду.
—Да вы не догадаетесь.
—Не надо ставить под сомнение мое умение пользоваться интернетом.
—А за красивые глаза автоматы ставите?
—Нет.
—А вам, наверно, все время автоматы за красивые глаза ставили?
—Никита, все свои автоматы я заработала честным трудом. Чего и от вас жду.
—Я бы вам всегда автоматы ставил только за красивые глаза.
—Льсте-е-е-е-ец!
—Никита, прекрати.
—У меня внутренний конфликт между долгом и чувством. Долгом к литературе и чувством к вам.
—Не вижу в этом конфликта. Лучше порази меня своим сочинением. Темы сочинений записаны на доске, перенесите их в свои тетради. Вы выбираете одну тему, которая вам наиболее близка. Не только от Никиты, но и от вас всех я жду интересных, оригинальных работ и свежих мыслей.
– Ну вот, опять звонок! Опять мне с вами расставаться!
—Всего доброго, вы все свободны.
—До свидания.
 
***
 
Из переписки в социальной сети.
Надежда
Мне кажется, сегодняшний урок прошел ужасно! Я ничего не могу поделать! Ведь они же взрослые совсем, а ведут себя, как пятиклассники. Нет, не все, конечно. Некоторые ребята умницы: активные, исполнительные, а некоторые...
 
И все-таки не могу я избавиться от чувства собственной вины! У меня нет никакого азарта, куража, ты видела, в каком настроении я сегодня была….
 
Екатерина
Разочарование - потому что тебе не все равно. А я уверена, что они на самом деле относятся к тебе хорошо! Серьезно. Я же видела их вне урока. А такое поведение… Они просто стараются обратить на себя внимание. Не стоит так себя терзать. Ведь ты все делаешь, чтобы уроки проходили интересно, чтобы им нравилось! Просто день был не самый удачный.
 
Надежда
Может быть, я все драматизирую? Или так оно и есть.
Ладно. У тебя-то как все прошло?
 
Екатерина
Сегодня В.А. приходил ко мне на урок. Накануне посмотрел мой конспект, сказал, что достойно. Я и успокоилась. Оказалось, преждевременно :).
Почти сразу поняла по их ответам, что все не так легко пойдет, как я предполагала. «Неужели не прочитали? Не дочитали? Не поняли?» Да нет же, думаю.
Неожиданно «накинулись» на Софью. «Эгоистка! Гордая!». Причем так категорично! Я обращаю их внимание на то, что Софья совсем юная, романы французские читает, к тексту их отсылаю… И невинный вопрос задаю: «Ребята, но ведь ее “холодность” и поведение можно понять! Вспомните, сколько ей лет?»
«Так это… Тридцать!»
 
Занавес!
 
Надежда
Это знакомо :). Главное, всегда в такой момент на секунду теряешься.
 
Екатерина
И хорошо, когда только на секунду… :(
 
***
4. «Добавить в друзья»?
 
Из записной книжки Н.А.
 
Встречу киноклуба назначить на понедельник. Определиться с фильмом. Со временем.
Позвонить М.А.
Желающих ок. 10.
 
***
 
Из переписки в социальной сети
Ирина
…это Вы меня простите за многое. Я опять Вас утомляю на уроках, но я очень не люблю равнодушие. То ли с последней парты лучше видно, что они пофигисты, то ли я придираюсь:))) Понимаю, что некрасиво вмешиваться, и снова не удержалась!
 
Надежда
Я сегодня очень недовольна уроком была, в этом, конечно, есть и моя вина. Но мы с ними сегодня смотрели и обсуждали фильм Звягинцева "Возвращение". Там они изменили немного мое мнение о них. Но ведь и пришли туда только заинтересованные, поэтому так хорошо все прошло. Уж не знаю, что с ними и делать=(
 
Ирина
Они вообще-то классные, я очень любила с ними куда-нибудь ходить:))) Мы ходили в "Премьер" на медиа-психологию.
 
Надежда
Мы устроили им просмотр фильма у нас в университете, в рамках существующего у нас кино-клуба.
Хочется хороший урок в пятницу провести! А главное, еще и все долги с них собрать.
 
Ирина
Удачи!:)))
 
***
 
Лера Аристова хочет добавить Вас в друзья
 
Лера
Здравствуйте! А я выложила фотографии со встречи сегодняшней, посмотрите!
Я не пожалела, что пришла на киноклуб, было здорово!
 
P.S. А Вы придете завтра на концерт в честь Дня Учителя?
Я Вас приглашаю! Приходите на концерт с Надеждой Александровной.
Уверена, вам понравится! Концерт начинается в 13-00. В школьной столовой.
 
***
Оля
Здравствуйте, спасибо, что добавили меня в друзья!:) Я давно хочу задать этот вопрос Вам, но всё как-то не получалось. Скажите, а сложно писать планы уроков?
 
