Главная > Выпуск № 22 > Работа с нормами управления на уроках русского языка. Наталья Медведева,
Лариса Фоминых
на уроках русского языка
Работа с синтаксическими нормами на уроках русского языка в разных школьных учебниках проводится несистемно. В них дается только теоретическое понятие управления как вида синтаксической связи в словосочетании, однако отсутствуют теоретические сведения по нормам предложного и беспредложного управления. Эта тема является очень важной для освоения, поскольку любая письменная творческая работа, в том числе и итоговая аттестация в 9 (ГИА) и 11 (ЕГЭ) классах, предполагает, что учащиеся владеют речевыми умениями в области управления. Анализ изложений и сочинений выпускников показывает, что наибольшее количество ошибок – грамматические, среди которых много нарушений касается норм управления. Кроме того, такие же нарушения наблюдаются и в устных высказываниях.
Задача нашей заметки – предложить теоретические материалы к урокам и практические задания, которые могут быть использованы учителем как на уроке, так и для организации самостоятельной работы учащихся в процессе самоподготовки. Теоретические сведения. Управление – вид подчинительной связи, при которой зависимое слово ставится в определенной падежной форме без предлога (беспредложное управление) описывать что? события или с предлогом (предложное управление) рассуждать о чем? о событии. В случае неправильного выбора формы слова или предлога возникает ошибка, например: отзыв на статью; рецензия о спектакле; характеристика на ученика. Во всех трех словосочетаниях наблюдаем неправильное управление: существительное отзыв должно управлять не винительным падежом с предлогом на, а предложным с предлогом о (отзыв о статье), а существительное рецензия — наоборот (рецензия на спектакль); существительное характеристика должно управлять родительным падежом без предлога (характеристика ученика). Управление при однокоренных и синонимичных конструкциях. В языке существует немало случаев, когда однокоренные или синонимичные слова имеют разное управление, что часто является причиной смешения вариантов с разным падежным управлением. Случаи такого управления приведены в таблице.
Употребление предлогов Предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор употребляются с дательным падежом
Предлог ПО в значении предлога ПОСЛЕ употребляется с предложным падежом. Употребление предлога ПО в этом значении характерно для книжной речи. Предлог ПОСЛЕ употребляется с родительным падежом. Употребление предлога ПОСЛЕ имеет стилистически нейтральную окраску.
Употребление предлогов с учетом их смысловых оттенков.
При употреблении предлогов необходимо учитывать их смысловые оттенки, в частности
Управление при глаголах с отрицанием. После переходного глагола с отрицанием дополнение ставится в родительном падеже, если
После переходного глагола с отрицанием дополнение ставится в винительном падеже, если
ПРИМЕЧАНИЕ: После переходного глагола с отрицанием дополнение может стоять в родительном и винительном падежах. Это употребление вариативно и различается стилистическими оттенками. Конструкции с родительным падежом носят книжный характер, с винительным падежом – разговорный:
Управление при однородных членах предложения.
Нарушение норм управления, ведущие к двусмысленности. Затрудняет понимание фразы скопление одинаковых форм дополнений, выраженных одной и той же частью речи.
Знание теории не гарантирует отсутствие ошибок. Важно систематически анализировать творческие работы учащихся, сделать выборку типичных нарушений, для того чтобы потом предлагать формы и виды работы по их коррекции. Примеры наиболее распространенных ошибок, допущенных выпускниками в сочинениях ЕГЭ:
Практические задания 1. Укажите предложения, в которых нарушены нормы управления. 1. О своих впечатлениях от поездки я поделился с другом. 2. Болельщики были разочарованы результатами матча. 3. Комментатор подтвердил о том, что гол забил Аршавин. 4. Концерт доставил для нас огромное удовольствие. 2. Укажите правильный вариант управления.
3. Укажите предложения, в которых нарушены нормы управления. 1. Долгими зимними вечерами мы любили с ним обсуждать о том, какая интересная жизнь ждет нас после школы. 2. Необходимо вовремя оплачивать за услуги Ростелекома. 3. Хорошая подготовка команды вселяет уверенность в ее победу. 4. Я считаю, что не следует подвергать себя такому риску. 4. Установите соотношение между существительными и управляемыми ими словами.
