Главная > Выпуск № 22 > «Сансара» пермской сцены Илья Губин
«Сансара» пермской сцены
Если взглянуть на афиши пермских театров, то можно сделать вывод, что сейчас наступает (или, быть может, уже наступил) период расцвета молодых авторов, учеников Николая Коляды, которых всех вместе принято называть «уральским драматургическим кланом», или «уральской школой драматургии».
Судите сами: Пермский академический Театр-Театр – В.Сигарев «Божие коровки возвращаются на землю»; Театр настоящего времени «Сцена-Молот» – Я.Пулинович «Наташина мечта»; Театр юного зрителя – Я.Пулинович «Золоченые лбы»; Пермский театр «У Моста» – В.Сигарев «Детектор лжи», О.Богаев «Сансара».
Олег Богаев стал одним из первых авторов, чьи пьесы заставили говорить о рождении «уральского драматургического клана». Его первой пьесой, которая сделала его поистине знаменитым, стала дипломная работа – «Русская народная почта». Впервые Олег Богаев громко заявил о себе в середине 1990-х годов на «Любимовке», одном из драматургических фестивалей, открывшем имена многих известных авторов нынешнего времени. Там и была представлена Богаевым пьеса «Русская народная почта», позднее опубликованная в журнале «Драматург» и удостоенная премии «Антибукер–1997». Затем эту пьесу поставил один из лучших российских режиссеров Кама Гинкас, а Ивана Сидоровича Жукова, главного героя пьесы, сыграл один из лучших русских актеров Олег Табаков.
Сегодня пьесы Олега Богаева – более 15 произведений – ставятся не только в России, но и за рубежом. Драматургия автора привлекает внимание критиков и литературоведов, театралов и читателей, интересующихся новой русской драмой. Ни один из обзоров современной драматургии не обходится без обращения к пьесам Богаева.
Проблематика драматургии Богаева базируется не на социальных аспектах текущей жизни, что мы можем наблюдать у большинства современных авторов (Ярослава Пулинович, Александр Югов, Василий Сигарев и др.), а на проблемах вневременного толка: неизбывное одиночество человека во вселенной, тоска по уходящему, страх перед уходом из жизни, поиск смысла жизни.
Хронотоп пьес Богаева во многом метафоричен. Произведения строятся на совмещении разноплановых временных пластов – прошлое, настоящее и будущее, а также условное время, порожденное фантазией персонажей. Место действия – причудливое сочетание узнаваемой маргинальной реальности с реальностью фантасмагорической.
В центре каждой пьесы – определенный социальный тип. Это может быть человек искусства, коим является Женщина («Сансара»), или маленький человек – Башмачкин («Башмачкин»), часто это пожилой человек, как, например, Старуха («Сансара»). Особое место в системе персонажей Богаева занимают герои-«симулякры», то есть, как пишет Вячеслав Курицын, герои, потерявшие истинное лицо1. Особо ярко они представлены в пьесе «Русская народная почта», здесь целый ряд таких героев – это и Ленин, и Елизавета II, и даже сама Смерть.
Для текстов Богаева характерно обращение к таким философским категориям, как смерть и вечная жизнь:
«Ваш сын не умер. Его душа, после смерти вселилась в другое тело. Великое переселение душ. Сансара…Сансара…- А что это значит?..- ..А значит это то, что ваш сын стал живым котиком. Юра продолжает жить.»2; «Трудно вам на том свете… Слышите Вы меня? Возвращайтесь обратно…»3; «Жизнь есть постоянное движение от рождения к смерти»4; «Здравствуй Ваня! Пишет тебе твоя смерть»5; «Ваня, живи вечно. Прощай, твоя смерть»6.
Эти особенности вызывают определенную трудность при постановке произведений Богаева на театральной сцене.
К тому же на 15 – 20 страницах его небольших по объему пьес содержатся развернутые ремарки, которые позволяют этим текстам существовать не только как материалам для театральных постановок, но и как прозаическим прозведениям.
