Главная > Выпуск № 20 > Прогулка по Перми литературной

 Илья Губин
 
Прогулка по Перми литературной
 
Эта прогулка началась в один сентябрьский день.
 
Выйдя из главного корпуса нашей alma mater, одного из красивейших и старейших зданий города, расположившегося по адресу улица Сибирская, 24, я подумал о том, что Пермь на протяжении уже нескольких лет пытается позиционировать себя как один из центров культуры Европы и России. За это время в Перми появилось множество фестивалей разной направленности, которые вызывают множество споров, – такие как фестиваль поэзии «СловоNova», фестиваль театра и кино «Текстура», фестиваль молодой режиссуры «Пространство режиссуры», а также знаменитый Дягилевский фестиваль. Все это время в Перми успешно работают две пешеходные экскурсии, так называемые Зеленая и Красная линии. Но почему-то авторы культурной политики Перми совершенно незаслуженно забыли о богатом литературном наследии города.
 
Именно эти мысли привели меня к идее прогулки, которая помогла окунуться в литературный мир Перми.
 
Свой путь, как уже сказано, я начал от знаменитого здания со шпилем – главного корпуса Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета.
 
 
 
 
В свете нашей прогулки стоит заметить, что библиотека ПГГПУ – одна из богатейших библиотек России: в ее фондах хранятся редчайшие книги и рукописи, многие из которых до сих пор еще не изучены до конца. Общий фонд библиотеки составляет 730 тысяч книг.
 
Пройдя несколько метров вниз по улице Сибирской, мы встречаемся с «нашим всем» – Александром Сергеевичем Пушкиным. В укромном месте Перми, подальше от суеты, расположился пушкинский сквер, с более чем трёхметровой скульптурой, изображающей поэта в минуту внутренней сосредоточенности, творческого горения. На заднем плане установлены полукругом шесть бетонных блоков, облицованных светло-серыми гранитными плитами, которые соединяют между собой барельефы на темы знаменитых сказок.
 
 
 
Появление скульптуры гения русской литературы в Перми не случайно. Да, конечно, Александр Сергеевич никогда не бывал в Перми, однако желание такое у поэта было. В одном письме Александра Сергеевича мы даже находим следующие строки: «Обстоятельства принуждают меня отправиться сейчас на 3-4 месяца в моё Нижегородское имение. Я желал бы воспользоваться этим случаем, чтобы съездить в Оренбург и Пермь, которых я ещё не видел»1.
 
Заказ на изготовление скульптуры был сделан администрацией г. Перми в начале 1980 года. Авторами памятника выступили: скульптор В.М. Клыков, архитектор М.И. Футлик. В 1983 году были отлиты скульптура поэта и шесть бронзовых фигурных решёток. После изготовления, памятник прибыл в Пермь, но средств на его установку у городских властей, как оказалось, не было. И тогда памятник великому русскому поэту решили поместить на время, на один из пермских заводов, где позже он был завален мусором и отходами производства. Постепенно о монументе и вовсе забыли. Лишь в год празднования 185-летия со дня рождения поэта, памятник неожиданно для самих себя нашли работники завода среди заводского мусора, на поверхности отходов виднелась только часть цилиндра. После замечательной находки памятник раскопали и власти города пообещали, что памятник в ближайшее время будет установлен, но памятник только переехал на задворки другого завода, где пролежал вплоть до 1993 года, 6 июня которого, в день рождения великого поэта, через 10 лет после создания монумента, состоялось торжественное открытие памятника.
 
Пушкинский сквер расположился рядом со зданием бывшего благородного собрания (ул.Сибирская, 20) в гостинице при котором в 1902 году остановился Антон Павлович Чехов. В память об этом в марте 2012 года на здании, где сейчас располагается музей и клуб ГУВД, была установлена мемориальная доска.
  
