Главная > Выпуск № 20 > Поэзия Тимура Кибирова: комментарии к мультимедийной презентации

 Наталья Беляева
 
Поэзия Тимура Кибирова:
комментарии к мультимедийной презентации
 
Современных школьников часто называют английским выражением digital native – «рожденные цифровыми». Поэтому бороться с их любовью к компьютерам бесполезно. А читать большинство из них совсем не любит. Особенно стихи. Отсюда напрашивается вопрос: можно ли с помощью компьютера мотивировать подростков к восприятию и пониманию стихов? Оказывается, можно.
 
Однако нельзя просто добавить электронные средства обучения к старой дидактической системе, заменить слайды и фильмы компьютерными презентациями. Психолого-педагогический аспект проблемы состоит в том, что природа средств обучения влияет на развитие психических структур человека, в том числе мышления. Печатный текст организован как линейная последовательность фраз в порядке чтения, что формирует и аналогичную структуру мыслительной деятельности, обладающую линейностью, последовательностью, иерархичностью. Напротив, электронные тексты, изобразительные, аудио- и видеообразы «создают модели узнавания, обращенные к эмоциональной стороне субъекта»1, и изменяют мышление, которое становится «нелинейным» (оперирующим комплексом «параллельных» текстов, изображений, видео и дополняемых звуком, цветом, анимацией, гипертекстом со взаимными ссылками на различные части материала для интерактивного выбора нужной информации).
 
Б.С.Гершунский доказал, что мультимедийная среда формирует такие свойства мышления, как склонность к экспериментированию, гибкость, структурность, что присуще познанию в процессе творческой деятельности2. Поэтому при обучении литературе должны интегрироваться способы линейного и «нелинейного» (гипертекстового) мышления.
 
Покажем это на примере изучения стихов Тимура Кибирова с помощью компьютерной презентации, которое можно включить в обзор современной поэзии в 11 классе (как, например, в программе под ред. В.Я.Коровиной) или в содержание элективного курса3.
 
В учебной презентации для урока литературы чрезвычайно важен первый слайд. На нем нужно поместить изображения, которые создадут проблемную ситуацию. Так на слайде 1 (см. презентацию) мы расположили заголовок «Тимур Кибиров: “автопортрет на фоне родной страны”» и 5 фотографий. Слова заголовка взяты из статьи М.Кулаковой: «…Сквозную тему [Кибирова – Н.Б.] можно увидеть без труда… Это жизнеописание. Автопортрет на фоне родной страны последней трети двадцатого века»4. Две фотографии дают реальные изображения: портрет Кибирова и развевающийся над его головой флаг России – родной страны. На двух других запечатлены неофициальные символы России – Красная площадь и три русские березы. Только даны эти изображения искаженными: Спасская башня и Храм Василия Блаженного как бы падают друг на друга, а березы сняты снизу и кажутся срубленными.
 
Эти изображения предвосхищают проблемный вопрос: какими могут быть стихи Кибирова о родине, если рядом с его портретом изображения России умышленно искажены? Школьники смогут предположить, что в его стихах дается необычный взгляд на Россию, на самые узнаваемые ее картины.
 
Начнем с иронического стихотворения из сборника «Кара-барас» – «У монитора в час полнощный…» (см. слайд 2) и беседы о нем:
 
У монитора
в час полнощный
муж-юноша сидит.
В душе тоска, в уме сомненья,
и, сумрачный, он вопрошает Яndex
и другие поисковые системы –
«О, разрешите мне загадку жизни,
мучительно старинную загадку!!»
И Rambler отвечает,
на все вопросы отвечает Rambler!
Проще простого
сlick – и готово:
Вы искали: Смысл жизни,
найдено сайтов: 111444,
документов: 2724010,
новых: 3915.
 
1. Что отличает стихотворение Кибирова от известной вам поэзии?
 
2. Какие строки, образы, черты стиля вас рассмешили?
 
3. Какие слова и выражения текста вам знакомы?
 
