Главная > Выпуск № 22 > Работа с нормами управления на уроках русского языка.

 Наталья Медведева,
Лариса Фоминых
Работа с нормами управления
на уроках русского языка
 
Работа с синтаксическими нормами  на уроках русского языка в разных школьных учебниках проводится несистемно. В них дается только теоретическое понятие управления как вида синтаксической связи в словосочетании, однако отсутствуют теоретические сведения  по нормам предложного и беспредложного управления. Эта тема является очень важной для освоения, поскольку любая письменная творческая работа, в том числе и итоговая аттестация в 9 (ГИА) и 11 (ЕГЭ) классах, предполагает, что учащиеся владеют речевыми умениями в области управления. Анализ изложений и сочинений выпускников показывает, что наибольшее количество ошибок – грамматические, среди которых много нарушений касается норм управления. Кроме того,  такие же нарушения наблюдаются и в устных высказываниях.

Задача нашей заметки – предложить теоретические материалы к урокам и практические задания, которые могут быть использованы учителем как на уроке, так  и для организации самостоятельной работы  учащихся в процессе самоподготовки.

Теоретические сведения.

Управление – вид  подчинительной связи, при которой зависимое слово ставится в определенной падежной форме без предлога (беспредложное управление)  описывать что? события  или с предлогом (предложное управление)   рассуждать о чем? о событии.

В случае неправильного выбора формы слова или предлога возникает ошибка, например: отзыв на статью; рецензия о спектакле; характеристика на ученика.

Во всех трех словосочетаниях наблюдаем неправильное управление: существительное отзыв должно управлять не винительным падежом с предлогом на, а пред­ложным с предлогом о (отзыв о статье), а существительное рецензия наоборот (рецензия на спектакль); существитель­ное характеристика должно управлять родительным паде­жом без предлога (характеристика ученика).

Управление при однокоренных и синонимичных конструкциях.

В языке существует немало случаев, когда однокоренные или синонимичные  слова имеют разное управление, что часто является причиной смешения вариантов с разным падежным управлением. Случаи такого управления приведены в таблице.

Вариант управления

Вариант управления

Обидеться на что? на эти слова

 Обижен чем? этими словами

Доказывать что? правоту

Доказательство чего? правоты

Заботиться о ком?/ о чем? об экологии

Озабочен чем? экологией

Заинтересовать кого? собеседника

Заинтересовать чем? рассказом

Заинтересован в чем? в результате

Радоваться  чему? подарку

Обрадован чем? подарком

Подтвердить что? распоряжение

Подтверждение чего? распоряжения

Рецензировать что? статью

Рецензия на что? на статью

Основываться на чем? на фактах

Обосновывать чем? фактами

Опираться на что? на факты

Базироваться на чем?  на фактах

Различать что и что? причастия и прилагательные

Отличать что от чего? причастия от прилагательных

Различия между чем и чем? союзом и предлогом

Отличие чего? от чего? союза от предлога

(У)платить за что? за проезд

Оплатить что? проезд

Превосходство над кем?/чем? над врагом

Преимущество перед кем?/чем? перед противником

Удивляться чему? обстоятельствам

Удивлен чем? обстоятельствами

Рассердиться на что? на шутку

Рассержен чем? шуткой

Препятствовать чему? переговорам

Тормозить что? переговоры

Обращать внимание но что? на мелочи

Уделять внимание чему? мелочам

Уверенность в чем?/ в ком?   в себе

Верить( вера) во что?/ в кого? в себя

Свойственный чему? тексту

Характерный для чего? для текста

 Употребление предлогов

 Предлоги  благодаря, согласно, вопреки, наперекор  употребляются с дательным падежом

благодаря

КОМУ? ЧЕМУ?

Благодаря помощи

согласно

Согласно заявлению

вопреки

Вопреки требованиям

 наперекор

 Наперекор судьбе

 Предлог  ПО в значении предлога ПОСЛЕ употребляется с предложным падежомУпотребление предлога   ПО в этом значении характерно для книжной речи.

Предлог ПОСЛЕ употребляется с родительным падежом. Употребление предлога ПОСЛЕ  имеет стилистически нейтральную окраску. 

 

ПО = ПОСЛЕ

 

предложный падеж

По окончании вуза

По приходе поезда

По истечении года

По завершении работы

 

ПОСЛЕ

 

родительный падеж

После окончания вуза

После прихода поезда

После завершения года

После завершения работы

 

Употребление предлогов с учетом их смысловых оттенков.

