Главная > Выпуск № 21 > Комментарий к презентации

Надежда Нестюричёва
 
Правописание слов с чередующимися гласными в корне.
Игра-путешествие на уроке контроля
 
Мультимедийная презентация к уроку контроля по теме «Правописание чередующихся гласных в корне», объемная и красочная, приглашает учеников совершить увлекательное путешествие по затерянному острову в поисках сокровищ. Принцип работы на уроке очень простой – две-три соревнующиеся команды последовательно выполняют задания разного уровня сложности и характера: от поиска третьего лишнего слова до работы с текстом, содержащим орфограмму.
 
Навигация
 
В качестве путевого листа – карта затерянного в океане острова, снабженная гиперссылками, нажимая на которые, учитель руководит путешествием. На иллюстрации ниже красным овалом обведены все рабочие кнопки. При наведении на каждую из них стрелка курсора изменяется на указатель в виде руки, а при однократном нажатии на кнопку осуществляется переход на слайд с выбранным заданием.
 
 
 
Чтобы продолжать путешествие, следует каждый раз возвращаться к карте. Для этого в углу каждого слайда с текстом задания есть кнопка «Карта».
 
 
 
Кроме того, специальными кнопками снабжены задания с возможностью выбора вопроса. Так, на станции «Путаница ветвей и корней» для того, чтобы высветился вопрос, нажимать следует на пронумерованные круги, а на станции «Заброшенный рудник» – на пальмовые листья.
 
 
 
Вернуться к выбору вопроса можно с помощью кнопки «Назад»:
 
 
 
Задания снабжены ответами, которые высвечиваются при однократном нажатии на свободные от кнопок области слайда, поэтому учителю стоит быть внимательным и избегать случайного использования мышки или клавиатуры. Правильный ответ подчеркивается красной линией или выделяется красным цветом. Ответы на загадки размещаются в светлом поле в нижней части слайда
 
 
 
Игра включает 7 станций с заданиями, к каждой из которых в скрытых слайдах (при работе с презентацией в режиме просмотра эти слайды не отображаются) содержатся комментарии, некоторые замечания справочного характера и критерии оценивания заданий. Рекомендуем учителю перед игрой несколько раз «пробежаться» по презентации от станции к станции и внимательно ознакомиться с содержанием скрытых слайдов, чтобы на уроке не испытывать затруднений в подсчете очков и не теряться при случайном или несвоевременном использовании не той кнопки.
 
 
 
Замечания по организации урока
 
Подготовку к уроку-путешествию по предлагаемой презентации лучше начать заблаговременно: детей нужно предупредить о предстоящей игре, заранее назначить ответственных за установку и настройку видеопроектора (если это необходимо) и помощников, готовых подсчитывать очки. Распределение ребят на команды в случае, если на игру отводится только один час, тоже лучше провести заранее. Письмо Робинзона Крузо и список слов, которые нужно разделить на группы по характеру орфограммы, для каждой команды обязательно распечатать на отдельном бланке.
 
Ребята-шестиклассники, с которыми мы уже сыграли в эту игру, повторяя материал, пройденный в пятом классе, остались довольны. Заминка произошла лишь на станции «Путаница ветвей и корней»: заданий там девять, а команды мы сформировали две, поэтому одно задание высокого уровня сложности, оцениваемое максимальным баллом, стало яблоком раздора между ребятами, и пришлось его пропустить. Команды должны быть небольшими, так удобнее работать и все ребята задействованы.
 
Команда-победитель награждается тем, что все ее члены получают «пятерки», – это один из вариантов оценивания. Однако учитель может оставить за собой право поставить положительную отметку и особенно активным членам команды-соперницы, и лишить награды тех, кто игнорировал задания, отказывался отвечать на поставленный вопрос, отвлекался. Конкурсных заданий много, и это позволяет дать каждому участнику возможность высказаться, а значит, можно оценить и индивидуальные ответы. Учитель должен каждый раз обращать внимание учеников на закономерности выбора правильного ответа, снова и снова отсылать их к правилу, иначе урок будет воспринят как развлечение, веселый аттракцион, в котором многое решает удача. При соблюдении всех этих несложных рекомендаций, а также ориентируясь на способности собственного класса, каждый учитель может организовать динамичную работу, интересный урок контроля, который ребята неоднократно вспомнят, столкнувшись с трудностями в написании слов с чередующимися гласными в корне.
 
 
При создании презентации использовались
иллюстрации Виктора Цыганова1.
 _______
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu

К 200-летию
И. С. Тургенева


Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014)
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2005)
Выпуск № 6 (2005)
Выпуск № 5 (2004)
Выпуск № 4 (2004)
Выпуск № 3 (2003)
Выпуск № 2 (2003)
Выпуск № 1 (2002)