Екатерина
Здравствуй, Оля!)
Сложно ли писать? Это от многого зависит, конечно. Но когда знаешь класс и то, каков он в работе, становится значительно легче. И интереснее.
 
Оля
Спасибо, мне любопытно было это узнать. И вообще мне хочется больше знать о ПГПУ, ведь я собираюсь поступать на факультет иностранных языков.
Спокойной ночи и до завтра! Приходите на наш концерт!
 
***
Ирина
Милая Екатерина Сергеевна! Я получила Ваше поздравление. И я Вас в ответ поздравляю. Все мы в жизни чьи-то учителя…
 
Часть третья
 
5. Реально самый лучший урок
 
—Здравствуйте!
—Здравствуйте.
—А у нас сегодня последний урок, да?
—Да.
—А что мы сегодня делать будем?
—Сегодня у нас «Евгений Онегин».
—А я прочитал «Евгения Онегина»!
—Какой молодец! Первый раз к уроку готов.
—А мы к вам уже привыкли. Жалко, что вы уходите.
—Мы скучать будем.
—Давайте начнем урок. Сегодня у нас, как вы все знаете, последний урок, надеюсь, он пройдет хорошо и оставит только хорошие впечатления.
Мы начинаем изучать роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Это одно из самых известных произведений А.С. Пушкина. И, думаю, вы о нем раньше слышали. Скажите, о чем этот роман?
—О Евгении Онегине!
—О любви!
—Об Онегине!
—Вы почти в один голос кричите, что он об Онегине. Можем предположить, что Онегин является главным героем романа.
—Конечно.
—А когда мы первый раз его встречаем?
—В первой главе!
—Нет, посмотрите на обложку книги. Что там написано?
—Евгений Онегин.
—Вот именно, с героем мы встречаемся уже в заглавии романа. Следовательно, Онегин – заглавный персонаж романа. Но, думаю, читая роман, вы об этом не задумывались, а воспринимали Онегина как живого человека. Какое впечатление он вас произвел?
—Он мне очень понравился. Он очень умный, образованный, хорошо воспитан.
—Мне кажется, он красивый, потому что его любили все женщины.
—А по-моему, придурок какой-то.
—Ну, Максим! Мне вот Онегин понравился.
—Вижу, впечатление он на вас произвел самое разное. Давайте посмотрим, какое впечатление он произвел на петербургский свет.
—Онегин имел большой успех в свете. Свет решил, что он умен и очень мил.
—Ученый малый, но педант.
—Да, Таня нам сказала, что Онегин очень образованный человек. Посмотрим, какое же образование было у Онегина, что он знал и что умел? Таня, прочитай, пожалуйста.
—«Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно».
«Имел он счастливый талант
Без принуждения в разговоре
Коснуться до всего слегка
С ученым видом знатока,
Хранить молчанье в важном споре
И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм».
—Ну, теперь ты сама видишь, какими были познания Онегина. Коснуться до всего слегка. Все его знания очень поверхностны, ни в чем глубоко он не разбирался.
—Пусть слегка, но ведь он хоть что-то знал. Некоторые и этого не знают. Мне он все равно нравится.
К тому же с таким образованием он ученым считался в обществе, значит, остальные знали еще меньше.
—Согласна. Но одну науку Онегин все же изучил очень хорошо. О какой науке я говорю?
—Э-э-э…
—Литературу?
—Неужели? Вспомним, что о нем говорит автор: «не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить».
У кого еще какие предположения? Читайте дальше. Строфа восьмая.
—«Но тверже всех наук он знал науку страсти нежной».
—Что же это за наука такая? Прочитайте, в чем она заключается. Хорошо, Никита, читай.
—«Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить…
— Мега чтец…
…Казаться мрачным, изнывать,
Являться гордым и послушным,
Внимательным иль равнодушным!
Как томно был он молчалив,
Как пламенно красноречив,
В сердечных письмах как небрежен!
Одним дыша, одно любя,
Как он умел забыть себя!
Как взор его был быстр и нежен,
Стыдлив и дерзок, а порой
блистал послушною слезой!»
 
