Главная > Выпуск № 19 > «Я хочу не просто знать литературу, но - жить литературой».

Кристина Калашникова:
«Я хочу не просто знать литературу, но – жить литературой»
 
Кристина Калашникова живет в селе Нижняя Кумашка
Шумерлинского района Чувашской республики.
Учится в 10-ом классе гимназии № 8 города Шумерля.  
За творческую работу третьего тура – цензорское заключение
на литературное произведение –
была награждена специальным призом Олимпиады.
 
Написать цензорское заключение на литературное произведение – задача очень интересная и очень непростая: нужно не только выявить уязвимые с точки зрения идеологии и политики определенной эпохи особенности классического текста, но, по возможности, еще и стилизовать соответствующую манеру.
 
Когда читались лучшие из представленных в рамках этой части конкурса работы, я обратила внимание на сочинение, посвященное роману И.С.Тургенева «Отцы и дети», – мне показалось, что автору ее лучше других удалось поймать суть задания и нажать на «болевые точки» тургеневского романа.
 
В отличие от Кати Задирко, которую удалось «вычислить» с помощью интернета, Кристину я успела найти на финальном торжестве и даже сфотографировала ее после церемонии закрытия вместе с членом жюри Мстиславом Исааковичем Шутаном:
 
 
А позже в письмах Кристина ответила на мои вопросы.
 
О творческом задании.
 
– Почему Вы выбрали именно этот роман?
 
 – Честно говоря, на олимпиаде для творческого задания я недолго выбирала произведение – выбор почти сразу пал на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Случилось это  вот почему: несмотря на то, что я написала отрицательное заключение на роман от лица цензора XIX века, тем не менее, он является одним из самых моих любимых произведений русской классической литературы. К тому же меня привлекала возможность взглянуть на привычный (не побоюсь этого слова) шедевр не своими глазами, а глазами современника писателя, которому позволялось судить о произведении.
 
  – Кто помог Вам в него вникнуть, понять его?
 
- Помогла мне понять роман Тургенева наш учитель русского языка и литературы Татьяна Викторовна Грязнова. Так получилось, что мое знакомство с этим произведением произошло более четырех лет назад, и уже тогда оно произвело на меня глубокое впечатление, но только после обсуждения романа в классе я начала проникаться философией Тургенева и могла сказать, что понимаю более глубоко авторский замысел, сочувствую героям произведения так, как не могла сочувствовать им до этого обсуждения.
 
 – Любите ли Вы другие произведения Тургенева?
 
– Безусловно, я знакома с другими произведениями Ивана Сергеевича и очень их люблю, хотя, быть может, не так сильно, как роман «Отцы и дети». Среди наиболее любимых мною произведений Тургенева мне особо хотелось бы выделить «Записки охотника», которые лично я считаю настоящим кладом для познания быта и настроений крестьян и помещиков середины  XIX века; романы «Дворянское гнездо», «Рудин», повести: трагическую «Первую любовь», эмоциональную и живую «Асю», до глубины души поражающую повесть «Степной король Лир». Все они так непохожи друг на друга, но именно в этом можно увидеть их особую красоту, уникальность.
 
 – В сочинении Вы в качестве цензора наложили запрет на публикацию «Отцов и детей». А какие аргументы Вы бы привели в защиту романа, в доказательство того, что его необходимо переиздавать сегодня? Как убеждали бы сверстников прочитать роман?
 
– Не думаю, чтобы кто-то не был знаком, хотя бы поверхностно, с этим романом, но для того чтобы доказать, что «Отцы и дети» должны и сегодня переиздаваться, я могу сказать только то, что многим давно известно. Роман «Отцы и дети» является общепризнанным эталоном классической русской литературы и остается по сей день исключительно актуальным, затрагивая «вечный» вопрос непонимания между родителями и детьми. Этот роман имеет большое значение для того, чтобы познакомиться с новым веянием середины XIX века – нигилизмом, не освещенным нигде так точно, как в этом произведении. Кроме того, интересны образы героев, чьи судьбы затейливо переплетаются, в частности благодаря их различным взглядам на жизнь и свое предназначение. Среди героев выделяется, а вернее, противопоставляется всем, врач и нигилист Базаров, жизнь которого обрывается так трагически...
 
Если бы мне довелось убеждать ровесников прочитать роман Тургенева «Отцы и дети», то прежде всего я обратила бы внимание на глубокий и сложный конфликт, который существует не только в противостоянии представителей разных поколений, но и в душе главного героя, стоящего перед выбором – остаться ли ему «героем народным», человеком, который хочет изменить жизнь людей вокруг, или поверить своему сердцу, отказаться от своих взглядов и признаться себе в том, что он полюбил. Не прочитав этого романа, человек не станет беднее, однако и счастливее не станет тоже… Прочитать это произведение обязательно следует не просто потому, что оно очень интересно, но и потому, что «Отцы и дети» даруют новую почву для жизни, освежают взгляд и полностью переворачивают понимание истории и жизни человека.
 
 Об олимпиаде в целом.
 
 – Как Вы оцениваете олимпиадные задания – какие показались Вам наиболее интересными? Какие из них были слишком сложными или, наоборот, чересчур простыми?
 
