Главная > Выпуск № 22 > Азбука пермских улиц. Часть третья

 Светлана Шляхова
 
Азбука пермских улиц*
Часть III
 
Советская азбука улиц: партийная магия
 
Советский город был помечен коммунистическими знаками, подобно тому, как древние народы Прикамья отмечали пасами все, что принадлежало владельцу паса и членам его семьи: земельные угодья, деревья, охотничьи тропы, постройки, домашнюю утварь и пр. «Везде было государство, везде были барьеры, объявления, посылающие подальше, хамские окрики с крашеных стен: “НЕ курить! НЕ сорить! НЕ подходить!”» (В.Киршин. Частная жизнь1).
 
Улицы советского времени – дурная бесконечность водоворота политических лозунгов… Власти ставили свое тавро на все здания города, территорию, даже человека, помечая его идеологическими знаками: октябрятский и комсомольский значки, пионерский галстук, белый верх – черный низ... Как оруэлловская Джулия, талия которой опоясана красным кушаком Молодёжного Антиполового Союза (Дж. Оруэлл. 1984). Все, кто пытался думать и выглядеть по-другому, подвергались не просто остракизму, но и преследованиям. Вспомните фильм «Стиляги»… Как страшно жить…
 
Но «страшно жить» было в метаниях диссидентов, а в Перми все было по-другому. Владимир Киршин вспоминает: «У нас в Перми стиляг, слава КПСС, не было. Были подражатели, нарушители норм костюма и прически – все наши, хорошие ребята и девчата, но вот бес их попутал – собезьянничали. С ними достаточно было комсомольцам побеседовать как следует, в присутствии инструктора райкома, – и все вражеское оперение с нарушителей слетало, они слезно раскаивались, вливались обратно в коллектив, и опять наши массы единым строем шли к новым свершениям.
 
Позже, году в 60-ом, я увидел настоящего стилягу. Здесь, в Перми, – я чуть с велика не упал. Около Дома офицеров стоял старикан лет 30-ти, одет как на картинке: брюки дудочкой, ботинки "на манной каше", пиджак с плечами, галстук с обезьяной, кок на темени – ну всё. Я в восторге кинулся к приятелям – поделиться. А они моего восторга не поняли, идти смотреть на живого стилягу не захотели. Мало того, оказалось, они не знали, что такое “стиляга” – хотя сами этим словом дразнились! И из-за этого стиляга в моих глазах вырос, а мои приятели как будто уменьшились. И лицо-то у него на самом деле было человечье, и вел себя он разумно, не дергался, и в одежде его угадывалось некое правило (как позже выяснилось – стиль)...» (В.Киршин. Частная жизнь).
 
Однако «операция по удалению из мозга центра фантазии» (Е. Замятин. Мы) идет полным ходом… Куда бы ни шел пермяк советского времени, буквы на улице буквально скручивали в петлю любую живую мысль, которая случайно возникала в его голове и тут же засыпала под ритмичностью зомбирующих формул.
 
«Никто не хотел свергать советскую власть, она сама приставала. Человек вне политики не имел права быть. Или ты будешь общественник – или тебя не будет вообще. Ты обязан ходить на службу, платить разные взносы, посещать промывания мозгов, выписывать себе промыватели (газеты), обязан одобрять, обязан любить до гроба. Иначе задолбают, отовсюду выгонят, а потом посадят за тунеядство. И не выпустят, пока не перекуют. Понятие “частная жизнь” было вражеским. Личная жизнь подлежала контролю» (В. Киршин. Частная жизнь).
 
Вот решил, например, человек после работы пойти в кинотеатр «Художественный» (до 1917 г. и после 1990 г. – кинотеатр «Триумф»). Там в 1932 г. впервые показывали фильм «Минин и Пожарский», между прочим, со звуком, а до этого только немые «кИна казАли». А с фасада здания на зрителя с любовью взирают Ленин и Сталин, а рядом – их изречения. Хочешь не хочешь – прочитаешь и проникнешься… 2
 
 
 
В древности создатель букв (алфавита) нередко представал как всемогущий бог, властелин тьмы, хранитель вселенских тайн и повелитель судеб. Ленин и Сталин – создатели священных коммунистических букв, повелители судеб людей и целых стран. Они, как Благодетель Замятина или Старший Брат Оруэлла, всегда внимательно следят за пермяками. Как говаривал некий суровый гражданин из «Золотого теленка»: «Когда я вижу эту новую жизнь, эти сдвиги, мне не хочется улыбаться, мне хочется молиться!».
 
