Главная > Выпуск № 1 > Материалы к уроку по повести А.И. Куприна Поединок

Г. Ребель

Материалы к уроку по повести А.И. Куприна «Поединок»

Тема урока: Поручик Ромашов: характер, личность, судьба.
 
Вопросы к уроку:
     1. Как изображена в повести атмосфера армейской жизни? Что из себя представляют офицеры полка? Как относятся они к службе, к подчиненным? Чем заполнен их досуг? Какие эпизоды армейской жизни выступают в повести как кульминационные? (Смотр и пьяный дебош.) Как возникает и развивается в произведении тема дуэли? Что такое офицерский суд чести? Как понимают офицерскую честь сослуживцы Ромашова?
(Эти вопросы позволяют коротко повторить и обобщить содержание предыдущего урока, если таковой был, или, если его не было, помогают «войти в материал», подступиться к главной теме разговора.)
     2. Какую роль в создании образа главного героя, поручика Ромашова, играет его портретная характеристика? От чьего лица она подается, что обнажает в характере Ромочки? Почему – «Ромочка»? Как имя героя соотносится с его внешностью?
     3. Как чувствует себя Ромашов в армейской среде? Почему служит? О чем мечтает в начале повести?
     4. Как относится Ромашов к солдатам?
     5. Как характеризуют героя его отношения с Раисой Петерсон? Что заставило его оборвать эту связь? Как он это сделал?
     6. Почему Ромашов опозорился во время смотра? Это случайность или закономерность?
     7. Что открывается в герое через его сопоставление с солдатом Хлебниковым и через его отношение к этому несчастному?
     8. Что происходит в душе Ромашова после социального крушения? Как он переживает свой позор? Как заново оценивает самого себя, человека вообще? Какой видит свою дальнейшую жизнь?
     9. Как Ромашов любит? Отвечает ли ему Шурочка взаимностью?
     10. Почему Ромашов не отказывается от участия в пьяном дебоше? Как ведет он себя, в отличие от сослуживцев, в этой ситуации? (Обратите внимание на его противоборство с Бек-Агамаловым в публичном доме.)
     11. Что сближает Ромашова с Назанским и что противопоставляет их друг другу?
     12. Как ведет себя Ромашов перед «судом чести»?
     13. Почему Ромашов погибает? Кто и что толкает его к гибели? Какие детали повествования вырастают в символы судьбы героя?
     14. Почему о гибели Ромашова рассказано сухим языком протокола? (Обратите внимание на то, чья подпись стоит под документом. Случайно ли это?)
     15. Объясните смысл названия повести.
     16. Как вы расцениваете трагический финал – как констатацию слабости или силы героя, его поражения или победы?
     17. На каких героев русской классики Х1Х века похож герой Куприна?
 

Литературно-критические оценки героя Куприна
(они предлагаются не для однозначного приятия,
а в качестве информации для размышления, точки отталкивания)

«Ромашов – отнюдь не герой, это средний, заурядный человек».
В. Афанасьев. А. И. Куприн. М.: ИХЛ, 1972. С. 60.
 
«Неизбежность трагической развязки вытекает здесь из глубоких социальных причин. Она обусловлена отрывом интеллигенции ромашовского типа от народной почвы. Герой повести не способен существовать в омуте антигуманного общества и не в состоянии найти себе место в народе, почерпнуть в его гуще силы для новой жизни. Именно это делает образ Ромашова трагическим».
А. Волков. Творчество А. И. Куприна. М.: «Художественная литература», 1981. С.60.
 

Характер и личность

     Личность – внутренняя сторона характера, тогда как характер – внешняя сторона личности.
     По определению С. Аверинцева, характер есть «личность, понятая объективно, чужое «Я», наблюдаемое и описываемое как вещь». Личность же мыслима только «субъективно», только в качестве некоторого «Я» – субъекта самоопределения: пытаясь постичь чужую личность, необходимо отнестись к другому, как к себе, «лирически» узнавая себя в другом. И, напротив, чтобы осмыслить свой характер, приходится к самому себе отнестись «эпически»: увидеть в себе другого для других. «Характер, - писал Пришвин, - это не я сам, а явление людям меня самого».
     Личность в плане как историческом, так и психологическом есть продукт ответственной самоактуализации человеческого «Я». Характер же формируется в ходе социальной адаптации личности к внешним обстоятельствам и нормам, к окружающим лицам.
В. И. Тюпа. Художественность чеховского рассказа. М.:1989. С.33.
 

В качестве материала для сопоставления можно использовать:

И. Гончаров. «Обломов» (образ жизни героя, место и состояние книг в его доме, расхождение между мечтами и реальностью);
Л.Н. Толстой. «Война и мир» (мечты Болконского о подвиге, о славе, самокритичность героев Толстого, их отношение к людям из народа);
Ю. Поляков. «Сто дней до приказа»;
Л. Айзерман. Похмелье // «Знамя», 2002, № 2 (письма учеников).
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu

К 200-летию
И. С. Тургенева


Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014)
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2004)
Выпуск № 6 (2004)
Выпуск № 5 (2003)
Выпуск № 4 (2003)
Выпуск № 3 (2002)
Выпуск № 2 (2002)
Выпуск № 1 (2001)