5. В каких словосочетаниях нарушены нормы управления? 1. вопреки предсказания 2. согласно требования пожарных 3. по прибытию на конференцию 4. по приезде домой 6.Укажите предложения, в которых нарушены нормы управления. 1. По окончании института он вернулся в родное село. 2. Билеты будут продаваться по приходу поезда. 3. Согласно заключению врача больному необходимо стационарное лечение. 4. Мать все убеждала меня о необходимости учиться дальше. 7. Укажите предложения, в которых нарушены нормы управления. 1. Брат утверждает о том, что бандероль не получена. 2. Противники проекта доказывали о невозможности строительства в районе вечной мерзлоты. 3. Сейчас наши усилия направлены к освоению новых технологий. 4. Ей приятно было услышать подтверждение того, о чем она догадывалась. 8. Укажите предложения, в которых употребление предлога благодаря противоречит смыслу высказывания. 1. Благодаря отцу я и сестры знаем три иностранных языка. 2. Благодаря сильному морозу наш поход на каток не состоялся. 3. Благодаря проведенным раскопкам археологи нашли предметы быта жителей Помпеи. 4. Благодаря небывалой засухе погиб урожай зерновых. 9. Укажите соответствие ошибки ее типу.
10. Подберите и вставьте в каждое предложение подходящий по смыслу производный предлог.
11. Установите соотношение между существительными и управляемыми ими словами.
12. Укажите предложения, в которых нарушены нормы управления при глаголах с отрицанием. 1. Сначала эта пьеса не имела успеха у зрителей. 2. А ты все-таки не теряешь надежду на поступление в театр? 3. Печали в ее словах не чувствовалось. 4. Отец не заслужил такое отношение! 13. Укажите предложения, в которых нарушены нормы управления при однородных членах. 1. Нам задали прочитать и законспектировать статью Белинского. 2. Мы еще верили и надеялись на победу в турнире. 3. Некрасов любил и восхищался русским народом. 4. Сажать и ухаживать за цветами совсем не просто. 14. Укажите предложения, в которых нарушены нормы управления. 1. Надо оперировать с проверенными фактами! 2. Сколько бы мы ни рассуждали над темой истинной красоты, она неисчерпаема. 3. Никто не сомневался в успехе начатого дела. 4. Эта победа в кроссе еще раз подчеркивает о хорошей подготовке спортсменов в нашей школе. Ответы для проверки. Номер Ответ
задания
1. 1, 3, 4
2. 1а, 2б, 3а, 4а
3. 1, 2, 3
4. 1в, 2б, 3а, 4г
5. 1, 2, 3 6. 2, 4 7. 1, 2, 3 8. 2, 4 9. 1г, 2б, 3а, 4в 10. 1 а, в; 2в; 3г; 4в; 11. 1б, 2а, 3а, 4б 12. 2, 4 13. 2, 3, 4 14. 1, 2, 4
Литература 1. Александров В.Н. Единый государственный экзамен. Русский язык: справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста / В.Н.Александров, О.И.Александрова, Т.В.Соловьева; под ред. И.П.Цыбулько. – 3-е изд., испр. и доп. – Челябинск: Взгляд, 2004.
2. Бердникова Е.Д. Тесты по культуре речи / Е.Д.Бердникова, А.Г.Петрякова. – М.: Флинта, 2002.
3. Дускаева Л.Р. На пути к речевому мастерству /Л.Р.Дускаева, О.В.Протопопова.- Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2002.
4. Единый государственный экзамен. Русский язык. Варианты контрольных измерительных материалов / В.И.Капинос, Ю.А.Гостева, В.В.Львов и др.; Центр тестирования Минобразования России. – М., 2012, 2013.
5. Нарушевич А.Г. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку / А.Г.Нарушевич // «Русский язык» - Библиотека «Первого сентября». -2008. - № 23.
6. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка // Д.Э.Розенталь – М.: ООО « Издательство АСТ- ЛТД», 1998.
Словари
1. Ефремова Т.Ф. Словарь грамматических трудностей русского языка / Т.Ф.Ефремова, В.Г.Костомаров. – М.: Русский язык, 2003.
2. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика / Т.В.Матвеева. – М.: Флинта: Наука, 2003.
3. Розенталь Д.Э. Словарь трудностей русского языка / Д.Э.Розенталь, М.А.Теленкова. – М.: Айрис Пресс; Рольф, 2001.
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu |
К 200-летию
Выпуск № 27 (2014)И. С. Тургенева Архив «Филолога»: Выпуск № 26 (2014) Выпуск № 25 (2013) Выпуск № 24 (2013) Выпуск № 23 (2013) Выпуск № 22 (2013) Выпуск № 21 (2012) Выпуск № 20 (2012) Выпуск № 19 (2012) Выпуск № 18 (2012) Выпуск № 17 (2011) Выпуск № 16 (2011) Выпуск № 15 (2011) Выпуск № 14 (2011) Выпуск № 13 (2010) Выпуск № 12 (2010) Выпуск № 11 (2010) Выпуск № 10 (2010) Выпуск № 9 (2009) Выпуск № 8 (2009) Выпуск № 7 (2005) Выпуск № 6 (2005) Выпуск № 5 (2004) Выпуск № 4 (2004) Выпуск № 3 (2003) Выпуск № 2 (2003) Выпуск № 1 (2002) |