Главная > Выпуск № 20 > Колыбель Парижа – остров Сите

 Галина Толова
 
Колыбель Парижа – остров Сите
 
Париж строился и перестраивался в течение двух тысячелетий.
Старый город, сохранившийся со времен средневековья и Ренессанса, – это левобережный Латинский квартал, правобережный район Марэ и находящиеся между ними два острова – Сите и Сен-Луи.
 
 
В I тысячелетии до н.э. на острове уже было поселение кельтского племени паризиев, от которых со временем произошло название города. Римские завоеватели (в их числе был Юлий Цезарь), захватившие Галлию, закрепились на острове и части левого берега. Основанный римлянами город получил имя Лютеция. Город на острове был выгодно расположен на пересечении сухопутной военной дороги от Рима до бретонского побережья и речного пути по Сене, которая была в те времена значительно шире, что делало Лютецию труднодоступной. Римляне построили первые каменные мосты, которые не сохранились, но на их месте были построены Большой и Малый мосты, соединяющие Сите с правым и левым берегом.
 
Вторжение франкского короля Хлодвига, сделавшего в 508 году Лютецию своей столицей, способствовало укреплению города, который все чаще стали называть Парижем. Хлодвиг и следующие за ним меровингские и каролингские короли обитали в бывшем дворце римского наместника на Сите.
 
К 987 году, когда во Франции воцарились Капетинги, Париж разросся, но остров Сите по-прежнему оставался центром. Здесь в новом уже дворце жили первые Людовики (до Луи IX), Филипп-Август, приложивший немало сил к укреплению города (чего стоит возведенная им городская стена), «железный король» – Филипп IV Красивый. В XIV веке Карл V Валуа перебрался в небольшую крепость Лувр, которая постепенно стала превращаться в королевский дворец.
 
Сегодня трудно представить, что на острове обитало несколько тысяч человек, стояли десятки церквей, а мосты были застроены домами в несколько этажей. Все это постепенно было снесено ради избавления от тесноты и грязи, осталась лишь булыжная разметка бывших улиц, сделанная археологами в 60-е годы XX века.
 
Безусловным центром и душой Сите является Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris).
 
 
 
Он стоит на месте сначала римского алтаря Юпитера, потом – нескольких сменявших друг друга церквей. В середине XII века архиепископ Морис де Сюлли добился разрешения на строительство Notre-Dame de Paris. Собор строился долго, имена первых архитекторов не сохранились, что в средневековье было обычным делом. Известно, что основной вклад в создание его облика внесли архитекторы середины XIII века Жан де Шель и Пьер де Монтрёй. Отделкой, как сейчас бы сказали, дизайном и декором собора на протяжении веков занимались тысячи безвестных мастеров и ремесленников.
 
 
 
Почти пять веков в Нотр-Дам де Пари проводили службы, молебны, венчания. Все важнейшие события парижской, да, пожалуй, французской жизни отзывались под его гулкими сводами.
 
Но во время Великой французской революции «как оплот мракобесия» собор подвергся варварскому разграблению: колокола переплавили на пушки, по приказу Робеспьера каменным королям, украшающим фасад, снесли головы, не подозревая, что это короли иудейские, а не французские.
 
 
 
В 1978 году в подвале одного банка были обнаружены обломки фасада и королевские головы с Нотр-Дама. Сейчас они находятся в музее Клюни.
 
 
 
После революционных событий 30 с лишним лет Нотр-Дам представлял печальное зрелище. Одним из первых в защиту собора выступил Виктор Гюго: его роман «Собор Парижской Богоматери», опубликованный в 1831 году, привлек внимание парижан и Палаты Депутатов. Реставрационные работы были поручены молодому, а позднее прославленному архитектору Виоле ле Дюку. Восстановили Notre-Dame de Paris в 1864 году.
 
 
 
С тех пор Собор Парижской Богоматери, не будучи самым старым или самым грандиозным, олицетворяет для многих красоту и величие готической архитектуры.
 
 
 
На площади перед Собором Парижской Богоматери справа стоит памятник Карлу Великому и его эпическим рыцарям Роланду и Оливье (скульпторы Шарль и Луи Роше, 1877 г.).
 
С левой стороны периметр площади очерчивает старейшая и ныне действующая больница Парижа – Отель-Дьё.
 
 
 
Говорят, что еще в VII веке на этом месте был приют для нищих, который одновременно с началом строительства Notre-Dame de Paris был расширен и превращен в больницу. Нынешний вид Отель-Дьё приобрел в 1878 году в период знаменитой перестройки Парижа под руководством барона Османа.
 
Еще одна достопримечательность Сите находится за Отелем-Дьё – цветочный рынок, созданный по инициативе Людовика XVI в 1786 году.
 
     
 
С тех пор рынок никогда не закрывался, даже во время войн.
 
Напротив Собора Парижской Богоматери в западной части Сите, занимая чуть ли не половину острова, находится величественный комплекс зданий Дворца Юстиции (Palais de Justice) и Префектуры полиции.
 