Тематика творчества Богаева, его философичность в сочетании с фантасмагоричностью не могли не привлечь один из наиболее интересных театров Перми – театр «У Моста».
«Пермский Театр “У Моста” – авторский театр, сохраняющий и продолжающий лучшие традиции русского психологического театра, а также совмещающий в себе идею репертуарного театра и театра-лаборатории»7. Немаловажным критерием при выборе пьес для театра становится наличие мистической тематики, как говорит художественный руководитель театра Сергей Федотов: «Мистика, с одной стороны, становится выразителем особого мировоззрения Театра “У Моста”, культурно-философского осознания роли человеческого “я” в миропорядке, осмысления категорий судьбы, предопределенности, власти над человеком неких сверхсил. С другой стороны, мистика – это метафора художественного метода, авторского преломления системы психологического театра. Это развитие умений актеров языком театра воплощать на сцене глубинное, относящееся к сфере человеческого подсознания»8.
Именно поэтому творчество Олега Богаева, направленное на решение проблем человеческой самоидентификации, и театр «У Моста» тяготеют друг к другу. Итогом этого взаимодействия стал спектакль «Сансара», поставленный по одноименной пьесе Богаева. Особенностью именно этой пьесы является то, что здесь героями становятся не только и даже не столько люди, сколько предметы быта, окружающие главных героев: женщину и старуху.
В этой пьесе всё и все переживают настоящую сансару, то есть перерождение, а за этим перерождением открываются философские проблемы: смерть, одиночество, страх.
Третий звонок, в зале медленно гаснет свет, а на сцене зажигается другой свет – тусклый, то и дело гаснущий, от небольшой «лампочки Ильича», которая проявляет, кажется, свой характер, – вообще с первых секунд спектакля мы замечаем, что в квартире чудаковатой старушки, где происходит действие, электричество является отдельным героем со своим характером, со своей сверхзадачей. Оно капризничает, то и дело замыкая единственную лампочку в разбитой люстре, и вселяется в старенький телевизор только по удару деревянной клюки, и едва не убивает на пороге странной квартиры молодую женщину, которая ищет своего сына, который переродился в котенка.
Так, подобно сыну женщины, предметы быта здесь тоже переживают свою «сансару». Утюг перевоплотился в телефон, самовар – в светильник, а чайник вообще поднимается до уровня радиоприемника и начинает «чревовещать»9.
Как уже сказано ранее, в основе пьесы «Сансара» лежит философский конфликт, связанный с проблемой самоидентификации человека. Автору удается показать это во многом через обширные ремарки, режиссер лишен этой возможности, и поэтому Сергей Федотов прибегает к усложнению хронотопа пьесы, который и без того является непростым.
В итоге, с одной стороны, из старенького телевизора слышится песня «До свиданья, наш ласковый Миша» и мы вспоминаем Олимпиаду 1980 года, а с другой – старушка учиняет незнакомке допрос в духе НКВД, а в конце мы слышим песню конца 1980-х в исполнении «Пугачихи».
Поэтому, кажется, что не только герои не определились, кем им быть («А что, я могу стать хоть гастрономом, хоть колбасой? Или богатой страной, или столом?»10), но и время еще не определилось.
Подобными контрастами пронизан весь спектакль. По-детски наивное поведение старушки вызывает заразительный смех в зале, но звучит проникновенный монолог незнакомки, и зритель проникается сочувствием к ее горю.
Оказалось, что високосный год унес у нее сначала отца, потом мать, мужа и сына Юру. Поверив в сансару, несчастная мать вновь обрела смысл жизни – найти новое земное воплощение души сына. И она нашла. В маленьком котенке, родившемся в этой странной квартире в тот же час, когда душа ее сына покинула тело.
Сцены из спектакля «Сансара» Пермского театра «У Моста»
Сансара – переселение душ, перерождение. Кажется, что после этого спектакля вся «пермская сцена» переживает некую сансару. Вслед за спектаклями Театра «У Моста» в Перми появилось множество других спектаклей поставленных по пьесам «уральского драматургического клана» во главе с Николем Колядой.
