Главная > Выпуск № 19 > Британские впечатления. Часть IV: Лондон: Последняя прогулка.

Галина Ребель
 
Британские впечатления
Часть IV
 
Лондон: последняя прогулка
 
Эта заключительная прогулка по Лондону – попытка обобщить и подытожить, заведомо обреченная на неудачу, – как обобщишь и подытожишь город, который даже за короткое знакомство становится узнаваемо родным и в то же время остается непознанно загадочным и необъятно непостижимым?
 
По-хорошему, первая встреча – это пролог, увертюра, за которой должно следовать многоактное дробное действо с развитием отдельных мелодий, с погружением в разные темы и сюжеты. Однако пока приходится довольствоваться увертюрой…
 
Но вот куда я наверняка не вернусь, если мне посчастливится попасть в Лондон еще раз, – это в Тауэр.
Мне изначально туда не особенно хотелось, но как-то вроде неприлично не отметиться в таком знаковом, культовом месте.
С трудом выдержав медленное поступательное движение очереди к королевским сокровищам и довольно равнодушно их осмотрев, я честно собиралась изучить зловещее тюремное нутро, однако, выслушав, на подходе к казематам, очередную историю про очередную казненную здесь леди, которой, по обычаю того дивного времени, отрубили голову, я почувствовала, что знакомство с крепостью пора заканчивать.
 
Может быть, мои ощущения станут более понятны, когда читатель посмотрит на репродукцию картины Поля Делароша «Казнь леди Джейн Грей» (1834):
 
 
Картину эту я видела накануне в Национальной галерее, и рассказ аудио-гида как-то чересчур ярко ее оживил в воображении, посему я решила, что мне лучше покинуть Тауэр, ограничившись уже увиденным и услышанным.
 
Над Тауэрским мостом висели тяжелые тучи:
 
 
Над противоположным берегом Темзы сгущалась угрожающая тьма (почти как над булгаковским Ершалаимом) – казалось, что сейчас небо обрушится на город потопом:
 
 
Однако стоило мне перейти мост и удалиться на безопасное расстояние от хранилища кровавой исторической памяти, как выглянуло солнышко, все ожило и повеселело и ноги, отказывавшиеся передвигаться по крепости, сами понесли меня навстречу модерному сооружению – мэрии города, куда приветливо пускают всех желающих погулять по многоэтажной спирали:
 
 
Издали и Тауэр выглядит вполне привлекательно:
 
 
А Тауэрский мост великолепен отовсюду:
 
 
И город в новом ракурсе, в модерном своем варианте, замечательно хорош:
 
 
Здесь, на южном берегу, я набрела на удивительно красивую по своему внутреннему убранству англиканскую церковь – Southwark Cathedral, Саутваркский Собор.
 
Древний Саутварк с юга прикрывал Лондон, и вокруг собора, который одно время был монастырской церковью и «запирал» выход на мост через Темзу, кипела торговая, военная и культурная жизнь.
 
Снаружи сфотографировать собор не получилось – он со всех сторон зажат другими зданиями, а вот внутри мне за два фунта разрешили фотографировать, сколько душе угодно.
Тут я застряла надолго, ибо это, в отличие от пребывания в Тауэре, душе было угодно.
 
«Скульптурная» часть клироса – XIII век, с последующими изменениями и дополнениями:
 
 
Орган доступен для разглядывания во всех подробностях. Жаль, во время моего посещения он молчал.
 
 
В этом соборе много очень интересных, выразительных, эстетически значимых надгробных памятников:
 
         
 
Здесь незримо витает дух Шекспира и зримо представлены захоронения, связанные с жизнью шекспировского театра, в частности, здесь погребен младший брат Шекспира Эдмунд.
 
Мемориальная фигура великого драматурга выполнена и установлена в XX веке:
 
 
Похоронен Шекспир не здесь, а в Стрэтфорде-на-Эйвоне.
 
Неподалеку от Саутваркского собора – шекспировский «Глобус»:
 
 
Двигаясь дальше по южному берегу, возвращаемся в актуальную современность и останавливаемся около одного из ее символов – это мост Миллениум:
 
 
К мосту ведет неожиданная вереница тоненьких березок:
 
 
Неожиданная – потому что, перебывав во множестве парков, я заметила, что березы в Великобритании встречаются редко и выглядят как-то уныло, невыразительно. Им, в отличие от остальных деревьев, чего-то здесь явно недостает – то ли в воздухе, то ли в почве.
 
От берез вполне резонно обратиться к моей любимой теме.
 
Лондон меня потряс сочетанием разнообразной, чрезвычайно интересной и выразительной собственно городской – урбанистической – культуры с природным, парковым пространством. У этого города мощнейшие легкие, и, несмотря на обилие машин и людей, он дарит легкое дыхание своим жителям и гостям.
 
В любой момент, устав от шума и суеты, можно «выпасть» из очередной культурной программы, свернуть в сторону и – оказаться в раю.
 
 
Это самый центр города, Сент Джеймс парк, располагающийся между Трафальгарской площадью и Букингемским дворцом.
 
 
Памятник королеве Виктории перед Букингемом окружен роскошными клумбами:
 
 
А в самом парке вольготно расположились вполне демократичные полевые знакомцы:
 
 
Рядом, практически встык с Сент Джеймсом, – Грин парк. В нем цветов нет. Как называется, так и выглядит – ослепительно зелено:
 
 
Кроме огромных зеленых анклавов, находящихся внутри мегаполиса, есть еще Кью Гаденс (Королевский сады) в Ричмонде, а там – чего только нет: и «своих» растений разнообразие, от огородных до диких, и заморских, диковинных – множество. Но об этом не получится вскользь, об этом нужно – отдельно.
 
Здесь же, в завершение, обрывая себя на полуслове, скажу, что очарованию Кью Гаденс, и прочих парков, и улиц, и памятников, и музеев – очарованию этого удивительного города нет конца.
 
Мне не снилось небо Лондона до поездки в Великобританию. И теперь не снится. Мне снится сам Лондон…
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu

К 200-летию
И. С. Тургенева


Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014)
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2004)
Выпуск № 6 (2004)
Выпуск № 5 (2003)
Выпуск № 4 (2003)
Выпуск № 3 (2002)
Выпуск № 2 (2002)
Выпуск № 1 (2001)