Главная > Выпуск № 19 > Лирический герой Галина Ребель
Лирический герой
Работы на Всероссийской олимпиаде по литературе 2012 года показали, что этот термин – лирический герой – совершенно не освоен большинством конкурсантов, а значит, и их наставниками, которые готовили детей к участию в конкурсе.
В качестве лирических героев в олимпиадных сочинениях фигурировали как авторы, так и герои стихов, даже в том случае, когда в произведении вообще отсутствовало первое лицо – Я – как носитель взгляда на мир. В частности, лирическим героем во многих работах был назван солдат, о котором пишет в своем знаменитом стихотворении «Враги сожгли родную хату…» М. Исаковский.
Очевидно, что в понимании большинства учащихся и их учителей лирический герой – это просто герой лирики. Есть лирика – значит, ее герой, независимо от способа его предъявления и статуса, и есть лирический герой.
Однако это не так. И если уж участники олимпиады в большинстве случаев верно оперируют термином «хронотоп» (нередко, впрочем, злоупотребляя им), то и о «лирическом герое» они должны иметь более четкое представление.
Впервые термин был употреблен в статье Юрия Тынянова «Блок», написанной в 1921 году и опубликованной в сборнике статей и воспоминаний о только что умершем поэте. Констатируя факт мгновенного появления многочисленных мемуаров, Тынянов ставит одновременно этическую и теоретическую проблему:
«Блока мало кто знал. Как человек он остался загадкой для широкого литературного Петрограда, не говоря уже о всей России. Но во всей России знают Блока как человека, твердо верят определенности его образа, и если случится кому увидеть хоть раз его портрет, то уже чувствуют, что знают его досконально. Откуда это знание?»1
Этический аспект – создание многочисленными воспоминателями мифов о знаменитом человеке и своей близости к нему – мы в данном случае оставим в стороне, тем более что сам Тынянов переключил проблему в теоретическую, концептуальную плоскость, объяснив самонадеянность мемуаристов собственно эстетическими причинами:
«Блок – самая большая лирическая тема Блока. Эта тема притягивает как тема романа еще новой, нерожденной (или неосознанной) формации. Об этом лирическом герое и говорят сейчас». И далее: «…когда говорят о его поэзии, почти всегда за поэзией невольно подставляют человеческое лицо – и все полюбили лицо, а не искусство»2.
Иными словами, человека Александра Блока вычислили, «сконструировали» из его поэзии, спроецировав внутритекстовое Я на затекстовое лицо реального автора, отождествив их.
Есть очень любопытный факт из биографии Блока, наглядно демонстрирующий, как обнаруживает себя подобное отождествление.
В 1904 году Александр Блок и Андрей Белый (Борис Бугаев) впервые встретились в Москве. До этого они были знакомы только заочно. Когда Блок вместе с Любовью Дмитриевной Менделеевой появился у него в квартире, Белый растерялся. Вот как описывает ситуацию К. Мочульский:
«Белый поражен видом Блока: совсем не таким представлял он себе автора “Стихов о Прекрасной Даме”. В воображении его жил образ визионера с бледным, болезненным лицом, с тонкими сжатыми губами, с фосфорическим взглядом, всегда устремленным вдаль, с отброшенными назад волосами. “Реальный” Блок был другой: высокий, статный юноша, похожий на сказочного “добра-молодца”: у него здоровый, равномерно обветренный, розоватый цвет лица, сдержанность движений, корректность, даже “светскость”. Блок был одет в прекрасно сшитый студенческий сюртук со стянутой талией и высоким воротником. Белый смущен и несколько разочарован. Неужели этот молодой человек, петербуржец и дворянин вполне хорошего тона, автор мистических писем, певец Вечной Женственности? Сконфузившись, хозяин бросился суетиться около гостей; Блок заметил и тоже смутился: оба сконфуженно топтались в передней. Потом Белый представил Блоков своей матери, Александре Дмитриевне, и они вчетвером сидели в гостиной и неловко молчали. Белый запомнил ясный морозный день, розовые лучи солнца и кудрявую голову Блока, склоненную набок, недоуменные голубые глаза и застывшую принужденную улыбку»3.
Что в данном случае произошло?
В воображении Андрея Белого жил лирический герой – образ автора, запечатленный в лирике Блока. Соответствующими были ожидания. Но реальный, живой Александр Блок внешне – по крайней мере внешне – с лирическим героем не совпал и тем смутил и озадачил Белого.
Эта история помогает нам понять суть явления.
Разложим ситуацию на составляющие:
Необходимо также отметить, что лирический герой как форма воплощения авторского сознания в лирике возник в эпоху романтизма; он порождение одной из основных философских предпосылок романтизма – «убеждения в том, что искусство и жизнь в пределе стремятся к отождествлению и тождество это может распространиться на все, от вселенной, которая, по учению Шеллинга, есть художественное произведение Бога, до эстетически осознанной судьбы отдельного человека»7.
В русской литературе лирический герой впервые был предъявлен в творчестве Лермонтова, несомненно присутствует он в лирике Некрасова, Блока, Маяковского, Ахматовой, Цветаевой. Он есть там, где перед нами предстает яркое, дерзкое, смятенное Я, соотносимое с личностью и судьбой поэта.
Идентификация лирического героя требует не только определенных навыков, но и знания не одного вынутого из творческого контекста произведения, а творчества поэта в целом. Когда таких знаний и умений нет, лучше оперировать терминами «лирическое Я», «лирический субъект», что в любом случае не будет ошибкой, ибо эти термины шире, чем термин «лирический герой».
А что касается солдата из стихотворения Исаковского «Враги сожгли родную хату…», то он просто герой. И, конечно, Герой в самом высоком смысле этого слова.
-----
3. Мочульский К. Александр Блок. http://www.modernlib.ru/books/mochulskiy_konstantin/aleksandr_blok/
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu |
К 200-летию
Выпуск № 27 (2014)И. С. Тургенева Архив «Филолога»: Выпуск № 26 (2014) Выпуск № 25 (2013) Выпуск № 24 (2013) Выпуск № 23 (2013) Выпуск № 22 (2013) Выпуск № 21 (2012) Выпуск № 20 (2012) Выпуск № 19 (2012) Выпуск № 18 (2012) Выпуск № 17 (2011) Выпуск № 16 (2011) Выпуск № 15 (2011) Выпуск № 14 (2011) Выпуск № 13 (2010) Выпуск № 12 (2010) Выпуск № 11 (2010) Выпуск № 10 (2010) Выпуск № 9 (2009) Выпуск № 8 (2009) Выпуск № 7 (2005) Выпуск № 6 (2005) Выпуск № 5 (2004) Выпуск № 4 (2004) Выпуск № 3 (2003) Выпуск № 2 (2003) Выпуск № 1 (2002) |