 
 
Здесь проходили самые громкие судебные процессы, известные из литературы. Вот лишь некоторые: процесс над Сарой Бернар, осмелившейся разорвать пожизненный контракт с Комеди Франсез; процесс над Эмилем Золя за его памфлет «Я обвиняю»; знаменитое дело Дрейфуса; процесс и осуждение за шпионаж танцовщицы Маты Хари.
 
Архитектурный ансамбль Дворца Правосудия имеет давнюю историю и весьма разнороден по стилю. К большому сожалению, входящие в него сооружения навсегда погребли под собой самые древние постройки на Сите (еще времен Лютеции). Благо, что сохранилось здание бывшего королевского дворца – Консьержери. Величественно-строгое, даже грозно-воинственное сооружение (под стать суровому средневековью) с башнями-донжонами, имеющими свои имена, вытянулось вдоль современной Сены.
 
 
 
История Консьержери причудлива. Сначала это был королевский замок. В VI веке король франков Хлодвиг начал его возведение, а последующие правители достраивали и перестраивали в соответствии со своими вкусами и потребностями времени. В 1187 году Филипп Август принимал здесь Ричарда Львиное Сердце.
 
 
 
В 1242 году Людовик IX Святой приказал построить часовню Сент-Шапель для хранения приобретенных реликвий Страстей Господних. Святая Капелла сегодня является безусловным украшением Сите.
 
      
 
Эта готическая церковь необыкновенна своей ажурной кружевной красотой, сотканной из каменной резьбы и витражей, большая часть которых, как утверждают, подлинники XIII века.
 
Средневековый оборонно-замковый образ жизни постепенно сменялся дворцовым, более ориентированным на красоту и комфорт. В XIV веке при Филиппе IV Красивом бывшая крепость становится роскошным дворцом. При Карле V Мудром в 1370 году на Консьержери появились первые городские часы, работающие до сих пор.
 
 
 
Когда королевская резиденция была переведена в Лувр, Консьержери стала чем-то вроде доходного дома (отсюда название – управляющий, или консьерж, собирал плату с торговцев и ремесленников, арендовавших помещения бывшего дворца). В 1391 году Консьержери превратилась в официальную тюрьму, через которую прошли тысячи людей – преступников и невиновных, безвестных и знаменитых. Одним из первых её узников оказался Ангеррану де Мариньи, известный тем, что был строителем нового дворца при Филиппе Красивом. Можно вспомнить графа Монтгомери, вошедшего в историю участием в турнире, где был смертельно ранен Генрих II – «последний французский король-рыцарь». Однако заключен под стражу и казнен он был не за это, а за связь с движением Реформации. За убийство в 1610 году «веселого короля» Генриха IV в Консьержери попал религиозный фанатик Равальяк. Знаменитый разбойник Картуш сидел здесь и был казнен в 1721 году.
 
 
 
Отсюда во время якобинского террора Марию-Антуанетту повезли на казнь. Любопытно, что годом позже в её камере оказался сам Робеспьер и проделал тот же путь на эшафот. Консьержери перестала быть тюрьмой лишь в начале XX века.
 
Западная оконечность острова Сите исторически и художественно тоже примечательна. Архитектурно ее завершает площадь Дофин, построенная в самом начале XVII столетия Генрихом IV по случаю рождения дофина – наследника престола (будущего Людовика XIII).
 
 
 
Поскольку Генрих IV проводил политику веротерпимости и меркантилизма, он приказал возвести два дома в стиле итальянского Ренессанса и поселить там богатых торговцев и банкиров, чтобы были поближе к королевскому двору и к монаршей руке.
 
 
 
Против домов на набережной находится конная статуя самого Генриха IV. Как у многих парижских памятников, у этого непростая судьба: постоянным оставался бронзовый конь, всадника же низвергали, переплавляли и снова восстанавливали. Генрих IV, прозванный «веселым королем», восседает на коне возле построенного им первого каменного моста. Новый мост (Pont Neuf) считается сегодня самым старым в городе. Здесь, кстати, появились первые лавки букинистов, без которых Париж немыслим.
 
За спиной «веселого короля» в конце стрелки острова расположен тихий уютный скверик с пристанью речных трамваев.
 
 
 
Вряд ли большинство отдыхающих здесь знают, что в 1314 году на этом месте были сожжены около полусотни храмовников (рыцарей ордена Тамплиеров) во главе с Великим Магистром Жаком де Молем.
 
Сите плывет по Сене через века, как кораблик, ставший гербом Парижа.
 
 
 
Девиз Парижа с XVI века – «Плывет и не тонет» (Fluctuat nec mergitur – лат.).
 
 
 
Фотографии Г.Толовой
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu

К 200-летию
И. С. Тургенева


Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014)
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2004)
Выпуск № 6 (2004)
Выпуск № 5 (2003)
Выпуск № 4 (2003)
Выпуск № 3 (2002)
Выпуск № 2 (2002)
Выпуск № 1 (2001)