 
 
Тема «Чехов и Пермь» в последние годы пользуется большим вниманием как у учащихся, так и у педагогов и исследователей. Антон Павлович дважды побывал на пермской земле: в апреле 1890 года, по пути на Сахалин, и в июне 1902-го, когда вместе с Саввой Морозовым посетил его заводы во Всеволодо-Вильве. Не стоит забывать и о путешествие писателя по Каме в компании пермяков в июне 1901 года, когда он ездил в Башкирию (тогда Уфимскую губернию) лечиться кумысом. Поездка в Пермь вызвала у Чехова неоднозначные эмоции. Так, в своем письме от 29 апреля 1890 года он пишет: «Плыл я до Перми два с половиной года — так казалось. Приплыл туда в 2 часа ночи. Поезд отходил в 6 часов вечера. Пришлось ждать. Шел дождь. Вообще дождь, грязь, холод... бррр!»2 , «Кама — прескучнейшая река, чтобы постигать ее красоты, надо быть печенегом, сидеть неподвижно на барже около бочки с нефтью или куля с воблой и не переставая тянуть сиволдай»3. В другом чеховском письме, адресованном Максиму Горькому, мы обнаруживаем упоминание Перми в контексте информации о пьесе «Три сестры»: Чехов предположительно поселяет здесь своих героинь: «Действие происходит в провинциальном городе вроде Перми…»4 пишет он 16 октября 1900 года.
 
Но Пермь Чехову запомнилась еще и по одной забавной истории, случившейся во второй приезд Чехова в Пермь. Вернувшись из Всеволодо-Вильвенского завода Саввы Морозова, Антон Павлович нашел в газете «Пермские губернские ведомости» за 26 июня заметку под названием «М. Горький в Перми»: «…Носится слух, что третьего дня популярнейший писатель Максим Горький на пароходе “Борец” отправился из Перми на Курьинские дачи. Он — в белой рубахе, высоких сапогах и пенсне. Кто-то из публики стоявшего рядом с “Борцом” парохода “Лебедь” узнал писателя. “Борец” в тот момент уже отчалил. Весть о том, что на палубе сам Горький, моментально облетела всю публику “Лебедя”, которая повскакала со своих мест и жадно впилась в удаляющегося “Борца”…»5.
 
Позабавившую его заметку писатель вырезал и в тот же день послал Горькому в Нижний, где на тот момент он находился, с таким комментарием: «Жизнь около Перми серая и неинтересная. Ну, как после этого можно обижаться на пермяков? Так повеселили!..»6.
 
Спустившись на улицу Луначарского и отправившись по ней вправо до улицы Горького, вспомним о том, что, по одной из версий, прототипами чеховских трех сестер стали пермские сестры Циммерман, которые в 1907-1919 году содержали в Перми частную мужскую гимназию. Сейчас на здании бывшей гимназии (ул. Максима Горького, 37) установлена мемориальная доска, посвященная сестрам и рассказывающая про них как про прототипов героинь чеховской пьесы.
 
 
 
Дальше наш путь лежит по улице 25 октября, где в доме 22б с 1982 до 1997 года жил знаменитый пермский лирический поэт Алексей Леонидович Решетов.
 
Родился Решетов в Березниках, где в 1956 г. окончил Березниковский горно-химический техникум, получив специальность горного электромеханика. После долгих лет труда на калийном комбинате он переезжает в Пермь и начинает работать не по профессии, полученной в техникуме, а по призванию, данному от Бога.
 
В Перми Решетов долгое время сотрудничает с Пермской областной писательской организацией. Именно здесь выходят его многочисленные сборники, такие как «Белый лист», «Чаша», «Жду осени», «Станция – жизнь» «Иная речь», книга прозы «Зернышки спелых яблок». В 1997 году поэт переезжает в Екатеринбург, однако пермская земля всегда тянула его к себе. Покорившись этой тяге, Алексей Леонидович переезжает в Березники, где находит свое последнее пристанище.
 
В 2005 году Решетов посмертно стал лауреатом Всероссийской литературной премии имени Д. Н. Мамина-Сибиряка за собрание сочинений в трёх томах.
 
 
 
Мемориальная доска на доме 22б по улице 25 октября была установлена 28 октября 2005 года по инициативе фонда «Юрятин». При виде этой мемориальной доски сразу вспоминаются строки из стихотворения Алексея Леонидовича:
 
«<…>
А я еще живу, еще чего-то жду.
Не плачьте обо мне <…>
В стране, где столько лет
отсутствует Свобода,
Я все еще живу.
Не плачьте обо мне»7.
 
Пройдя по улице Пермской и вернувшись на улицу Сибирскую, мы видим здание Пермского отделения союза журналистов России (ул.Сибирская 8). В становление журналистики в Перми большой вклад внес Аркадий Петрович Гайдар.
 
