Главная > Выпуск № 19 > Родная Сéполь.

Наталья Чугайнова
 
Сельская школа и сельская жизнь:
 
Родная Сéполь
 
 
И Сылва сэтшőм жő лőз сина,
Кыдз Сеполька менам роднőй.
И сiдз жő быд арő рябина
Вадзőтő пожар золотőй.

И Сылва такая голубоглазая,
Как Сеполька моя родная .
И также каждую осень рябина
Смотрит пожар золотой.
Петр Чугайнов
 
Пермский край, Коми-Пермяцкий округ, Кочёвский район, деревня Сéполь.
 
 
Далеко…. Да, далеко.
 
До районного центра, села Кочёво, – 15 километров, до окружного центра, города Кудымкара, – 90 километров, до краевого центра, Перми, – 291 километр.
 
 
Так выглядит наше село в зимние сумерки. В этом году зима стояла до конца марта.
 
С тех пор, как начала учиться в Пермском педагогическом университете, я приезжаю домой по возможности раз в 1,5 – 2 месяца в течение учебного года и на все лето.
 
За время моего отсутствия, а это уже почти три года, школа изменилась как внешне, так и внутренне.
 
 
По крайней мере, когда я там училась, школа еще носила статус средней, а теперь, к сожалению, только основная. Наш класс вошел в историю, так как оказался последним выпуском, последним 11-ым классом.
 
 
Пыстогова Л.Б.,
учитель коми-пермяцкого языка и литературы
         
 
Чугайнова С.И.
учитель русского языка и литературы
 
Этим людям я в первую очередь благодарна за то, что поступила именно на филологический факультет. В школе мне нравились занятия как по русскому языку, литературе, так и по родному языку и литературе. Так получилось, что русской литературе меня обучали с 5 по 11 класс 3 преподавателя: Пыстогова Л.Б., Чугайнова С.И., Шаньшерова В.Г. По коми-пермяцкому языку и литературе у меня тоже было не один преподаватель: Павлова Г.М. и Пыстогова Л.Б.
Я считаю, это и к лучшему – каждый научил чему-то своему, особенному.
 
Почему решила поступать на филолога? Возможно, и из-за того, что моя мама, С.И. Чугайнова, тоже закончила филологический факультет, но только не коми-пермяцко-русское отделение, на котором учусь я, а только русское.
 
Спасибо учителям литературы, многому научили нас, если бы не они, я уверена, что и сдать ЕГЭ, и поступить в университет, а затем учиться и сдавать экзамены в ВУЗе было бы намного тяжелее.
 
Об изменениях, которые произошли за годы моего отсутствия, я расспрашивала директора, учителей-предметников, библиотекаря и, конечно, сегодняшних учеников.
 
Пришла я в школу 5-го мая, в субботу, в предпраздничный день. Поскольку шел урок, в первую очередь я решила посетить библиотеку и побеседовать с нашим библиотекарем – Валентиной Петровной Чугайновой.
 
Замечу, что фамилию «Чугайновы» носит большинство односельчан, все мы, по-видимому, в конечном счете, родственники, включая автора поэтических строк, которые я привела в качестве эпиграфа.
 
На мой вопрос, много ли сегодняшние дети читают, Валентина Петровна ответила так:
 
– Мало. Ну, смотря, конечно, с чем сравнивать…
 
Причину «нечтения» детьми книг Валентина Петровна связывает с появлением интернета, по этой же причине некоторые читают прямо в интернете либо с электронных носителей. Но главное, считает библиотекарь, то, что перед детьми нет читающего примера, не читают родители, не поступают в фонд новые книжки, бывают такие случаи, что ребенок приходит, спрашивает пришли ли новые книжки, слышит отрицательный ответ, разворачивается и уходит.
 
Так получилось, что Валентина Петровна некоторое время параллельно работала не только в школьной, но и в сельской библиотеке, где и получила подтверждение того, что народ мало читает.
 
– Читает уже более пожилое население – те, кому за 40; в возрасте примерно 30 – 40 лет читают мало; студенты и ученики читают больше – потому что надо…
 
 
Чугайнова В.П. – школьный библиотекарь
 
Возникает вопрос, а чем же дети занимаются в свободное время?
 
