Главная > Выпуск № 1 > Материалы к уроку по повести А.И. Куприна Поединок Г. РебельМатериалы к уроку по повести А.И. Куприна «Поединок»Тема урока: Поручик Ромашов: характер, личность, судьба.
Вопросы к уроку:
1. Как изображена в повести атмосфера армейской жизни? Что из себя представляют офицеры полка? Как относятся они к службе, к подчиненным? Чем заполнен их досуг? Какие эпизоды армейской жизни выступают в повести как кульминационные? (Смотр и пьяный дебош.) Как возникает и развивается в произведении тема дуэли? Что такое офицерский суд чести? Как понимают офицерскую честь сослуживцы Ромашова?
(Эти вопросы позволяют коротко повторить и обобщить содержание предыдущего урока, если таковой был, или, если его не было, помогают «войти в материал», подступиться к главной теме разговора.)
2. Какую роль в создании образа главного героя, поручика Ромашова, играет его портретная характеристика? От чьего лица она подается, что обнажает в характере Ромочки? Почему – «Ромочка»? Как имя героя соотносится с его внешностью?
3. Как чувствует себя Ромашов в армейской среде? Почему служит? О чем мечтает в начале повести? 4. Как относится Ромашов к солдатам? 5. Как характеризуют героя его отношения с Раисой Петерсон? Что заставило его оборвать эту связь? Как он это сделал? 6. Почему Ромашов опозорился во время смотра? Это случайность или закономерность? 7. Что открывается в герое через его сопоставление с солдатом Хлебниковым и через его отношение к этому несчастному? 8. Что происходит в душе Ромашова после социального крушения? Как он переживает свой позор? Как заново оценивает самого себя, человека вообще? Какой видит свою дальнейшую жизнь? 9. Как Ромашов любит? Отвечает ли ему Шурочка взаимностью? 10. Почему Ромашов не отказывается от участия в пьяном дебоше? Как ведет он себя, в отличие от сослуживцев, в этой ситуации? (Обратите внимание на его противоборство с Бек-Агамаловым в публичном доме.) 11. Что сближает Ромашова с Назанским и что противопоставляет их друг другу? 12. Как ведет себя Ромашов перед «судом чести»? 13. Почему Ромашов погибает? Кто и что толкает его к гибели? Какие детали повествования вырастают в символы судьбы героя? 14. Почему о гибели Ромашова рассказано сухим языком протокола? (Обратите внимание на то, чья подпись стоит под документом. Случайно ли это?) 15. Объясните смысл названия повести. 16. Как вы расцениваете трагический финал – как констатацию слабости или силы героя, его поражения или победы? 17. На каких героев русской классики Х1Х века похож герой Куприна? Литературно-критические оценки героя Куприна
|
К 200-летию
Выпуск № 27 (2014)И. С. Тургенева Архив «Филолога»: Выпуск № 26 (2014) Выпуск № 25 (2013) Выпуск № 24 (2013) Выпуск № 23 (2013) Выпуск № 22 (2013) Выпуск № 21 (2012) Выпуск № 20 (2012) Выпуск № 19 (2012) Выпуск № 18 (2012) Выпуск № 17 (2011) Выпуск № 16 (2011) Выпуск № 15 (2011) Выпуск № 14 (2011) Выпуск № 13 (2010) Выпуск № 12 (2010) Выпуск № 11 (2010) Выпуск № 10 (2010) Выпуск № 9 (2009) Выпуск № 8 (2009) Выпуск № 7 (2005) Выпуск № 6 (2005) Выпуск № 5 (2004) Выпуск № 4 (2004) Выпуск № 3 (2003) Выпуск № 2 (2003) Выпуск № 1 (2002) |