Главная > Выпуск № 21 > Об одной пунктуационной ошибке

 Лариса Фоминых
 
Об одной пунктуационной ошибке
 
Эта заметка посвящена одному устойчивому заблуждению: многие школьники непоколебимо убеждены: перед словом что непременно должна стоять запятая. Убеждение это они выносят из начальной школы и уже не меняют никогда. Услышав однажды: перед словами что и который ставится запятая, дети следуют этому правилу неукоснительно. Так, Г.И. Блинов1 приводит экспериментальные данные о том, что в предложении «А начальник станции что в это время что делал?» 46,4 процента учащихся допустили именно такую ошибку.
 
Слово что в русском языке может выступать в разных значениях. Если это союз или союзное слово, соединяющее части сложного предложения, перед ним действительно необходимо ставить запятую.
 
Например:
И снилось мне, что мы, как в сказке,
Шли вдоль пустынных берегов
Над диким синим лукоморьем
В глухом бору, среди песков. (И.Бунин)
Перед нами сложноподчиненное предложение, в котором союз что присоединяет придаточное изъяснительное.
 
Но этот же союз может быть средством присоединения и других придаточных предложений:
Безветренный, сухой, морозный воздух
Так каждый звук лелеял и хранил,
Что мнилось мне: молчанья не бывает. (А.Ахматова)
В приведенном примере это придаточное обстоятельства образа действия.
 
В конструкциях разговорного типа союз что может выражать причинные отношения, заменяя собой союз потому что:
Я совету удивилась
И на друга рассердилась,
Что глаза его нежны. (А.Ахматова)
 
Слово что может заменять какой-либо член в главном предложении, тогда перед нами относительное местоимение, выступающее как союзное слово:
А я уже на подступах к чему-то,
Что достается всем, но разною ценой. (А.Ахматова)
 
Здесь будет все: пережитое
В предвиденьи и наяву,
И те, которых я не стою,
И то, за что средь них слыву. (Б.Пастернак)
 
В перечисленных случаях ученики запятую обычно ставят, и разная роль, в которой выступает слово что, не влияет на пунктуацию.
 
Сложнее ситуация, когда в рамках простого предложения союз что присоединяет именное составное сказуемое и при этом имеет одновременно оттенок сравнения (= как). Именно в этих конструкциях чаще всего и ошибаются.
 
Незрелый умок что вешний ледок.
Невоспитанный сын что незакрученный ус.
Неученая голова что фонарь без огня.
Солдат без командира что бочка без обруча.
Ум и смекалка что брат с сестрой.
Быль что смола, а небыль что вода.
Мир что огород, все в нем растет.
Лук что царь, стрелы что посланнички.
 
Аналогичные значения могут быть и в предложениях, где главные члены выражены инфинитивом. В таких случаях запятая может отсутствовать или же ставится тире:
 
Ошибся что ушибся: вперед наука.
С ним водиться что в крапиву садиться.
С умным разговаривать – что меду напиться.
Дурака учить – что мертвого лечить.
 
Как видим, такие предложения обычно встречаются в пословицах, афоризмах, а также в поэтических текстах. Например:
 
Октябрь, а солнце что твой август,
И снег, ожегший первый холм,
Усугубляет тугоплавкость
Катившихся, как вафли, волн. (Б.Пастернак)
 
На доброе слово не надо скупиться.
Сказать это слово – что дать напиться. (Н.Рыленков)
 
Слово что может быть частью составных союзов благодаря тому что, ввиду того что, из-за того что, в связи с тем что, несмотря на то что, даром что, потому что, так что, мало того что и др.2
 
Когда придаточное предложение стоит после главного, запятая ставится один раз – перед союзом. Такие союзы не разделяются на части запятой и в том случае, когда придаточное стоит перед главным.
Будешь, милый, к маме в гости
В воскресенье прибегать –
Через речку и по горке,
Так что взрослым не догнать. (А.Ахматова)
Работа кипела, несмотря на то что наступила ночь. (И.Гончаров)
Мать нарочно поддразнивала Чука и Гека, потому что веселый у нее был характер. (А.Гайдар)
Благодаря тому что лето было очень жаркое и сухое, понадобилось поливать каждое дерево. (А.Чехов)
Он весь был ясно виден до заплаты на плече, даром что ехал в тени. (И.Тургенев)
Со Швабриным я встречался редко и неохотно, тем более что замечал в нем скрытую к себе неприязнь. (А.Пушкин)
Мало того что стебель кололся со всех сторон, он был так страшно крепок, что я бился с ним минут пять. (Л.Толсой)
Да, настоящим людям жить намного труднее, чем тем, ненастоящим, потому что настоящие создают, ищут, думают. (А.Андреев)
  
Однако, в зависимости от смысла и интонации, составной союз может распадаться на две части. Первая войдет в состав главного предложения, а вторая будет выполнять роль союза. При этом запятая ставится только перед второй частью.
 