Зимой почти все катаются на лыжах, каждый вечер, в любую погоду. А летом – играют в футбол, и благодаря этому занимают первые места в районных соревнованиях. Молодцы ребята!
Некоторые из наших ребят были взяты в сборную района, ездили в Пермь и заняли перовое место, это очень приятно.
 
… После беседы с библиотекарем я направилась к директору школы.
 
Елена Михайловна Огнёва всего второй год стоит у руля школы. Вот что она рассказала:
 
– В течение двух лет мы были в проекте «Наша новая школа» – за счет этого поменяли и окна, и крышу. Постарались, чтобы и внешний, и внутренний вид был приличным. В классы провели воду, освещение поменяли полностью по школе, в том числе и над досками – это было обязательное условие. Т.е. все делаем так, чтобы соответствовало требованиям пожнадзора и роспотребнадзора, а главное, чтобы детям было удобнее. Но из-за того что здание, в котором дети на сегодняшний день обучаются, изначально планировалось не как школа, а как интернат, некоторые классы, хотя их и расширили, все равно маленькие, детям тесно.
Учеников из года в год становится меньше: сейчас в школе учится 110 человек. В первый класс последующие года три будут приходить по 12 – 14 человек.
 
На мой вопрос, легче или тяжелее стало работать учителям, Елена Михайловна ответила следующим образом:
 
– Учителям работать стало сложнее, потому что требования повышаются, тем более что мы переходим на новые стандарты. Первый класс уже учится по новым стандартам, предстоит переход в 5-ом классе, на будущий год будут обучены учителя, которым предстоит работать в этом классе, а затем уже будет обязательный переход, и вот поэтому перестраиваемся. Учебники некоторые меняются, сами закупаем новые. Стараемся по мере возможностей закупать и оргтехнику. Вот в первый класс мы купили и проектор, и экран, и ноутбук. И для будущего первого класса уже тоже все куплено. В детский сад тоже все закупаем, стараемся, чтобы детский сад и школа не отставали друг от друга.
 
 
Огнёва Е.М. – учитель биологии, химии, директор школы.
 
О трудностях:
 
– Хоть мы и стараемся обновить базу, нам все равно не хватает средств. Свободных помещений нет, хотелось бы, чтоб и компьютеры были поновее и в большем количестве, потому что один компьютерный класс на школу – это мало. Интернет плохо работает, нужно долго сидеть, из-за этого теряем много времени на подготовку к урокам, так как надо же по-новому все делать, а зачастую материальная база отстает. Была бы школа более современная, здание более просторным, тогда можно бы было еще что-то придумывать, может, еще в какой-нибудь проект бы попали, хорошо бы было. Хотим сделать еще спортивную площадку, игровую площадку. Спортзал есть уже, в этом году планируем ремонт: хотим воду подвести, окна поменять, так что потихонечку меняемся…
 
Мнение директора и учеников если не полностью, то почти полностью совпало. На мой взгляд, это хороший показатель, значит, одна сторона сделала, а другая восприняла и правильно все поняла. Ученики рады всем изменениям и надеются, что на этом администрация не остановится.
 
 
Ученики 9-го класса (слева направо):
Сальников Никифор, Чугайнов Василий, Вавилин Руслан, Павлов Григорий.
 
 
9-ый класс старательно готовится к экзамену по русскому языку.
 
На базе школы у нас есть небольшой музей, в котором собраны старинные вещи, предметы одежды коми-пермяков.
 
 
Андреева Р.В. –
учитель истории и обществознания, заведующая музеем.
 
А вот и экспонаты, представленные в музее, – традиционные предметы быта коми-пермяков:
 
         
 
         
 
Что касается хозяйственной жизни нашего села, то нельзя сказать, что она процветает. К сожалению, нет ни семейных ферм, ни коллективных хозяйств. Люди выращивают в своих огородах все необходимые для них овощи. Некоторые и арбузы выращивают, правда, они не такие большие, какие привозят из теплых стран, но все-таки. «Своё есть своё», – с гордостью скажет женщина, показывая свой долгожданный урожай.
 
Я считаю, что жителям моего села, повезло с территорией. Наша сторона богата лесами. Люди многое берут из леса. У нас растут почти все ягоды: и земляника, и брусника, и черника, и малина, и костяника, и морошка, и клюква, – не все жители Коми-пермяцкого округа могут похвастаться таким изобилием ягод.
 