4. Что в нем показалось неожиданным, интересным, а что в этих стихах вы не приемлете?
 
На вопрос 3 нелегко ответить, если не видеть в стихотворении скрытых цитат. Но взятые в кавычки слова можно набрать в поисковой строке Яндекса, и они окажутся цитатой из стихотворения Тютчева «Вопросы (Из Гейне)»:
 
Над морем, диким полуночным морем
Муж-юноша стоит –
В груди тоска, в уме сомненья –
И, сумрачный, он вопрошает волны:
«О, разрешите мне загадку жизни,
Мучительно-старинную загадку…»5
 
Оно открывается на слайде 3 как гиперссылка, что обнаруживает связь текстов и делает восприятие и понимание стихотворения Кибирова вписанным в контекст русской поэзии XIX в. Но в стихотворении Тютчева появляются реалии, которые требуют комментариев: халдеи, митра, скуфья. Толкование этих слов при помощи новой гиперссылки (см. слайд 4) добавляет еще одну ступень в нелинейности чтения экранного текста.
 
В стихотворении Кибирова есть и другие скрытые цитаты. Так, строки
 
И Rambler отвечает,
на все вопросы отвечает Rambler!
 
оказываются реминисценцией на финал поэмы А.Вознесенского о Ленине – «Люнжюмо»:
 
И Ленин
отвечает.
На все вопросы отвечает Ленин.
 
Эти скрытые цитаты создают иронический эффект и расширяют смысловое пространство стихотворения (см. слайды 5–8).
 
Изучение стихов Кибирова требует комментирования терминов постмодернизм, концептуализм, соц-арт (см. слайды 9–13) и понятия интертекстуальность.
 
И.Васильев указывает, что Кибиров примыкал к постмодернистской группе «московских концептуалистов» «Альманах» (вместе с Д.Приговым, Л.Рубинштейном, С.Гандлевским, М.Айзенбергом и др.), которые являют собой «логическое и вместе с тем парадоксальное продолжение традиций русского авангарда»6  (см. слайд 9).
 
М.Эпштейн замечает, что в постмодернизме «мир мыслится как текст, как бесконечная перекодировка и игра знаков, за пределом которых нельзя явить означаемые “вещи” как они есть, “истину” саму по себе. Текст мыслится “интертекстуально”, как игра сознательных и бессознательных заимствований, цитат, клише…»7. Концептуализм, по Эпштейну, – это «система языковых жестов, относящихся к материалу советской идеологии, массового сознания социалистического общества. Официальные лозунги и клише доводятся до абсурда, обнажая разрыв между знаком, от которого остаётся голый концепт, партийное ядро, и его реальным наполнителем — означаемым. Поэзия опустошённых идеологем, близкая тому, что в живописи именуется соц-артом»8.
 
В.Руднев определяет концептуализм так: «Направление в искусстве, прозе и поэзии последних двадцати лет советского строя, возникшее как эстетическая реакция на “зрелый” социалистический реализм, на искусство застоя и его реальность. Концепт – это затёртый до дыр советский текст или лозунг, речевое или визуальное клише…»9.
 
Пониманию термина «соц-арт» способствует изобразительный ряд (см. слайд 14). Это известный плакат Д.Врубеля «Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви», 1990 (Mein Gott, hilf mir, diese tödliche Liebe zu überleben. East Side Gallery, Берлин), изображающий поцелуй Л.Брежнева и руководителя компартии ГДР Э.Хонеккера, и другие плакаты-«пересмешники»: Ленин и реклама кока-колы, Сталин и «Черный квадрат» Малевича, Никита Михалков с «плэйбойскими» заячьими ушками и «звездастый» американский флаг. По принципу соц-арта назван один из первых сборников стихов Кибирова «Когда был Ленин маленьким».
 
Интертекстуальность – это «понятие постмодернистской текстологии, отражающее феномен взаимодействия текста с семиотической культурной средой в качестве интериоризации внешнего. По оценке Р.Барта, каждый текст является интертекстом; другие тексты присутствуют в нем на различных уровнях в более или менее узнаваемых формах. Смысл возникает только как результат связывания этих семантических векторов, выводящих в широкий культурный контекст, выступающий по отношению к любому тексту как внешняя семиотическая среда»10.
 
