Главная > Выпуск № 1 > Реализация системообразующей роли русского языка в учебном процессе

Т. Ячменева

Реализация системообразующей роли
русского языка в учебном процессе

С 1998 года школа 131 Орджоникидзевского района является экспериментальной площадкой для разработки и апробации такого варианта обучения, при котором, благодаря специально подготовленной программе, в значительной мере реализуется фундаментальная систематизирующая роль русского языка в образовании учащихся.
 
Идею "подарила" научный руководитель школы – преподаватель ПГПУ, ныне профессор, Ирина Павловна Лебедева. Смысл ее заключается в том, чтобы через основные учебные предметы – русский язык и математику –– способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся и таким образом создать условия для более успешного освоения основ других предметов. Громадное значение русского языка в системе государственного среднего образования обусловлено его функцией как средства общения, познания мира, саморазвития, самовыражения, приобщения к культуре. Русский язык является не только учебным предметом, но и средством изучения всех остальных дисциплин; в этом его особая роль в образовании.
 
Перед нами как участниками эксперимента была поставлена задача разработать на основе федерального и регионального вариантов стандарта и учебно-методического комплекса под руководством В.В. Бабайцевой программу по русскому языку для 5х - 9х классов общеобразовательной школы, предусматривающую системообразующую роль русского языка и обеспечивающую необходимую для полноценной самореализации учащихся степень языковой компетенции. Такая программа была разработана, и предполагает она следующие направления деятельности:
 
1.    Расширение лексического запаса учащихся. Работа с терминологией, используемой на уроках истории, географии, физики, математики и др. предметов, что необходимо для успешного усвоения учебной программы.
2.    Развитие словесно-логического мышления, интеллектуальных способностей, необходимых для любого вида мыслительной деятельности.
3.    Достижение высокого уровня культуры речи. Усвоение речевых норм (орфоэпических, лексических, морфологических, синтаксических).
4.    Формирование культуры речевого поведения, умения пользоваться формулами речевого этикета.
5.    Обогащение словарного запаса: овладение многозначностью, синонимией и антонимией родного языка, совершенствование грамматического строя речи школьника. Воспитание грамотной личности, владеющей нормами письменной речи. Воспитание потребности и умения пользоваться словарями и справочными материалами.
6.    Формирование эстетического отношения к природе, человеку, искусству, языку. Воспитание вкуса к элитарной речевой культуре.
7.    Формирование функциональной грамотности. Обучение употреблению языковых средств с учетом их функциональной целесообразности, соответствия целям общения и другим характеристикам коммуникативной ситуации. Овладение функционально-стилистическими нормами.
 
Формы и методы реализации программы читайте в следующем номере.
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu

К 200-летию
И. С. Тургенева


Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014)
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2004)
Выпуск № 6 (2004)
Выпуск № 5 (2003)
Выпуск № 4 (2003)
Выпуск № 3 (2002)
Выпуск № 2 (2002)
Выпуск № 1 (2001)