 

При употреблении предлогов необходимо учитывать их смысловые оттенки, в частности оттенок причинности у предлогов благодаря, ввиду, вследствие.

Предлог

Ошибка

Правильный вариант 

благодаря

 

Благодаря сильному урагану с дома сорвало крышу.

(не имеет значения «благодарить»)

Из-за сильного урагана  с дома сорвало крышу.

ввиду

Предоставить отпуск ввиду болезни.

(не имеет значения «результата »)

Предоставить отпуск вследствие болезни.

вследствие

Вследствие  предстоящего военного парада движение по центральной улице будет закрыто.

(не имеет значения «результата»)

Из-за  предстоящего военного парада движение по центральной улице будет закрыто.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Управление при глаголах с отрицанием.

 После переходного глагола с отрицанием дополнение ставится в родительном падеже, если

1) в предложении есть НИ

Я не имел ни времени,  ни денег.

2) в предложении есть глагол восприятия, мысли, желания, ожидания: видеть, слышать, чувствовать, хотеть, знать, думать, понимать

Я не видел  резона в этом мероприятии.

Я не ощутил вкуса этой еды.

3) при глаголе есть дополнение, которое имеет значение части от целого предмета

Отрежь мне хлеба.

Положи мне сахара в чай.

4) дополнение выражено отвлеченным существительным

Он не теряет времени даром.

Он не упустит удобного случая, чтобы напомнить мне о долге.

После переходного глагола с отрицанием дополнение ставится в винительном падеже, если

1) есть указание на конкретный определенный предмет

Эти туфли я не куплю.

Эту рукопись я не рецензировал.

2) дополнение выражено одушевленным существительным

Он давно не видел Ольгу.

Он не захотел завести собаку.

3) есть двойное отрицание, которое обозначает усиленное утверждение

Мы не можем не осознавать ответственность  за своих близких.

Не могу не высказать признательность за помощь.

4) есть составное глагольное сказуемое с отрицанием

Не успел купить путевку.

Не смог заказать нужную книгу.

 ПРИМЕЧАНИЕ: После переходного глагола с отрицанием дополнение может стоять в  родительном и винительном падежах. Это употребление вариативно и различается стилистическими оттенками. Конструкции с родительным падежом носят книжный характер, с винительным падежом – разговорный:

Родительный падеж

Винительный падеж

Я не намерен умалять его заслуг.

Я не буду умалять твои заслуги.

Я не мог слышать ее грустного голоса.

Я не мог слышать ее грустный голос.

 Управление при однородных членах предложения.

1. Если при двух или нескольких глаголах (или других частях речи) имеется общее дополнение, то каждое управляющее слово требует того же падежа и предлога:

Английские зрители были восхищены и поражены (чем?)  мастерством русских артистов.

2.                 Если при двух или нескольких глаголах (или других частях речи) имеются  дополнения к каждому, то каждое управляющее слово требует соответствующих  падежей  и предлогов

Я много слышал (о чем?) об этом спектакле и  наконец посмотрел (что?) его.

3. Если управляющие слова требуют разного управления, а при них стоит одно дополнение, то это грамматическая ошибка.

Давайте ценить и заботиться о нашей природе.

Правильный вариант:

Давайте ценить (что?) природу и заботиться (о чем?) о ней.

 

Нарушение норм управления, ведущие к двусмысленности.

Затрудняет понимание фразы скопление одинаковых форм дополнений, выраженных одной и той же частью речи. 

Характер  нарушений

 

Примеры нарушений

1. Нанизывание родительных падежей

ПРИМЕЧАНИЕ:

Нанизывание родительных  падежей допустимо в текстах документов официально-делового стиля. При этом смысл фразы должен быть понятен. 

Есть понимание необходимости формирования бюджета развития на текущий год.

2. Нанизывание дательных падежей.

Приступили к подготовке к летнему походу.

3. Нанизывание творительных падежей.

Выступление докладчика неоднократно прерывалось слушателями аплодисментами.

4. Нанизывание предложных падежей.

Все понимали актуальность вопроса о соглашении о взаимном разоружении.

5. Нанизывание инфинитивов.

Я не решался обратиться просить написать заметку в газету.

6. Сочетание в одном предложении при одном управляющем слове слов, называющих производителя действия и объекта действия в одном падеже.

Оценка В.Г. Белинского повести Н.В. Гоголя.