Оборона этой крепости прекратилась потому, что некому было больше ее защищать. (А.Пушкин)
А суматоха была оттого, что Анна Павловна отпускала сына в Петербург на службу. (А.Гончаров)3
  
В сложноподчиненных предложениях при однородных придаточных с союзом или союзным словом что знаки препинания ставятся по тем же правилам, что и при однородных членах: перед одиночным союзом И (ИЛИ) запятая не ставится; при повторяющемся сочинительном союзе ставится4.
Знай вперед, что толку мало от родимого угла,
Что война и тут ступала, впереди тебя прошла. (А.Твардовский)
Вернувшись, отец сказал, что приехали пожарные части, пожар заливают, опасности уже нет и можно идти домой. (В.Ходасевич)
Дерсу сказал, что это не тучи, а туман и что завтра будет день солнечный и даже жаркий. (В.Арсеньев)
 
Если перед нами местоимение что, оно не требует выделения.
 
У ленивого что на дворе, то и на столе.
Есть что слушать, да нечего кушать.
Меня одну не едят, а без меня мало что едят. (Загадка; соль.)
И что ему померещилось, до сих пор не могу понять! (М. Булгаков)
Что-то еще жгуче беспокоило фининспектора, но что именно, он не мог понять, как ни напрягал воспаленный мозг, как ни всматривался в Варенуху. (М.Булгаков)
А там было что разглядывать (Б.Акунин)
И что ж от долгого мученья, как пепл, сберечь ей удалось? (Ф.Тютчев)
Голова у нее точно была на месте, и что ей можно делать, а что нельзя, она знала твердо. (А.Берсенева)
 
Слово что может употребляться в составе устойчивых выражений типа: что попало (безразлично что), почти что (= почти), глядеть не на что (невзрачный), что надо (очень хороший), мало ли что (не имеет значения; неважно), ни во что ни ставить, ни за что считать (не считаться, не уважать), только что (совсем недавно), ни за что (ни в каком случае), ни за что ни про что (напрасно), что есть силы (сильно, быстро), хоть бы что (безразлично), только что (совсем недавно, сейчас), только что не (чуть ли не), во что бы то ни стало (непременно), не то что, будь что будет и др. Запятая перед что в этих случаях не ставится.
 
Ты лучше голодай, чем что попало есть, и лучше будь один, чем вместе с кем попало. (О.Хайям)
В то время я только что получил место и ехал с товарищем на прииск. (В.Короленко)
Наташа вступила со своей хозяйкой в разговор и стала рассказывать бог знает что. (М.Булгаков)
Здесь дом был почти что белый. (А.Ахматова)
«Мне хижин ни за что не надо», - сказал Паук. (И.Крылов)
Вел он себя не то что скромно, но тихо. (И.Тургенев)
 
Задание 1. Объясните постановку запятой перед что или ее отсутствие в приведенных предложениях.
1. Закон что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет.
2. Дом без хозяина все равно что ребенок без матери.
3. В прошлое пути давно закрыты,
И на что мне прошлое теперь? (А.Ахматова)
4. Бывало, я с утра молчу
О том, что сон мне пел. (А.Ахматова)
5. И тут же неизвестно что померещилось Пелагее Антоновне. (М.Булгаков)
6. Что тебе на память оставить?
Тень мою? На что тебе тень? (А.Ахматова)
7. А всё ведь только что сейчас
Лазурно было здесь. (И.Анненский)
8. Я не думал, что месяц так мал
И что тучи так дымно далеки… (И.Анненский)
9. Лучше уж я не знаю что, чем такое видеть! (М.Булгаков)
10. Увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. (М.Булгаков)
11. Он подумал, что, вероятно, пришел некстати, что, быть может, она ждет кого-нибудь и что с ним ей тягостно. (В.Набоков)
12. Но ни на что не променяем пышный
Гранитный город славы и беды. (А.Ахматова)
13. Ему есть что рассказать; и даже очень есть. (Ф.Достоевский)
14. Ехал слепой со своею судьбой,
Даром что слеп, а доволен собой. (А.Тарковский)
15. Но знающие постулаты эти не пишут что попало в Интернете.
 