Важные факты биографии Кибирова можно актуализировать с помощью вопросов (см. слайд 15):
 
• Что вам известно о биографии и творчестве Кибирова?
 
• Настоящая фамилия?
 
• Где учился?
 
• Служил ли в армии?
 
• Год и место первой публикации?
 
• В каких изданиях печатался?
 
• Какими литературными премиями и дипломами отмечен?
 
• Как называются сборники стихов Кибирова?
 
• Писал ли Кибиров прозу?
 
Ответы можно найти на персональном сайте Кибирова11, сайте «Вавилон»12  и в монографии О.Богдановой:
 
«Тимур Юрьевич Кибиров (настоящая фамилия — Запоев) родился 15 февраля 1955 г. в семье офицера и учительницы. Окончил историко-филологический факультет МОПИ (ныне Московский государственный областной университет). Как псевдоним взял себе фамилию знаменитого предка по материнской линии — полковника царской армии Георгия Кибирова. Стихи начал писать в 12—13 лет, увлекался творчеством Блока, в 20 лет открыл для себя Бродского. Во время службы в армии “каждый день писал по стиху”»13.
 
Первая публикация поэта — «Юность», 1988, №2. Он печатался в журналах и альманахах «Время и мы», «Театральная жизнь», «Континент», «Синтаксис», «Театр», «Дружба народов», «Новый мир», «Странник», «Знамя», «Огонёк», «Арион», «Вестник Европы» и др.
 
В 1997 г. дебютировал как литературный критик.
Автор повести «Лада, или Радость». Член Российского ПЕН-клуба (1995). Входил в жюри премий Ивана Петровича Белкина (2004), «Русский Букер» (2006). С 1997 г. — член редсовета журнала «Литературное обозрение».
Отмечен Пушкинской премией фонда А.Тепфера (1993), премиями журналов «Знамя» (1994), «Арион» (1996), «антибукеровской» премией «Незнакомка» (1997), премией «Северная Пальмира» (1997), стипендией фонда И.Бродского (2000), премией «Станционный смотритель» (2005), грантом М.Ходорковского «Поэзия и свобода» (2006), дипломом премии «Московский счёт» (2007), премией «Поэт» (2008).
Книга «Стихи» входила в шорт-лист XVIII Московской международной книжной выставки-ярмарки (2005), книги «Кара-Барас» и «На полях “A Shropshire lad”» — в шорт-лист Бунинской премии (2007) (см. слайд 16).
 
В ходе осмысления постмодернистской природы стихов Кибирова школьникам можно предложить задания для сопоставления «параллельных» текстов (см. слайд 17), например:
 
• Найдите в стихотворении Кибирова «Юноша бледный, в печать выходящий…» скрытые цитаты из стихотворения Брюсова «Юному поэту» и определите их смысл. В чем Кибиров полемизирует с Брюсовым? Какими способами читателю передается авторская ирония?
 
Юноша бледный, в печать выходящий!
Дать я хочу тебе два-три совета:
первое дело – живи настоящим,
ты не пророк, заруби себе это!
И поклоняться Искусству не надо!
Это и вовсе последнее дело.
Экзюпери и Батая с де Садом
перечитав, можешь выбросить смело.
 
Предпоследний стих требует историко-культурных комментариев, чему помогут гиперссылки (см. слайды 18–20).
 
Наполнен скрытыми цитатами и цикл «Двадцать сонетов к Саше Запоевой» (см. слайд 21). В первом тексте на слайде пародируется структура сонета, способы рифмовки в катренах и терцетах. Скрытые цитаты отсылают к «Поэтическому искусству» Н.Буало, к Пушкину и Брюсову. Во втором тексте актуализируются аксиологические смыслы, и семейные ценности, любовь к маленькой дочери оказываются для поэта важнее его профессиональных интересов («читаю Гаспарова») и традиционных принципов воспитания («как далеко мне, старому козлу, до Песталоцци...»). Гиперссылки помогают понять значение встречающихся в сонетах имен (см. слайды 22–24).
 