 Удаленный пример содержит ошибку, а не нарушение.

Знание теории не гарантирует отсутствие ошибок.

Важно систематически анализировать творческие работы  учащихся, сделать выборку типичных нарушений, для того чтобы потом предлагать формы и виды работы по их коррекции.

Примеры наиболее распространенных ошибок, допущенных выпускниками в сочинениях ЕГЭ:

Вариант с нарушением нормы управления

Правильный вариант

беспокоиться про сына

беспокоиться о сыне

достигать до двадцати метров

достигать  двадцати метров

заведующий кафедры

заведующий кафедрой

задуматься на поставленной проблеме

задуматься о поставленной проблеме

грозит вымиранию

грозит вымиранием

заверять о честности

заверять в честности

запомнить об этих разговорах

запомнить эти  разговоры

что касается до заработной платы

что касается  заработной платы

 усилия направлены  к освоению новой техники

усилия направлены  на  освоение  новой техники

в книге описывается о подвиге партизан

в книге описывается  подвиг партизан

пренебрежение к технике безопасности грозит трагедией

пренебрежение  техникой безопасности грозит трагедией

подводя итог сказанного

подводя итог сказанному

оплатить за учебу

оплатить  учебу

отметить о достоинствах книги

отметить  достоинства книги

памятник о погибших воинах

памятник  погибшим  воинам

поступил сообразно своих убеждений

поступил сообразно своим убеждениям

над такими вопросами рассуждает автор текста

о  таких вопросах  рассуждает автор текста

никто не сомневался об успехе начатого дела

никто не сомневался в  успехе начатого дела

я за тобой так соскучилась!

я по тебе  так соскучилась!

беспорядок и неорганизованность тормозят нашему делу

беспорядок и неорганизованность тормозят наше дело

выпускник удостоен золотой медалью

выпускник удостоен золотой медали

 

Практические задания

1. Укажите предложения, в которых нарушены нормы управления.

1.       О своих впечатлениях от поездки я поделился с другом.

2.      Болельщики были разочарованы результатами матча.

3.      Комментатор подтвердил о том, что гол забил Аршавин.

4.      Концерт доставил для нас огромное удовольствие. 

2. Укажите правильный вариант управления.

1) различать 

а) причастие и деепричастие  

б) причастие от деепричастия

2) отличать              

а) гласные и согласные   

б) гласные от  согласных

 3) удостоили  

 а) награды                                 

б) наградой

 4) предусмотрел  

а) опасность                              

б) об опасности

3. Укажите предложения, в которых нарушены нормы управления.

1.       Долгими зимними вечерами мы любили с ним обсуждать о том, какая интересная жизнь ждет нас после школы.

2.      Необходимо вовремя оплачивать за услуги Ростелекома.

3.      Хорошая подготовка команды вселяет уверенность в ее победу.

4.      Я считаю, что не следует подвергать себя  такому риску.

 4. Установите соотношение между существительными и управляемыми ими словами.

1) вера

а) о фильме

2) рецензия

б) на фильм

3) отзыв

в) в справедливость

4) уверенность

г) в справедливости

 5. В каких словосочетаниях нарушены нормы управления?

1.       вопреки предсказания

2.      согласно требования пожарных

3.      по прибытию на конференцию

4.      по приезде домой

 6.Укажите предложения, в которых нарушены нормы управления.

1.   По окончании института он вернулся в родное село.

2.  Билеты будут продаваться по приходу поезда.

3.  Согласно заключению врача больному необходимо стационарное  лечение.

4.  Мать все убеждала меня о необходимости учиться дальше.

7. Укажите предложения, в которых нарушены нормы управления.

1.   Брат утверждает о том, что бандероль не получена.

2.  Противники проекта доказывали о невозможности строительства в районе вечной мерзлоты.

3.  Сейчас наши усилия направлены к освоению новых технологий.

4.  Ей приятно было услышать подтверждение того, о чем она догадывалась.

8. Укажите предложения, в которых употребление предлога благодаря противоречит смыслу высказывания.

1.   Благодаря отцу я и сестры знаем три иностранных языка.

2.  Благодаря сильному морозу наш поход на каток не состоялся.

3.  Благодаря проведенным раскопкам археологи нашли предметы быта жителей Помпеи.

4.  Благодаря небывалой засухе погиб урожай зерновых.

9. Укажите соответствие ошибки ее типу.

1. На селе приступили к подготовке к посевной.