 
 
Пермь для Гайдара стала местом знаковым. В 1925 он переехал в Пермь, здесь активно публиковался в газете «Звезда». Именно в Перми Аркадий Петрович Голиков написал первое произведение («Угловой дом», 1925 г.) под псевдонимом Гайдар. Писатель стал классиком детской литературы, прославившись произведениями об искренней дружбе и боевом товариществе. В память о прекрасном писателе и журналисте на здании редакции была установлена мемориальная доска.
 
 От здания Пермского отделения союза журналистов России хорошо видно здание Пермской городской думы (ул. Ленина, 23) – это еще одна точка литературной Перми. Здесь в XIX веке располагалась Пермская губернская казенная палата, где в 1861 - 1869 гг. работал помощником библиотекаря известный русский писатель Фёдор Михайлович Решетников. Именно об этом и рассказывает нам мемориальная доска, установленная на этом правительственном здании.
 
 
Решетников дебютировал в печати очерками в «Пермских губернских ведомостях» в 1862. В это время им были написаны первые статьи «Скрипач» и «Библиотека чиновников Пермской губернской казённой палаты». В память о Федоре Михайловиче его именем назван сквер близ знаменитого ныне Речного вокзала (ул. Монастырская).
 
Сад на этом месте появился в конце 1850-х годов, впервые он упомянут в летописях Перми, датированных 1860-м годом, под названием Загон. В 1861 году в город с известием об отмене крепостного права прибыл князь Багратион, пермская казенная палата в знак благодарности постановила дать саду имя Багратиона, однако это название не прижилось, и позднее пермяки добавили к «загону» слово «козий»8. В 1882 году в саду появился оркестр, приглашенный товариществом драматических артистов Бельского и Гусева. Именно с того времени он начал пользоваться вниманием горожан. В 1907 году Сад был преображен. Были высажены липы и сделана красивая деревянная ограда. Лишь в 1928 году сад был переименован в Сквер им. Ф. М. Решетникова – в честь писателя-демократа, жителя Перми. В 30-40-е гг. в саду играл духовой оркестр и молодежь устраивала танцы. В 1960-е гг. был убран фонтан, а в 1985 года на его месте воздвигнут памятник Героям гражданской войны.
 
 
 
А мы отправляемся в другой сквер, сквер театра оперы и балета им. П.И.Чайковского, где установлен единственный в России памятник Борису Леонидовичу Пастернаку.
 
 
 
Пастернак был на Урале лишь однажды, однако эти месяцы в какой-то степени определили его судьбу. В Прикамье созданы некоторые шедевры лирики Пастернака. Из уральской почвы проросла проза Пастернака. Так, в романе «Доктор Живаго» мы узнаем в городе Юрятин черты Перми с ее знаменитым домом Грибушина и библиотекой им. Пушкина, а в «Детстве Люверс» действие вообще происходит в Перми, о чем свидетельствуют уже первые строки: «Люверс родилась и выросла в Перми»9.
 
В своем творчестве Пастернак открывает новое пространство для русской литературы – Урал. Именно об этом говорит Марина Ивановна Цветаева: «Пастернак, вобрав в себя Урал, сделал Урал – собою. Нет Урала. Есть Пастернак. (Распространенно: нет Урала, кроме пастернаковского Урала, как оно и есть: ссылаюсь на всех читавших “Детство Люверс” и Уральские стихи)»10.
 
Через дорогу от памятника Пастернаку по адресу Сибирская, 13/ Петропавловская, 26 находится здание, где учился Михаил Андреевич Осоргин.
 
 
 
Михаил Осоргин родился в Перми, здесь же и прошло его детство. Навсегда в его памяти остались доброта близких людей и картины природы невероятной красоты, целиком заполнявшие его мир в детские годы. В предсмертной книге «Времена» Осоргин пишет: «Я радуюсь и горжусь, что родился в глубокой провинции»11.
 
Маленький Миша Ильин учился в Пермской классической гимназии, где сегодня установлена мемориальная доска, рассказывающая об этом факте биографии писателя, который в 1922 году был изгнан из России и долгие годы оставался неизвестным советскому читателю. Ныне в этом здании совсем другое учебное заведение, к сожалению, не связанное ни с Осоргиным, ни с литературой вообще – Пермская медицинская академия им. Е.А. Вагнера.
 