Стихи Кибирова о родине нужно сделать главными при изучении его лирики в школе, соотнести их с русской поэзией XIX–XX вв. На фоне традиционных картин России (см. слайд 25) может прозвучать голос поэта, читающего стихотворение «Красивы небо и земля…» (из сборника «На полях “A Shropshire lad”»)14.
 
Стихи Кибирова о родине будут восприняты глубже, если школьники смогут обнаружить в них отсылки к претекстам, например, к известным строкам Тютчева (см. слайд 26):
 
Умом Россию не понять —
равно как Францию, Испанию,
Нигерию, Камбоджу, Данию,
Урарту, Карфаген, Британию,
Рим, Австро-Венгрию, Албанию —
у всех особенная стать.
В Россию можно только верить?
Нет, верить можно только в Бога.
Всё остальное — безнадёга.
Какой мерою ни мерить —
нам всё равно досталось много:
в России можно просто жить.
Царю с Отечеством служить.
 
Сопоставление текстов обнаруживает полемичность кибировского стихотворения, заключенную в нем переоценку ценностей и выдвижение нового «лозунга» в его последних строках. В стихотворении «Инфинитивная поэзия», пародирующем телерекламу, главным становится его финал, отсылающий к стихотворению Блока «Грешить бесстыдно, непробудно…» и определяющий позитивное отношение Кибирова к России.
 
Таким образом, применение гиперссылок выявляет интертекстуальную природу стихов Кибирова. Формат компьютерного гипертекста открывает читателю пространство сразу нескольких текстов, позволяет легко переходить от основного текста к скрытой цитате и обратно и демонстрирует внутреннюю структуру интертекста, «показывая, что все цитаты, реминисценции и аллюзии присутствуют в тексте одновременно и их пересечение создает особое напряжение существования человека в культуре»15.
 
Богато скрытыми цитатами стихотворение Кибирова из цикла «Нищая нежность» (см. слайды 27–35):
 
Ну, была бы ты, что ли, поменьше,
не такой вот вселенской квашней,
не такой вот лоханью безбрежной,
беспредел бы умерила свой –
чтоб я мог пожалеть тебя, чтобы
дал я отповедь клеветникам,
грудью встал, прикрывая стыдобу,
неприглядный родительский срам!
Но настолько ты, тетка, громадна,
так ты, баба, раскинулась вширь,
так просторы твои неоглядны,
так нагляден родимый пустырь,
так вольготно меж трех океанов
развалилась ты, матушка-пьянь,
что жалеть тебя глупо и странно,
а любить… да люблю я, отстань.
 
Здесь подчеркнуты те элементы, которые являются реминисценциями на другие тексты. Узнаваемые цитаты создают комический эффект, если читатель знает, откуда цитаты взяты, чему помогают такие гиперссылки:
 
безбрежной
 
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям…
М.Лермонтов. «Родина».
 
чтоб я мог пожалеть тебя
 
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу.
А.Блок. «Россия».
 
дал я отповедь клеветникам
 
О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
А.Пушкин. «Клеветникам России».
 
неприглядный родительский срам
 
Однажды, когда Ной опьянел и лежал обнажённым в своём шатре, его сын Хам (вероятно, со своим сыном Ханааном) увидел «наготу отца своего», и, оставив отца обнажённым, поспешил рассказать об этом двум своим братьям. «Сим же и Иафет взяли одежду и, положив её на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.» (Быт.9:23) За проявленное непочтение Ной проклял сына Хама — Ханаана и его потомков, объявив, что те будут рабами Сима и Иафета. Двух других своих сыновей Ной благословил: «да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых» (Быт.9:27). Библия: Ветхий завет.
 
Богаты мы, едва из колыбели
Ошибками отцов и поздним их умом…
 
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
М.Лермонтов. «Дума».
 