Так, например, 16 марта афиша Пермского театра юного зрителя пополнилась еще одним спектаклем – «Большая советская энциклопедия».
Спектакль поставил худрук ТЮЗа Михаил Скоморохов по одноименной пьесе Николая Коляды.
В центре пьесы обычная житейская история, которая будет понятна если не всем, то многим. После смерти пожилой женщины в ее квартире собираются трое: Вика – внучатая племянница покойной, Вера – работница фирмы по уходу за пожилыми людьми, которая наводит порядок в квартире после смерти, готовит квартиру к продаже, и Артем, который решил снять в этой квартире комнату… Все они до этого дня не были знакомы, но вот волей случая оказались в одной квартире.
После смерти хозяйки осталось много вещей: здесь и елка со старинными масками и игрушками начала прошлого, двадцатого, века, и свадебное послевоенное платье, и большая, как циклоп, по словам Веры, советская энциклопедия, которая служит нашим героем и столом, за которым покойную по традиции нужно помянуть, и стульями, и прочей мебелью.
Каждый герой ищет в этой квартире свое: Вика пытается отыскать наследство: бриллианты, золото; Вера – спичечные коробки, которых у старух всегда много и наклейки с которых она собирает с детства; а у Артема должна была здесь случиться любовная интрижка, которая, к его сожалению, не состоялась, но все они в итоге ищут одно – смысл жизни, который так сложно найти.
За весь спектакль на сцене не произойдет ничего, герои просто будут разговаривать, вести те беседы, которые можно услышать каждый день – о любви, о сексе, о Боге, который выглядит как тот, кого ты любил всегда в душе, о деньгах, о помидорах и еще много о чем… о том, что важно, о том, что нельзя забыть, как все советское, которое было таким красивым, о том, что должно быть в душе всегда… о жизни, о вере…
Среди множества спектаклей Пермского ТЮЗа – это не первый опыт взаимодействия с уральской драматургией. На сцене театра с большим успехом идут спектакль поставленные по пьесам учеников Николая Коляды – «Золоченые лбы» и «Отрочество». Однако этот спектакль, как мне кажется, займет особое место в репертуаре ТЮЗа. Это очень камерный и очень искренний спектакль про жизнь, переливающуюся всеми красками: от комедии до трагедии. Это спектакль – напоминание о том, что в жизни важно. Это спектакль-энциклопедия не советской, а общечеловеческой жизни…
Фотографии
из архива театра «У Моста» и Пермского ТЮЗа
_______
1. Курицын В. Русский литературный посмодернизм / Глава седьмая Литература о литераторах [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.guelman.ru/slava/postmod/7.html
2.Богаев О. Сансара [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://bogaev.narod.ru/
3.Там же.
4.Богаев О. Русская народная почта [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://bogaev.narod.ru/
5.Там же.
6.Там же.
7.Миссия пермского театра «У Моста»/ Официальный сайт пермского театра «У Моста» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.teatr-umosta.ru/theatre/
8.Там же.
9.Богаев О. Сансара [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://bogaev.narod.ru/
10.Там же.
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu |
К 200-летию
Выпуск № 27 (2014)И. С. Тургенева Архив «Филолога»: Выпуск № 26 (2014) Выпуск № 25 (2013) Выпуск № 24 (2013) Выпуск № 23 (2013) Выпуск № 22 (2013) Выпуск № 21 (2012) Выпуск № 20 (2012) Выпуск № 19 (2012) Выпуск № 18 (2012) Выпуск № 17 (2011) Выпуск № 16 (2011) Выпуск № 15 (2011) Выпуск № 14 (2011) Выпуск № 13 (2010) Выпуск № 12 (2010) Выпуск № 11 (2010) Выпуск № 10 (2010) Выпуск № 9 (2009) Выпуск № 8 (2009) Выпуск № 7 (2005) Выпуск № 6 (2005) Выпуск № 5 (2004) Выпуск № 4 (2004) Выпуск № 3 (2003) Выпуск № 2 (2003) Выпуск № 1 (2002) |