—Да он просто пикапер!
—Главное, что все велись.
—Ну и какое же умение оказывается самым главным в этой науке, которой так виртуозно овладел Онегин?
—Лицемерие!
—Лесть!
—Совершенно верно. Опять ваше любимое слово – льстец.
—Надоело уже это «слово» на первой парте.
—А как лично вы относитесь к подобной науке?
—Мне кажется, это подло и низко.
—А я не вижу в этом ничего плохого. Он ведь никого не обижает.
—Но он же их обманывает.
—А мне он все равно нравится. Мне кажется, что все его женщины понимали, что это игра, и принимали ее правила.
—Я согласна с Таней.
—И вообще все от человека ведь зависит.
—Ну да, не в тюрьму же его за это сажать.
—На мой взгляд, это все-таки аморально.
—Ну, это на твой.
—Вижу, что большинство защищает Онегина. Что ж, не буду спорить. Да, Онегин играет, обманывает, лицемерит, но подобное поведение было вполне естественным в светском обществе того времени. Я надеюсь, вы понимаете, что на обмане настоящих отношений не построишь.
—Ну, это да.
—Но все равно Онегин классный.
—Я рада, что литературный персонаж нашел такой бурный отклик у вас. Продолжаем двигаться по тексту романа. И теперь посмотрим, как проходит обычный день Онегина.
—Он очень поздно просыпается, потом в театр едет.
—Как он ведет себя в театре? Зачем едет туда?
—Он очень любит театр. Онегин высоконравственный, культурный и воспитанный.
—Да? И именно поэтому он «идет по ногам»? Так зачем же Онегин едет в театр? Потому ли, что он большой ценитель балета?
—Э-э-э…
—На кого наводит свой лорнет Онегин?
—А-а-а… На ложи незнакомых дам!
—Дак он за дамами в театр ходит!
—А домой-то он с дамой уехал?
—А это я у вас могу спросить. Прочитайте и расскажите мне. Танечка, с дамой Онегин уезжает из театра?
—Я не помню… нет вроде…
—Ну, пусть у мальчиков будет стимул прочитать роман.
—Я читал роман, там нет такого. Я так и не понял про Онегина.
—Слушать надо было.
—А зачем Надежду Александровну слушать? На нее смотреть надо.
—Никита, блин.
—Достал уже.
—Давайте подведем небольшой итог урока. Каким же предстает Онегин перед читателем? Найдем авторские характеристики Онегина и запишем их.
—Молодой повеса, проказник.
—Непостоянный обожатель очаровательных актрис.
—Мод воспитанник примерный.
—Забав и роскоши дитя.
—Мы по вам так скучать будем!
—А вы скучать будете?
—Конечно.
—А по кому особенно?
—По всем одинаково.
—А по мне? Ну, по-любому, по мне вы будете особенно сильно скучать.
—Так и быть, и тебя изредка вспоминать буду.
—У нас осталось несколько минут.
—Как? Уже урок кончился?
—Сегодня так интересно было!
—Реально сегодня был самый интересный урок.
—Спасибо. Я рада, что хотя бы последний урок стал для вас реально самым интересным.
Открываем дневники, пишем: домашнего задания нет.
—Спасибо!
—Мы с вами провели вместе пятнадцать уроков. Они, конечно, проходили с разным успехом, но все же я хочу сказать вам всем спасибо за наши уроки. Отдельное спасибо тем, кто меня слушал и слышал. Надеюсь, что эти уроки прошли не даром, что они были полезны и интересны вам. Порой я уходила с урока в не самом лучшем настроении, но все же практика оставляет у меня по большей части положительные эмоции.
Честно, мне было с вами и трудно, и весело. Вы меня и огорчали, и радовали. Надеюсь, что и у вас от меня останутся хорошие впечатления.
—Конечно, останутся!
—Вспоминайте уж изредка Никитку, а то он от тоски умрет.
—Надежда Александровна, мы тоже хотим сказать вам спасибо. Не обижайтесь на наших мальчиков, ведь они просто хотели вам понравиться, по-другому они просто не умеют. Просите нас за все и спасибо вам огромное за ваше терпение и чувство юмора. Мы будем очень-очень скучать.
 
6. Из переписки в социальной сети
 
Екатерина
Доброй ночи всем, кто не спит!
Давай придумаем, как нам сформулировать тему микроисследования?
«Особенности ценностных ориентаций…»?
«Изучение особенностей нравственных ценностей и ориентаций учащихся 10 класса»?
Как сказать-то?
 
Екатерина
…очень много букв Н и С и Ц... :)
 
Надежда
Может быть «нравствееных ориентация и жизненных целей»? Подойдет?
 
Екатерина
Подойдет, особенно если орфографию сохранить! :)
 
Надежда
Издеваешься? :) Два часа ночи!
 
Екатерина
Нет, это с горя :)
 
Надежда
От отчаяния. Я очень устала тоже.
 
***
Надежда
Не ложишься еще? Сочинила уже послания для своих ребят?
 
Екатерина
Как раз в процессе.
Смотри, что нашла: «Сила магнита передается от железа к железу подобно тому, как вдохновение музы передается через поэта чтецу и слушателю». Платон.
Напиши кому-нибудь из своих физиков-ядерщиков :)
 
Надежда
Как возвышенно-поэтически!:) Спасибо, нравится.
 
***
Екатерина
Надя, это цирк.
Я сейчас зашла на кухню, открыла духовку, десять секунд смотрела туда и думала: «А что я вообще здесь делаю?»
Оказалось, ищу ежедневник с расписанием звонков!
 