раскинулась вширь, / так просторы твои неоглядны
 
Широка страна моя родная,
Много в ней лесов полей и рек.
В.Лебедев-Кумач. «Песня о Родине».
 
меж трех океанов
 
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города…
К.Симонов. «Родина».
 
а любить… да люблю я
Люблю отчизну я, но странною любовью…
 
Но я люблю, за что не знаю сам…
М.Лермонтов. «Родина».
 
Но и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.
А.Блок. «Грешить бесстыдно, непробудно…».
 
Актуализация интертекстуального содержания расширяет литературный кругозор, обогащает читательский опыт и культурную память и углубляет понимание произведения, выявляя новые грани смысла.
 
Рассмотрим еще одно стихотворение о России из цикла «Нищая нежность» (см. слайд 36):
 
Только вымолвишь слово «Россия»,
а тем более «Русь» — и в башку
тотчас пошлости лезут такие,
враки, глупости столь прописные,
и такую наводят тоску
графа Нулина вздорное чванство,
Хомякова небритая спесь,
барство дикое и мессианство —
тут как тут. Завсегда они здесь.
И еврейский вопрос, и ответы
зачастую еврейские тож,
дурь да придурь возводят наветы,
оппонируют наглость и ложь!
То Белинский гвоздит Фейербахом,
то Опискин Христом костерит!
Мчится с гиканьем,
лжётся с размахом,
постепенно теряется стыд.
Русь-Россия! От сих коннотаций
нам с тобою уже не сбежать.
Не РФ же тебе называться!
Как же звать? И куда ж тебя звать?
 
Гиперссылки к нему (см. слайды 37–43) могут составить сами школьники, получив такие задания:
 
• Используя Интернет-словари и энциклопедии, составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: граф Нулин, Хомяков, мессианство, еврейский вопрос, Белинский, Фейербах, Опискин, коннотация.
 
• Прокомментируйте скрытые образы и цитаты из Пушкина, Гоголя и др. Сформулируйте авторское отношение к России.
 
• Какие признаки постмодернизма и концептуализма проявились в этом стихотворении?
 
Финал стихотворения «Бодлер с неистовой Мариной…» (см. слайд 44) пронизан пушкинскими ассоциациями, прямыми и перевернутыми цитатами. Их ученики будут искать самостоятельно, составляя к ним гиперссылки:
 
…И коль уж наша жизнь, как ресторан вокзальный,
дана на время нам — что ж торопить расчёт?
Упьюсь, и обольюсь с улыбкою прощальной,
и бабки подобью, и закажу ещё.
И пламень кто-нибудь разделит поневоле.
А нет — и так сойдёт. О чём тут говорить?..
На свете счастье есть. А вот покоя с волей
я что-то не встречал. Куда ж нам к чёрту плыть.
 
 
Цитаты из работ литературных критиков16  показывают разные грани поэтического дарования Кибирова (см. слайд 45):
 
Андрей Немзер: «Суть поэзии Кибирова в том, что он всегда умел распознавать в окружающей действительности “вечные образцы”…».
 
Андрей Левкин: «Тимур Кибиров — самый трагический русский поэт последних десяти лет (как минимум, учитывая и Бродского)…».
 
Елена Фанайлова: «Кибирова все почему-то считают ироничным и остроумным поэтом. Между тем он типичный моралист…».
 
Выдержки из критических работ могут стать основой для дискуссии:
 
• Чья оценка кажется вам самой убедительной? Почему?
 
• Каковы достоинства и/или недостатки поэзии Кибирова?
 
• Сделайте выводы об особенностях его творчества.
 
В финале разговора о Кибирове прозвучит песня на его стихи («Хорошо бы сложить стихи…) в исполнении Веры Вотинцевой17, а музыкальная интерпретация станет гипертекстом к тексту литературному.
 