– Олимпиада по литературе стала для меня довольно сложным, хотя и приятным испытанием. Здесь не бывает слишком простых или слишком сложных заданий, однако мне показались особо трудными и в то же время интересными анализы прозаического и стихотворных произведений, при помощи которых единственно можно увидеть не только знания, способности ученика, но и проверить собственные силы, в очередной раз пытаясь постичь то, что хотел сказать писатель. Настоящим же подарком стало именно творческое задание, потому что только здесь нет почти никаких рамок для воображения, а если при этом Вы опираетесь на произведение талантливого писателя или поэта, то мысли начинают возникать как бы сами собой.
 
 – Довольны ли Вы своим результатом?
 
– Конечно, мой результат нельзя назвать блестящим, но так или иначе мне удалось попробовать себя в сфере русской литературы, а это приносит огромное счастье. Надеюсь, что я смогу гораздо лучше проявить свои способности, если таковые имеются, в будущем, а пока я рада тому, что получилось сделать теперь.
 
 – Кто помогал Вам готовиться к олимпиаде? Какое место Вы заняли на областном туре?
 
– К олимпиаде по литературе меня готовила моя учительница Татьяна Викторовна, и именно ей мне хотелось бы сказать спасибо за те знания, которые она мне дала. К тому же чувствовалась постоянная поддержка и других учителей, и друзей, и семьи, понимавших, насколько олимпиада для меня важна. На областном этапе я стала призером с 49 баллами из 50-ти возможных, и думаю, это не так плохо.
 
 – Понравилась ли Вам организация московского тура олимпиады, распределение времени, развлекательные мероприятия, экскурсия в Москву?
 
– Определенно, заключительный тур олимпиады мне очень и очень понравился. Помимо отличных условий проживания и увлекательного общения с людьми, которым так же, как и мне, нравится литература, олимпиада  порадовала насыщенной программой, встречами с известными и значимыми в литературе людьми. Время, проведенное в Москве, думаю, станет одним из лучших моих воспоминаний.
 
 – Есть ли у Вас какие-то замечания, пожелания, предложения для организаторов олимпиады?
 
– Для организаторов олимпиады у меня есть только одно пожелание – это создание возможности для того, чтобы участники олимпиады могли как можно больше общаться между собой на различных литературных викторинах, встречах, просто в свободное время. А также хотелось бы пожелать организаторам терпения и удачи в их нелегкой деятельности и  поблагодарить за искреннюю заботу о качестве заключительного тура.
 
 О себе и своей малой родине.
 
– Наша семья живет в небольшом чувашском селе под названием Нижняя Кумашка, которому в следующем году, как и Санкт-Петербургу, исполнится 310 лет. Нельзя сказать, чтобы наш край был слишком богат, скорее это тихое, но очень уютное пристанище, где никто не останется забыт или одинок. Однако наше село представляет собой грустное зрелище – школу расформировали 8 лет назад, и детям из соседних сел приходится ездить в город, пока их младшие братики и сестренки посещают местный детсад. Молодые люди не прельщаются покоем малой родины и отправляются жить в крупные города.
 
 Здесь живет не так много людей: из трехсот человек более половины старше среднего возраста и занимаются собственным хозяйством, а те, кто еще молод и полон сил, уезжают на заработки в различные российские города или работают в ближайшем городе, в Шумерле. Там же, в гимназии №8, обучаюсь и я.
 
Среди моих любимых предметов особо выделяются история, английский язык и, конечно, русская литература, занятиям которыми я уделяю все свободное время. Любимым занятием для меня было и остается чтение: сложно выделить кого-то из писателей и их произведений с тем, чтобы назвать любимыми, но если уж на то пошло, то следует признаться, что я не могу жить без произведений Лермонтова, Лескова и Достоевского. Я зачитывалась «Героем нашего времени», «Мцыри», «Левшой», «Идиотом» и другими произведениям классиков. А из зарубежных писателей главным остается для меня Джек Лондон, книги которого совсем отличны от русских, но такие же захватывающие и глубокие по смыслу.
 
О будущем.
 
 – Хотите ли Вы участвовать в олимпиаде по литературе в следующем году? Что для этого считаете нужным сделать?
 
– Я очень хочу участвовать в олимпиаде по литературе в следующем году, снова попробовать свои силы и почувствовать особую литературную атмосферу. Несомненно, для этого придется  много стараться, и я надеюсь, что мне удастся сделать все возможное, чтобы не просто знать литературу, читать книги, учить историю литературы, биографии писателей, но жить литературой, как жили когда-то великие русские классики.
 
 – Кем собираетесь стать?
 
– К сожалению, я не смогла пока определиться, чем бы хотела заниматься и даже где учиться, но уверена, что будущая моя профессия будет  связана с  русской литературой или  историей.
 
Надеюсь, что у Кристины все получится: и стать призером следующей олимпиады по литературе, и выбрать профессию по душе, и жить в соответствии с призванием, но не только литературой, а – полной, счастливой жизнью.
 
Г.Р.

Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu

К 200-летию
И. С. Тургенева


Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014)
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2004)
Выпуск № 6 (2004)
Выпуск № 5 (2003)
Выпуск № 4 (2003)
Выпуск № 3 (2002)
Выпуск № 2 (2002)
Выпуск № 1 (2001)