Надежда
Наверное, нам всем пора отдохнуть. :)
 
Екатерина
«Только б дожить до светлых дней» (с)
 
Часть четвертая, последняя
 
7. Und viel Erfolg im Leben!
 
—Здравствуйте, а мы только что вас вспоминали!
 
—Ребята, здравствуйте! Нина Викторовна разрешила мне занять несколько минут от начала вашего урока. Вот и подошла к концу моя практика. Я не знаю, как вам показалось, но по моим собственным ощущениям, эти неполные два месяца пролетели очень быстро. Мне понравилось с вами работать. Вы были интересными собеседниками. Я приготовила для вас небольшие послания, вот они. Несколько слов каждому. Сегодня у нас последняя возможность увидеться в стенах школы. В другой, базовой подгруппе сейчас тоже, наверное, вот так «прощаются».
—Ой, как это мило!
—Прямо каждому?
—И мне?
—Да. Сейчас я их раздам, только сразу не читайте, пожалуйста. А еще я принесла несколько листов, я положу их на первую парту. Мне правда важно и интересно знать ваше мнение о моей работе. Если у вас есть что сказать мне, вы можете написать несколько строк. В любой форме.
—Все что угодно можно писать?
—Конечно. Если есть желание. Мне было бы приятно.
—Здорово!
—Чур, мне желтенький листочек!
—И мне передайте.
 
***
 
—Извините, здесь десятый класс?
—Да.
—Попросили передать: у учителей-филологов сейчас срочное совещание, оно затянется на весь урок.
—Ура-а! Это отлично!
—Вы проведете для нас урок?
—Я не знала, что так получится, я даже не подготовилась, и…
—Да вы что, с ума сошли, какой «Медный всадник»?
—А давайте поиграем!
—Давайте!
—Да! В «Крокодила»!
—Так, я загадываю… Екатерина Сергеевна, вы первая показываете!
 
***
 
8. «…и вагон шоколада!»
 
Открытки.
Стиль, орфография и пунктуация сохранены без изменений.
 
Всеми уважаемая, любимая, незабываемая Надежда Александровна, я был очень рад, что вы с нами провели свою практику. И надеюсь, что у вас об нас сложилось хорошее впечатление и мнение. 
Иногда ваша речь заставляла меня задуматься. Я надеюсь, что вы не обижаетесь на меня. Я очень, очень, очень рад! Спасибо!
_______
 
Уважаемая Екатерина Сергеевна!
Если бы Вы когда-нибудь утроились на работу в школу, то стали бы прекрасным учителем, уроки Ваши доставляют одно удовольствие.
Также желаю Вам прочитать много книг.
И насчет «Горя от ума». Мне все-таки не нравится композиция комедии. Поэтому я так прямолинейно высказывался на уроке. Также мне не нравятся стихи. Настоящей литературой я считаю трудные философские книги Толстого, Достоевского и т.д.
Успехов во всем!
_______
 
Я уже наверное никогда не забуду «Горе от ума» - так долго мы его разбирали. Оно мне все-таки не нравится. И Пушкин тоже, кто бы что ни говорил ^^
А вот Есенин – да, Вы угадали.
Danke schön! Und viel Erfolg im Leben!
Ну…мы же все-таки немецкая школа :)
_______
 
Можно не по-литературному сказать? Вы такая клёвая!
_______
 
Спасибо за то, что выслушивали нас и терпели!
Ваши уроки были не только интересными, но и весёлыми. Грустно, что мы с вами расстаемся. Уверена, мы встретимся еще!
_______
Желаю счастья и вагон шоколада!
_______
 
Я была очень рада присутствовать на ваших уроках. Вы всегда интересно рассказывали и объясняли материал, организовывали потрясающие дискуссии и умели усмирить бурный нрав моих безбашенных одноклассников.
_______
 
Уроки с вами были интересные, веселые и не скучные!:) мне очень понравилось, как вы ведете урок!
Мы плохо слушали, но вы не обращали на это внимания и заставляли нас хоть как-то учиться!
Благодаря вам я полюбил литературу (в какой-то степени) :)
_______
 
Мы все были очень рады с Вами познакомиться!) Спасибо за уроки! Вы добрая и очень-очень милая!  (Хотя в первый раз показались очень строгой).
С нашей параллелью ужасно трудно, но Вы справились!!!
Мы честно будем скучать!!
 
***
 
«Мы честно будем скучать».
Уже.
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu

К 200-летию
И. С. Тургенева


Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014)
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2004)
Выпуск № 6 (2004)
Выпуск № 5 (2003)
Выпуск № 4 (2003)
Выпуск № 3 (2002)
Выпуск № 2 (2002)
Выпуск № 1 (2001)