Главная > Выпуск № 19 > Британские впечатления. Часть IV: Лондон: Последняя прогулка. Галина Ребель
Британские впечатления
Часть IV
Лондон: последняя прогулка
Эта заключительная прогулка по Лондону – попытка обобщить и подытожить, заведомо обреченная на неудачу, – как обобщишь и подытожишь город, который даже за короткое знакомство становится узнаваемо родным и в то же время остается непознанно загадочным и необъятно непостижимым?
По-хорошему, первая встреча – это пролог, увертюра, за которой должно следовать многоактное дробное действо с развитием отдельных мелодий, с погружением в разные темы и сюжеты. Однако пока приходится довольствоваться увертюрой…
Но вот куда я наверняка не вернусь, если мне посчастливится попасть в Лондон еще раз, – это в Тауэр.
Мне изначально туда не особенно хотелось, но как-то вроде неприлично не отметиться в таком знаковом, культовом месте.
С трудом выдержав медленное поступательное движение очереди к королевским сокровищам и довольно равнодушно их осмотрев, я честно собиралась изучить зловещее тюремное нутро, однако, выслушав, на подходе к казематам, очередную историю про очередную казненную здесь леди, которой, по обычаю того дивного времени, отрубили голову, я почувствовала, что знакомство с крепостью пора заканчивать.
Может быть, мои ощущения станут более понятны, когда читатель посмотрит на репродукцию картины Поля Делароша «Казнь леди Джейн Грей» (1834):
Картину эту я видела накануне в Национальной галерее, и рассказ аудио-гида как-то чересчур ярко ее оживил в воображении, посему я решила, что мне лучше покинуть Тауэр, ограничившись уже увиденным и услышанным.
Над Тауэрским мостом висели тяжелые тучи:
Над противоположным берегом Темзы сгущалась угрожающая тьма (почти как над булгаковским Ершалаимом) – казалось, что сейчас небо обрушится на город потопом:
Однако стоило мне перейти мост и удалиться на безопасное расстояние от хранилища кровавой исторической памяти, как выглянуло солнышко, все ожило и повеселело и ноги, отказывавшиеся передвигаться по крепости, сами понесли меня навстречу модерному сооружению – мэрии города, куда приветливо пускают всех желающих погулять по многоэтажной спирали:
Издали и Тауэр выглядит вполне привлекательно:
А Тауэрский мост великолепен отовсюду:
И город в новом ракурсе, в модерном своем варианте, замечательно хорош:
Здесь, на южном берегу, я набрела на удивительно красивую по своему внутреннему убранству англиканскую церковь – Southwark Cathedral, Саутваркский Собор.
Древний Саутварк с юга прикрывал Лондон, и вокруг собора, который одно время был монастырской церковью и «запирал» выход на мост через Темзу, кипела торговая, военная и культурная жизнь.
Снаружи сфотографировать собор не получилось – он со всех сторон зажат другими зданиями, а вот внутри мне за два фунта разрешили фотографировать, сколько душе угодно.
Тут я застряла надолго, ибо это, в отличие от пребывания в Тауэре, душе было угодно.
«Скульптурная» часть клироса – XIII век, с последующими изменениями и дополнениями:
Орган доступен для разглядывания во всех подробностях. Жаль, во время моего посещения он молчал.
В этом соборе много очень интересных, выразительных, эстетически значимых надгробных памятников:
Здесь незримо витает дух Шекспира и зримо представлены захоронения, связанные с жизнью шекспировского театра, в частности, здесь погребен младший брат Шекспира Эдмунд.
Мемориальная фигура великого драматурга выполнена и установлена в XX веке:
Похоронен Шекспир не здесь, а в Стрэтфорде-на-Эйвоне.
Неподалеку от Саутваркского собора – шекспировский «Глобус»:
Двигаясь дальше по южному берегу, возвращаемся в актуальную современность и останавливаемся около одного из ее символов – это мост Миллениум:
К мосту ведет неожиданная вереница тоненьких березок:
Неожиданная – потому что, перебывав во множестве парков, я заметила, что березы в Великобритании встречаются редко и выглядят как-то уныло, невыразительно. Им, в отличие от остальных деревьев, чего-то здесь явно недостает – то ли в воздухе, то ли в почве.
От берез вполне резонно обратиться к моей любимой теме.
Лондон меня потряс сочетанием разнообразной, чрезвычайно интересной и выразительной собственно городской – урбанистической – культуры с природным, парковым пространством. У этого города мощнейшие легкие, и, несмотря на обилие машин и людей, он дарит легкое дыхание своим жителям и гостям.
В любой момент, устав от шума и суеты, можно «выпасть» из очередной культурной программы, свернуть в сторону и – оказаться в раю.
Это самый центр города, Сент Джеймс парк, располагающийся между Трафальгарской площадью и Букингемским дворцом.
Памятник королеве Виктории перед Букингемом окружен роскошными клумбами:
А в самом парке вольготно расположились вполне демократичные полевые знакомцы:
Рядом, практически встык с Сент Джеймсом, – Грин парк. В нем цветов нет. Как называется, так и выглядит – ослепительно зелено:
Кроме огромных зеленых анклавов, находящихся внутри мегаполиса, есть еще Кью Гаденс (Королевский сады) в Ричмонде, а там – чего только нет: и «своих» растений разнообразие, от огородных до диких, и заморских, диковинных – множество. Но об этом не получится вскользь, об этом нужно – отдельно.
Здесь же, в завершение, обрывая себя на полуслове, скажу, что очарованию Кью Гаденс, и прочих парков, и улиц, и памятников, и музеев – очарованию этого удивительного города нет конца.
Мне не снилось небо Лондона до поездки в Великобританию. И теперь не снится. Мне снится сам Лондон…
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu |
К 200-летию
Выпуск № 27 (2014)И. С. Тургенева Архив «Филолога»: Выпуск № 26 (2014) Выпуск № 25 (2013) Выпуск № 24 (2013) Выпуск № 23 (2013) Выпуск № 22 (2013) Выпуск № 21 (2012) Выпуск № 20 (2012) Выпуск № 19 (2012) Выпуск № 18 (2012) Выпуск № 17 (2011) Выпуск № 16 (2011) Выпуск № 15 (2011) Выпуск № 14 (2011) Выпуск № 13 (2010) Выпуск № 12 (2010) Выпуск № 11 (2010) Выпуск № 10 (2010) Выпуск № 9 (2009) Выпуск № 8 (2009) Выпуск № 7 (2005) Выпуск № 6 (2005) Выпуск № 5 (2004) Выпуск № 4 (2004) Выпуск № 3 (2003) Выпуск № 2 (2003) Выпуск № 1 (2002) |