Брусника
    

Черника
 
Также наших в лесах растет много различных грибов:
 
    
 
    
 
Из молодых веточек березы делают душистые веники для бани. Некоторые жители занимаются охотой.
 
Деревня стоит на реке Сепольке. Наша Сеполька – хорошее место для рыбалки.
 
 
Многие сельчане разводят крупный рогатый скот либо мелкий, а в некоторых случаях и тот и другой. Держат кур, гусей. Село в основном живет за счет своего хозяйства, леса, поля, реки.
 
 
    
 
Летом, когда у студентов каникулы, может сложиться такое впечатление, что молодежи в селе достаточно много, но, к сожалению, это не так… Дети, закончив школу, едут получать профессию и в большинстве случаев не возвращаются обратно домой. Конечно, у каждого есть свои причины на это, но моё мнение таково: если бы в селе были профессиональные перспективы, молодые специалисты ехали бы домой, а не оставались в городах.
 
 
Желающие жить на родине есть, а рабочих мест нет. Где-то там наверху видят эту проблему, громко говорят о ней, но, к сожалению, на этом все и заканчивается… Спасибо нужно сказать частным предпринимателям, мужская часть населения работает у них. Некоторые уезжают работать либо на север, либо еще куда-то, на вахты. Если бы были хорошо оплачиваемые рабочие места, я уверена, что таких случаев бы не было. Всегда становится тяжело на душе, когда затрагивается вопрос о трудоустройстве жителей.
 
Будь то крупный город или маленькая деревня, везде есть свой праздник, что-то вроде дня города или дня села. И наше село не исключение: каждый год 2-го августа – в Ильин день – жители отмечают день села.
 
День расписан разного рода мероприятиями чуть ли не с раннего утра: сначала, две команды, обычно это старшее поколение и молодежь, соревнуются в каком-то виде спорта, чаще всего играют в футбол либо в волейбол. Выигравшая команда вечером будет защищать честь села в игре с командой из другого населенного пункта. Иногда параллельно, а иногда после игры проводятся велосипедные гонки – в них участвуют школьники старшего и среднего звена. Маленьких жителей тоже не забывают, для них проводятся веселые старты либо просто различные игры.
Когда первый этап закончен, следует небольшой перерыв, а затем все идут к дому культуры – там проходит игра наших победителей с командой гостей. В прошлом году победившей команде поселение подарило бильярд.
 
 
Дом культуры.
 
И в завершение всего проводится концерт, на котором выступают как односельчане, так и творческие коллективы других населенных пунктов района. Во время концерта – это уже многолетняя традиция – вручаются небольшие подарки самому молодому жителю села и самому пожилому. Также в этот вечер подводятся итого конкурса на самый лучший цветник, победители тоже награждаются. Концерт окончен, жители идут домой, а для молодежи продолжение – дискотека.
 
На день села у нас всегда много народу приезжает из других поселений. Бывает так, что если человек либо живет далеко, либо у него не получается приехать домой на лето по каким-то причинам, то уж на день села едет обязательно. Это одно из наших самых ярких мероприятий.
 
Отмечают и все другие праздники, только уже намного скромнее, чаще всего ограничиваются конкурсной программой и праздничным концертом.
 
    
 
Концерт, посвященный 8 марта.
 
    
 
День Победы: парад и возложение венка к памятнику.
 
Конечно, становится праздником для моих односельчан и последний звонок. На этой фотографии выпускники прошлого года.
 
 
В заключение хочу сказать, что очень благодарна школе, учителям и, конечно же, родителям.
Время летит…. Учиться в университете осталось два года….
После окончания университета есть желание вернуться в округ, работать по своей специальности. Верю, что все у меня получится, если и дальше на моём пути будут встречаться такие же замечательные люди, хорошие преподаватели. Благодаря им, я имею на сегодняшний день то, что имею.
 
P.S. от редактора:
На коми-пермяцко-русском отделении филологического факультета Пермского государственного педагогического университета учатся выпускники только сельских школ.
В школах столицы Коми-Пермяцкого округа города Кудымкара коми-пермяцкий язык не изучается.
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu

К 200-летию
И. С. Тургенева


Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014)
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2005)
Выпуск № 6 (2005)
Выпуск № 5 (2004)
Выпуск № 4 (2004)
Выпуск № 3 (2003)
Выпуск № 2 (2003)
Выпуск № 1 (2002)