Ни для кого не секрет, что в 1800 - 1919 годах в Перми существовала Пермская духовная семинария, которую окончили многие известные люди России, среди них знаменитые писатели Павел Петрович Бажов и Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. Здание духовной семинарии сохранилось по сей день (ул.Монастырская, 12). Сейчас в нем располагается офисный центр «Бажов», а до 2003 года в нем располагалось еще одно учебное заведение - Пермский военный институт ракетных войск, который, к сожалению, был расформирован. На здании установлена мемориальная доска, рассказывающая о самых знаменитых выпускниках духовной семинарии.
 
 
 
В 1872 году Пермскую духовную семинарию покинул, так и не доучившись, известный русский писатель Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк Родился он в Висимо-Шайтанском заводе Пермской губернии, ныне посёлок Висим Свердловской области. В своих произведениях Мамин-Сибиряк критикует бурсацкие порядки семинарии и в то же время с благодарностью вспоминает учителя словесности И.Е. Соколова, который привил ему любовь к русской литературе.
 
Дмитрий Наркисович лишь малую часть своей жизни провел в Перми, но пермяки считают Мамина-Сибиряка своим земляком. Об особом почитании замечательного русского писателя свидетельствует и памятник, установленный на соборной площади, что находится рядом со зданием бывшей духовной семинарии.
 
 
 
в 1893 – 1899 годах в духовной семинарии учился уральский сказочник Павел Петрович Бажов. Во время учебы он принимал участие в революционном движении, распространял нелегальную литературу, выполнял обязанности заведующего тайной ученической библиотекой.
 
Закончивается наша прогулка у дома № 84 по улице Ленина. Здесь с 1962 по 1969 годы жил Виктор Петрович Астафьев.
 
 
 
После демобилизации в 1945 году Виктор Петрович уехал в город Чусовой Молотовской области. В 1951 году в газете «Чусовской рабочий» опубликовал первый рассказ «Гражданский человек». С 1951 года работал в редакции этой газеты. В 1962 переехал в Пермь. В Перми Астафьевым написаны следующие произведения: «Кража» (1966), «Где-то гремит война» (1967), «Последний поклон» (1968), начата работа над пасторалью «Пастух и Пастушка».
 
Сейчас в Перми по мотивам произведений Астафьева режиссером Татьяной Петровной Жарковой поставлен спектакль «Веселый солдат», который с успехом идет на сцене Пермского ТЮЗа.
 
В Перми за ее долгую историю побывали многие деятели русской литературы, да и литературных мест в Перми еще немало: бюст Александру Сергеевичу Пушкину на улице Мира, 51, памятник Антону Павловичу, установленный возле ДК им. Чехова…
 
Это очень важно – знать и помнить литературный контент Перми, который несомненно влияет на современную культурную жизнь города.
 
__________

1. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 19 томах. Том 17. Рукою Пушкина. Выписки и записки разного содержания. Официальные документы – М.: Воскресенье, 1997. С.62

2. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. Письма в 12 томах. Том 22(04).  М.: Наука, 1976. С.412

3. Там же. С. 554

4. М. Горький и А. Чехов. Переписка. Статьи высказывания./ Подготовка текста и комментарии Н. И. Гитович. – М., Государственное издательство Художественная литература , 1951. С.50

5. Там же С.63

6. Там же. С.81

7. Строфы века. Антология русской поэзии / сост. Евгений Евтушенко. — М.: Полифакт, 1999.  С.223

8. Спешилова Е. Старая Пермь: Дома, Улицы, Люди. 1723-1917. – Пермь: Издательство «Курсив», 1999.  С.39

9. Пастернак Б. Проза поэта. – М.: Издательство «Вагриус», 2000. С.34

10. Цветаева М. Стихи. Поэмы. Эссе. – М.: Издательство «Правда», 1991. С.361

11. Осоргин М.А. Времена. – Свердловск: Средне-уральское книжное издательство, 1992. С.26
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu

К 200-летию
И. С. Тургенева


Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014)
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2004)
Выпуск № 6 (2004)
Выпуск № 5 (2003)
Выпуск № 4 (2003)
Выпуск № 3 (2002)
Выпуск № 2 (2002)
Выпуск № 1 (2001)