Задание 2. Укажите номера предложений, в которых перед словом что нужна запятая.
1. Шепчет: «Я не пожалею даже то что так люблю». (А.Ахматова)
2. А вот поглубже – ясная тревога, и привез ее Тальберг с собою только что. (М.Булгаков)
3. Письмо меня чрезвычайно заинтересовало, тем более что никаких писем я вообще тогда не получал. (М.Булгаков)
4. Кормили дети пестрых жадных уток
Что кувыркались в проруби чернильной. (А.Ахматова)
5. Дитя что тесто: как замесил, так и выросло.
6. А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небе что оконца. (И.Бунин)
7. На деле лестница все равно что отсутствовала, так как обветшала.
8. Дети сидели вокруг стола и рассказывали, кто что хотел.
9. Все что сбыться могло,
Мне, как лист пятипалый,
Прямо в руки легло.
Только этого мало. (А.Тарковский)
10. Ощущение было такое: тут может случиться что угодно.
11. Капельдинеры рассказывали бог знает что. (М.Булгаков)
12. И что бы я ни начинала делать, вечно меня преследуют неудачи.
13. О, есть ли что на свете мне знакомей,
Чем шпилей блеск и отблеск этих вод! (А.Ахматова)
14. Цветы оттого что их только что полили издавали влажный раздражающий запах. (А.Чехов)
15. В связи с тем что началась эпидемия гриппа в школах был объявлен карантин.
  
Задание 3. Расставьте знаки препинания. Аргументируйте свое решение.
1.Тихо вокруг разве что изредка сова ребенком заплачет да филин ухнет в бору.
2. Эта встреча оказалась мало того что неожиданной так еще и приятной.
3. И ту дверь что он приоткрыл
Мне захлопнуть не хватит сил. (А.Ахматова)
4. Люди что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою березой. (И.Тургенев)
5. Она готова была делать что попало лишь бы скрыть свое смущение.
6. Благодаря тому что мы заранее сложили вещи на вокзал мы приехали вовремя.
7. Ему и беда что с гуся вода.
8. Дочь обняла ее раньше чем та успела не то что с места сойти но хотя бы слово сказать.
9. За крестьянскими усадьбами начинался спуск к реке крутой и обрывистый так что в глине там и сям обнажились громадные камни. (А.Чехов)
10. Я только одно знаю что женщина эта совершенно невинна и последняя надежда спасти ее от незаслуженного наказания потеряна. (Л.Толстой)
11. Мальчишка оттолкнул меня что есть силы и пустился наутек.
12. А есть и такие (стихи) средь белого дня
Как будто почти что не видя меня
Струятся по белой бумаге
Как чистый источник в овраге. (А.Ахматова)
13. Ему кочевнику было вероятно совершенно все равно что через час надобно ехать на вокзал и что в углу торчит еще не заколоченный ящик с книгами. (В.Набоков)
14. Придет пора польет что из ведра.
15. Чувствовали они себя друг с другом легко несмотря на то что молчали.
 
Предлагаемая заметка может послужить справочным пособием для учащихся. Возможно также выполнение небольших исследований на затронутую тему при организации научной работы в профильных классах.
 
Ключ к заданию 2: 1, 4, 6, 9, 14 (здесь возможны варианты).
 
_______
1. Блинов Г.И. Сопоставления при обучении пунктуации / Г.И.Блинов. – М.: изд. АПН РСФСР, 1959.
2. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: учебник для студ. высш. учеб. заведений. В 2 ч. Ч.2. Морфология. Синтаксис/ [ В.В. Бабайцева, Н.А.Николина, Л.Д.Чеснокова и др.]; под ред. Е.И.Дибровой. – 2-е изд., испр. и доп. – М: Издательский центр «Академия», 2006.
3. Розенталь Д.Э. Русский язык. Для поступающих в вузы: Учеб. пособие/Д.Э. Розенталь. – М.: Дрофа, 1994.
4. Правила русской орфографии и пунктуации. М.: Учпедгиз, 1956.
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu

К 200-летию
И. С. Тургенева


Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014)
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2005)
Выпуск № 6 (2005)
Выпуск № 5 (2004)
Выпуск № 4 (2004)
Выпуск № 3 (2003)
Выпуск № 2 (2003)
Выпуск № 1 (2002)