Подведем итоги, осмыслив идейно-эстетическую позицию и особенности поэтики Кибирова (см. слайд 46):
 
1. В 1980-е гг. Кибиров – представитель концептуализма и соц-арта. Советская действительность представлена у поэта как длинный список бытовых и социально-политических реалий.
 
2. В 1990-е гг. поэт развенчивает романтизм как «разрушительный способ мышления» и начинает именовать себя «новым сентименталистом». «Двадцать сонетов к Саше Запоевой» отличаются элегичностью и нежностью интонаций.
 
3. Поэт часто использует скрытые и «перевёрнутые» цитаты, повторяет их ритмические или интонационные особенности, ориентируясь на «испорченную» поэзию, что создаёт пародийно-комический эффект.
 
4. Кибиров — мастер стилизации. Он использует классические строфы (терцины, октавы, сонеты) и устаревшие жанры (эклога, идиллия, эпистола и др.).
 
5. На внешнем уровне Кибиров использует приемы концептуализма: цитатность, аллюзивность, интертекстуальность, метатекстовость, пародийность, стирание границ в позиции автора и героя, циничность восприятия прошлого, близость соц-арту, рифмо-ритмическую небрежность, грубость. Внутренне — акцентирована не формальная, а смысловая сторона приёма18.
 
6. Если прежде Кибиров следовал принципам концептуализма, то сегодня его поэзия звучит более личностно, отчего некоторые критики относят его к группе поэтов, «преодолевающих постмодернизм»19.
 
Таким образом, гиперссылки помогают выявлять интертекстуальную природу текста, его связь с претекстами (источниками скрытых цитат) или произведениями других искусств (живописью, музыкой), что позволяет читателю находиться в пространстве нескольких произведений одновременно и способствует установлению внутрипредметных и межпредметных связей курса литературы, а актуализация историко-культурной информации убеждает в том, что любой элемент художественного текста неслучаен и имеет свой смысл.
 _____
1. Григорьев С.Г, Гриншкун В.В. Мультимедиа в образовании. [Электронный ресурс] // URL: http://www.ido.rudn.ru/Open/multimedia
2. Гершунский Б.С. Компьютеризация в среде образования. М.: АПК и ПРО, 1987.
3. Беляева Н.В. Современная русская поэзия. Элективный курс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011. С. 168–174.
4. Кулакова М. «И замысел мой дик – Играть ноктюрн на пионерском горне!» // Новый мир, 1994. № 9. С. 237
6. Васильев И.Е. Русский литературный концептуализм // Русская литература XX века: направления и течения. Екатеринбург, 1996. Вып. 3. С. 142.
7. Эпштейн М.Н. Постмодерн в России: Литература и теория. М.: Изд-во Р. Элинина, 2000. С. 5 [Электронный ресурс] // URL: http://www.twirpx.com/file/284300/
8. Эпштейн М.Н. Указ. соч. С. 138.
9. Руднев В.П. Словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты. М., 1999. С. 137.
13. Богданова О.В. Постмодернизм в контексте современной русской литературы (60–90-е годы XX века – начало XXI века). СПб.: Филол. ф-т СПб. гос. ун-та, 2004. С. 539–540.
14. Портал «Литературное радио» [Электронный ресурс]//URL: http://litradio.ru/author/25.htm
15. Федоров С.В., Ээльмаа Ю.В. ИКТ в предметной области. Ч. I. Гуманитарный цикл. СПб., 2007. С. 59.
17. Портал «Авторская песня» [Электронный ресурс]//URL: http://www.bard.ru/cgi-bin/trackography.cgi?name=%CA%E8%E1%E8%F0%EE%E2_%D2
18. Богданова О.В. Указ. соч. С. 505.
19. Агеносов В.В., Анкудинов К.Н. Современные русские поэты: Антология. М.: Вербум-М, 2006. С. 490.
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu

К 200-летию
И. С. Тургенева


Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014)
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2004)
Выпуск № 6 (2004)
Выпуск № 5 (2003)
Выпуск № 4 (2003)
Выпуск № 3 (2002)
Выпуск № 2 (2002)
Выпуск № 1 (2001)