а) нанизывание творительного падежа

2. В целях ускорения решения этой процедуры открыты дополнительные пункты по оформлению документов.

б) нанизывание родительного падежа

3. Оплата производилась заказчиком  безналичным расчетом.

в) нанизывание инфинитивов

4. Мы хотели пойти просить ее перенести нам  экзамен.

г) нанизывание дательного падежа

10. Подберите и вставьте в каждое  предложение подходящий по смыслу производный предлог.

1. … большого наплыва посетителей работа выставки продлена на месяц.

а) вследствие

2. …повышения цен на энергоносители  решения будут согласованы с муниципалитетами.

б) по причине

3.…поступления финансовых средств будут выплачиваться социальные пособия.

в) ввиду

4. …ожидаемых заморозков нужно принять меры предосторожности.

г) по мере

11. Установите соотношение между существительными и управляемыми ими словами.

1) не встретить

а) сопротивление  б) сопротивления

2) не проявить

а) заботы       б) заботу

3) не чувствовать

а) уныния      б) уныние

4) не замечать

а) присутствие   б) присутствия

12. Укажите предложения, в которых нарушены нормы управления при глаголах с отрицанием. 

1.   Сначала эта пьеса не имела успеха у зрителей.

2.  А ты все-таки не теряешь надежду на поступление в театр?

3.  Печали в ее словах не чувствовалось.

4.  Отец не заслужил такое отношение!

13. Укажите предложения, в которых нарушены нормы управления при однородных членах.

1.   Нам задали прочитать и законспектировать статью Белинского.

2.  Мы еще верили и надеялись на победу в турнире.

3.  Некрасов любил и восхищался русским народом.

4.  Сажать и ухаживать за цветами совсем не просто.

14. Укажите предложения, в которых нарушены нормы управления.

1. Надо оперировать с проверенными фактами!

2. Сколько бы мы ни рассуждали над темой истинной красоты, она неисчерпаема.

3.  Никто не сомневался в успехе начатого дела.

4.  Эта победа в кроссе еще раз подчеркивает о хорошей подготовке спортсменов в нашей школе.

Ответы для проверки.

Номер     Ответ
задания
1.                     1, 3, 4
2.                    1а, 2б, 3а, 4а
3.                     1, 2, 3
4.                     1в, 2б, 3а, 4г

5.                             1, 2, 3

6.                             2,  4

7.                             1, 2, 3

8.                             2, 4

9.                             1г, 2б, 3а, 4в

10.                         1 а, в; 2в; 3г;  4в;

11.                           1б, 2а, 3а, 4б

12.                          2, 4

13.                          2, 3, 4

14.                          1, 2, 4

 

Литература

 
1. Александров В.Н. Единый государственный экзамен. Русский язык: справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста / В.Н.Александров, О.И.Александрова, Т.В.Соловьева; под ред. И.П.Цыбулько. – 3-е изд., испр. и доп. – Челябинск: Взгляд, 2004.
2. Бердникова Е.Д. Тесты по культуре речи / Е.Д.Бердникова, А.Г.Петрякова. – М.: Флинта, 2002.
3. Дускаева Л.Р. На пути к речевому мастерству /Л.Р.Дускаева, О.В.Протопопова.- Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2002.
4. Единый государственный экзамен. Русский язык. Варианты контрольных измерительных материалов / В.И.Капинос, Ю.А.Гостева, В.В.Львов и др.; Центр тестирования Минобразования России. – М., 2012, 2013.
5. Нарушевич А.Г. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку / А.Г.Нарушевич // «Русский язык» - Библиотека «Первого сентября». -2008. - № 23.
6. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка // Д.Э.Розенталь – М.: ООО « Издательство АСТ- ЛТД», 1998.
 
Словари
 
1. Ефремова Т.Ф. Словарь грамматических трудностей русского языка / Т.Ф.Ефремова, В.Г.Костомаров. – М.: Русский язык, 2003.
2. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика / Т.В.Матвеева. – М.: Флинта: Наука, 2003.
3. Розенталь Д.Э. Словарь трудностей русского языка / Д.Э.Розенталь, М.А.Теленкова. – М.: Айрис Пресс; Рольф, 2001.
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu

К 200-летию
И. С. Тургенева


Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014)
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2004)
Выпуск № 6 (2004)
Выпуск № 5 (2003)
Выпуск № 4 (2003)
Выпуск № 3 (2002)
Выпуск № 2 (2002)
Выпуск № 1 (2001)