В поздней античности звуки, буквы и слова образуют элементы мироздания, причем буквы перешли в числовые величины. Согласно иудейскому мистическому трактату «Книга творения», мир состоит из чисел и букв.
 
Мир 50-летия революции… Политех (ныне ПНИПУ)3. Только цифры «1917 – 1967», за которыми программный лозунг («К 1980 году советский народ будет жить при коммунизме»), отмена всех налогов с населения, вынос тела Сталина из мавзолея, смещение Хрущева, начало брежневского «застоя»…
 
 
 
В древности вера в сакральную силу букв вызывала разнообразные виды магии – над буквами или с помощью букв. В 70-80-е магия была основательной. На века. Это вам не революционные полотнища-«тряпочки»…
 
Ул. Карла Маркса. Обком ВЛКСМ: Слава ленинскому комсомолу!4
 
 
 
Ул. Ленина. НИИУМС: Слава советскому народу5.
 
 
 
Шоссе Космонавтов. Гознак: Народ и партия – едины!6
 
 
 
«Тихий» Компрос. ДК им. Свердлова (Солдатова): Выполним решения XXV съезда КПСС!7
 
 
 
Закамск. Кинотеатр «Рубин»: Претворим в жизнь решения XXV съезда КПСС!8
 
 
 
Но самая сногсшибательная панорамная надпись была на набережной: Да здравствует ленинизм!
Этакие гаргантюа-буквы…9
 
 
 
«Полиция мозгов» вела свою работу, клонируя партийные мантры на улицах советских городов. Политическая магия призывов на одном и том же здании могла меняться: ЦУМ. 60-е годы: Слава Ленинскому комсомолу!10
 
 
 
1973 г.: Решения XXIV съезда КПСС – в жизнь!11
 
 
 
После 1976 г.: Решения XXV съезда КПСС выполним!12
 
 
 
Компрос. Кинотеатр «Кристалл». Конец 50-х: Встретим XXII съезд КПСС новыми трудовыми победами!13
 
 
 
70-е: Идеи Ленина озаряют наш путь14.
 
 
 
Но были и вечные формулы: Вперед к победе коммунизма! 50-е, 60-е, 70-е и далее…15
 
 
 
 
Советские буквы жили не только на крышах… Буквы ходили… (Праздничная демонстрация. 7 ноября 1984 г.)16
 
 
 
Буквы ездили… (12 октября 1987 г. Ул. Ленина. «Предоктябрьский» митинг)17
 
 
 
И даже оживали в едином порыве пермяков…18
 
 
 
Шевелящиеся многоногие буквы обладали особой магической силой. КПСС становилась живым существом, и весьма опасным.
– Мальчик, ты чего плачешь?
– Я КПСС боюсь…
– А почему же ты ее боишься?
– А чего по телевизору все время говорят «съест КПСС, съест КПСС».
 
И, как лебединая песнь, как последний вздох «развитого социализма», праздничная демонстрация (7 ноября 1983 г.), посвященная 56-й годовщине Октябрьской революции, перед новым витком спирали – Перестройки19. Обилие лозунгов – устрашающе, но… нас пугают, а нам уже не страшно.
 
 
 
Официальную жизнь Перми в 70-х, где в каждом кадре мелькают лозунги, смотрите здесь:
 
Но горожане жили параллельной жизнью, слабо реагируя на партийную магию лозунгов, о чем в следующий раз.
_______
* Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта «Региональная идентичность Пермского края в языках, текстах, образовательных практиках: исследование традиций и динамики (1990-е – 2000-е годы)» (проект № 005-П) в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет».
1. Киршин В. Частная жизнь. Очерки частной жизни пермяков 1955 - 2001 г.г. Пермь: Издатель Максарова, 2003. 135 с. URL: http://liter.perm.ru/pl.htm (21.10.2012)
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu

К 200-летию
И. С. Тургенева


Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014)
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2005)
Выпуск № 6 (2005)
Выпуск № 5 (2004)
Выпуск № 4 (2004)
Выпуск № 3 (2003)
Выпуск № 2 (2003)
Выпуск № 1 (2002)