Главная > Выпуск № 19 > Комментарии члена жюри. Галина Ребель
Всероссийская олимпиада по литературе 2012:
Комментарии члена жюри
Заключительный тур
Всероссийской олимпиады школьников по литературе проводился Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» в Московской области 24 – 30 марта 20212 г. Документы и материалы можно посмотреть на сайте: http://olymp.hse.ru/literature/ Надеюсь, что опубликованные «Филологом» конкурсное сочинение и интервью Екатерины Задирко станут для наших читателей наглядным и убедительным свидетельством того, что жюри сделало правильный выбор.
Победителем олимпиады стала московская школьница, которая действительно целенаправленно и добросовестно готовилась к этой победе много лет, продемонстрировала глубокие знания, владение литературоведческим инструментарием, культуру мысли, культуру изложения и для которой участие в олимпиаде – не просто игра и не только шанс поступить куда получится.
Катя Задирко уже сегодня мыслит, рассуждает и пишет как начинающий профессионал, а ведь олимпиада и есть профессиональный отбор.
Последнее обстоятельство не для всех очевидно, ибо, когда речь идет о литературе, критерии нередко начинают размываться не только в сознании сторонних наблюдателей, но и в подходах членов экспертного сообщества, а требования к ученическим работам дрейфуют в сторону пожелания «сделайте нам красиво».
Между тем, олимпиада по литературе, как и олимпиада по физике, химии и биологии, проверяет прежде всего глубокое и при этом неформальное, творческое знание и понимание предмета. А поскольку предмет особый – эстетический, то и знание должно быть «упаковано» в соответствующую материалу форму – для достижения искомого единства формы и содержания.
Спор о том, что первично: литературоведение или нравственно-эстетическое чутье, – лишен смысла, ибо без литературоведческой оснащенности чутье не претворится в аргументированное высказывание, а без чутья ничего, кроме мертворожденной схемы, не получится. Гармоничное сочетание двух этих составляющих – «золотое сечение» как для собственно научных работ, так и для сочинений школьников. Но практически реализовать эту гармонию сложно.
Споры – как по этому, так и по другим вопросам – естественным образом возникали и между членами жюри, что, как мне кажется, не только не повредило участникам конкурса, но, напротив, обеспечило максимальную – в пределах возможного – объективность.
Каждая работа изначально проверялась двумя экспертами. Все сочинения, могущие претендовать на призовые места, читались вслух, т.е. все члены жюри если не глазами, то ушами знакомились с лучшими работами и благодаря этому получали представление о сравнительном уровне конкурсантов, а это, в свою очередь, обеспечивало успех лучшим из лучших.
Когда на последнем этапе выяснялось, что по разным турам у одного и того же «номера» (ничего другого, кроме номеров, мы об участниках олимпиады, естественно, не знали) оценки подозрительно разнятся, работы обоих туров перепроверялись.
Участники олимпиады имели право на апелляцию, и многие ребята воспользовались этим правом, причем нередко в ходе процедуры апелляции говорили, что пришли не столько оспорить оценку, сколько узнать про свои ошибки и просчеты, чтобы избежать их в следующий раз. Очень спокойная, взаимоуважительная была процедура.
Ну, а поскольку, награждены в итоге оказались около сорока процентов конкурсантов, то, полагаю, никто из достойных обойден не был.
Теперь о проблемах, которые всегда есть. Проблемы разные, для краткости вразброс обозначу свое видение самых существенных из них.
В заключение хочу сказать, что, несмотря на все трудности и противоречия, работа в жюри была интересной и плодотворной, в том числе и потому, что дала возможность лишний раз убедиться: дело не в том, какой команде принадлежит человек – «новой» или «старой», дело – в профессионализме, и только в нем. А профессионализм по определению включает в себя не только компетентность в соответствующей области, но и добросовестность и принципиальность, без которых компетентность «не работает».
Я благодарна своим коллегам за профессиональное сотрудничество и дарю им фотографию, сделанную перед церемонией открытия. Здесь, конечно, не все члены жюри, а те, кто находились в этот момент в гуще олимпиадного народа:
Нижний ряд (слева направо): Е.Г. Чернышева, Р.А. Храмцова, Н.А. Шапиро, Н.В. Беляева, Е.С. Абелюк;
верхний ряд: М.И. Шутан, Г.А. Обернихина, Л.А. Черниченко, А.В. Федоров. Надеюсь, что опыт Олимпиады-2012 будет творчески осмыслен и послужит развитию не только олимпиадного движения, но и повышению качества преподавания литературы в школе в целом.
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu |
К 200-летию
Выпуск № 27 (2014)И. С. Тургенева Архив «Филолога»: Выпуск № 26 (2014) Выпуск № 25 (2013) Выпуск № 24 (2013) Выпуск № 23 (2013) Выпуск № 22 (2013) Выпуск № 21 (2012) Выпуск № 20 (2012) Выпуск № 19 (2012) Выпуск № 18 (2012) Выпуск № 17 (2011) Выпуск № 16 (2011) Выпуск № 15 (2011) Выпуск № 14 (2011) Выпуск № 13 (2010) Выпуск № 12 (2010) Выпуск № 11 (2010) Выпуск № 10 (2010) Выпуск № 9 (2009) Выпуск № 8 (2009) Выпуск № 7 (2005) Выпуск № 6 (2005) Выпуск № 5 (2004) Выпуск № 4 (2004) Выпуск № 3 (2003) Выпуск № 2 (2003) Выпуск № 1 (2002) |