Главная > Выпуск № 19 > О самостоятельной работе на уроке литературы. Татьяна Ячменёва
О самостоятельной работе
на уроке литературы Сегодня активно обсуждается вопрос о метадеятельности в образовании, о метазнаниях, о метаспособах, о метаумениях. Для обсуждения этой проблемы педагоги города прошедшей осенью собирались на специальную конференцию при ПГУ. Спорить с необходимостью готовить детей к очень сложной жизни в современном обществе, научить их жить в общении с разными людьми бесконфликтно, помочь найти свое место в жизни никто не будет. На школе (сколько ни кивай в сторону семьи) в этом смысле лежит огромная ответственность. И у нас большие возможности. Учителя, правда, в сложной, можно сказать, конфликтной ситуации: жизнь требует метапредметных результатов, т.е. умения ориентироваться в жизни, а экзамены — предметных знаний. Выход, как подсказал на конференции профессор В.Р. Имакаев, есть: добавить в традиционные программы метапредметные цели.
В этом контексте методическая тема учителей-словесников Орджоникидзевского района «Организация самостоятельной работы на уроке» звучит очень актуально. Ведь если представить процесс самостоятельной работы в виде триады «мотив – план и действие – результат», то самостоятельная деятельность может рассматриваться в очень широком спектре: в любом проявлении личности по отношению к окружающему миру.
Наиболее точное определение самостоятельной работы, на мой взгляд, дает профессор А.И. Зимняя. Это целенаправленная, внутренне мотивированная и структурированная самим субъектом и корректируемая им в процессе и по результату работа. Ее выполнение требует высокого уровня самосознания, рефлексии, самодисциплины, личной ответственности; такая работа доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.
Организация самостоятельной работы, опираясь на общие дидактические принципы, имеет свои особенности, об этом можно почитать в соответствующей литературе. Хочется сказать только вот о чем: самостоятельная работа не исключает роли учителя как учителя.
Только если учитель систематически и планомерно включал приемы самостоятельной работы в урок, создавал условия для освоения этих приемов, начиная с 5-ого класса, он в 10-11-ом постепенно перемещается от своего учительского стола вглубь – за последнюю парту, занимая позицию наблюдателя и испытывая удовлетворение от результатов своего многолетнего труда.
В феврале-марте 2012 года учителя района посмотрели несколько уроков, иллюстрирующих работу коллег над методической темой. Я предлагаю познакомиться с материалами к уроку, который был проведен в 9-ом классе школы №131
Материалы к уроку по повести А. Геласимова «Жажда».
К выбору произведения меня подтолкнула беседа после открытого урока с моей коллегой, выпускающей в этом году 11-ый класс. Заканчивалось первое полугодие – в классе изучали поэзию серебряного века.
На вопрос «А когда будут знакомиться с литературой XXI века?» ответа не было. Понимаю, что это проблема многих словесников, особенно влюбленных в поэзию, например, в Есенина. Я тоже люблю Есенина и Блока. Но мои ученики живут в XXI веке. И я не могу не предъявить им творчество хотя бы некоторых писателей-современников, чтобы показать, что литература, в том числе и поэзия, жива, и еще как жива.
В библиотеке на полке с книгами писателей-лауреатов и номинантов на разные литературные премии выбрала Андрея Геласимова. Соображения такие: у меня 9-ый класс, до Славниковой, Сорокина, Шишкина им надо еще дорасти. А повесть «Жажда» – о молодом человеке, нашем современнике, прошедшем Чеченскую войну,
Но и повесть «Жажда» смутила нецензурной лексикой (обозначенные буквами после спектакля «Западня» на сцене «Молот» уже не смущают). Отдаю книгу Максиму, ученику, которого конъюктурщиком не назовешь и который гамлетовским комплексом не страдает: берем книгу для чтения и обсуждения или нет? Через два дня (!) получаю ответ «да». Тогда прошу его определить в повести несколько микротем для разговора в классе и ключевой вопрос. А книга пошла по рукам, плюс Интернет. Рекомендация одноклассника, конечно, сыграла свою роль: повесть прочитывали за вечер.
Через несколько дней желающим заменить меня во время урока и подготовить вопросы для обсуждения выбранной микротемы. Вызвалось семь человек. Они подготовили вопросы, которые должны были подвести одноклассников к решению главной проблемы.
Запись на доске выглядела так:
Повесть Андрея Геласимова «Жажда».
Микротемы:
Проблемный вопрос:
Почему повесть называется «Жажда»?
В процессе подготовки урока я убедилась в истинности выводов опытных методистов:
при организации самостоятельной работы самым трудным является не целеполагание, как часто думают, а тот этап, когда задание непосредственно выполняется, в данном случае — составление вопросов, их логическое выстраивание, формулировка выводов, которые помогут решить главную проблему.
Вот некоторые вопросы, составленные девятиклассниками.
По 1-ой микротеме:
По 2 микротеме:
По 3 микротеме:
По 4 микротеме:
После обсуждения сделанные выводы записывались на доске.
Затем учащимся было предложено оценить работу товарищей, в частности оценить, чьи вопросы были более логичными, интересными, глубокими. Надо отметить, что на вопросы одноклассников учащиеся отвечали активно, в обсуждении участвовали заинтересованно, по некоторым вопросам возникала дискуссия.
Последний этап урока — ответ на главный вопрос, который все ученики делали письменно в тетради. Желающие — их оказалось немало — поделились своими мыслями вслух. Последнее слово было за Максимом, он должен был предложить свой вариант ответа на свой же вопрос. Суммировав сказанное ребятами, он сделал неожиданный вывод:
ответ на этот вопрос он дать не может, т.к. будет еще думать.
Урок получил высокую оценку моих коллег. Я была довольна работой большинства учащихся: книгу прочитали, с умным писателем пообщались, важные жизненные проблемы обсудили, некоторые выводы для себя сделали, опыт публичного выступления, участия в дискуссии, которая требует умения не только сформулировать свою точку зрения, но и доказать ее, выслушать собеседника и понять его, соотнести его мнение со своим, получили. А высшей оценкой, конечно, было то, что девятиклассники поддержали мою идею провести в апреле открытый урок в такой же форме для родителей, Я вижу их желание попробовать себя в роли ведущих урок. А у меня тайная надежда: может быть, и родителей удастся увлечь процессом чтения хороших художественных текстов.
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu |
К 200-летию
Выпуск № 27 (2014)И. С. Тургенева Архив «Филолога»: Выпуск № 26 (2014) Выпуск № 25 (2013) Выпуск № 24 (2013) Выпуск № 23 (2013) Выпуск № 22 (2013) Выпуск № 21 (2012) Выпуск № 20 (2012) Выпуск № 19 (2012) Выпуск № 18 (2012) Выпуск № 17 (2011) Выпуск № 16 (2011) Выпуск № 15 (2011) Выпуск № 14 (2011) Выпуск № 13 (2010) Выпуск № 12 (2010) Выпуск № 11 (2010) Выпуск № 10 (2010) Выпуск № 9 (2009) Выпуск № 8 (2009) Выпуск № 7 (2005) Выпуск № 6 (2005) Выпуск № 5 (2004) Выпуск № 4 (2004) Выпуск № 3 (2003) Выпуск № 2 (2003) Выпуск № 1 (2002) |