Главная > Выпуск № 22 > Алексей Коровников: «Потребность в едином учебнике истории действительно назрела»

 Алексей Коровников:
 
«Потребность в едином учебнике действительно назрела»
 
 
Алексей Коровников –
студент V курса исторического факультета ПГГПУ.
 
Беседовала Надежда Нестюричёва.
 
— Сейчас в российской школе разнообразие программ и, соответственно, учебников по истории. Это правильно?
 
— Многообразие учебных программ, несомненно, может поставить учителя в тупик, ведь в каждом учебнике то или иное историческое событие излагается с точки зрения создателя учебника. Сколько авторов – столько и мнений. Вот и представьте: вся страна занимается по разным учебникам и, соответственно, все представляют себе историю по-своему.
 
— По каким критериям учитель-историк, на ваш взгляд, должен оценивать выбираемый учебник? Что в нем должно присутствовать обязательно, чего быть не должно?
 
— В учебнике должна сохраняться хронология событий. Изложение материала должно быть лаконично. Очень радует, когда в учебнике представлено несколько точек зрения на одни и те же события и хотя бы одна из них принадлежит очевидцу. Хороший учебник по истории – наглядный учебник, то есть, содержащий иллюстрации, карты и, конечно же, документы, источники. К сожалению, не все учебники могут похвастаться этим.
 
— Суть нашего сегодняшнего разговора – обсуждение предложения В.Путина, выдвинутого 19 февраля на заседании Президентского совета по межнациональным отношениям. Президент предложил «подумать о единых учебниках истории для средней школы, рассчитанных на разные возрасты, но построенных в рамках единой концепции, в рамках единой логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех ее этапов, уважении ко всем страницам нашего прошлого». Видите ли вы необходимость в создании такого учебника?
 
— Однозначно ответить «да» или «нет» не могу. Сейчас невозможно сказать, что именно имел в виду президент, как невозможно предугадать, каким образом его предложение воплотят в жизнь. Знаю, что противники, например, уже окрестили будущий учебник «Новой историей КПСС». Не соглашусь. Потребность в едином учебнике действительно назрела. Ведь учебник по истории в школе отражает, скажем так, официальную позицию, выстраивает определенную систему ценностных установок, оценок, способствующих формированию человека и гражданина своей страны. Учебник нужен еще и потому, что сегодня все кому не лень лезут поучать россиян их же истории, вульгаризируя и переиначивая ее, подчиняя известные факты спорным, а иногда и заведомо ложным концепциям. Один из последних таких «учителей» – сатирик Задорнов, наполовину в шутку, наполовину всерьез выдающий за истину собственные псевдонаучные изыскания (как и положено, с привлечением вырванных из контекста документальных свидетельств). Это крайность, которая, казалось бы, не имеет отношения к современной школе: программы по истории пишут не сатирики. На поверку же оказывается, что так называемая «альтернативная история» нет-нет, да и просочится в учебники. Так что же мы будем знать о своей стране, как мы сможем сохранить память о наших предках, если каждый сможет предложить свою альтернативу? Какая же каша в головах получится! Я, конечно, не хочу сказать, что есть «правильная» история и «неправильная» история…
 
— Мы должны надеяться на то, что новый учебник будет на порядок лучше всех предыдущих. Каким он должен быть?
 
— В моем представлении существует некий идеал учебника. В университете мы занимались по учебнику, написанному нашим преподавателем, в котором каждое событие излагается с нескольких точек зрений, каждому событию даются разные оценки. Учащиеся с помощью педагога, имея в виду предложенные комментарии, приходят к определенному мнению. Вот это должно, по моему мнению, быть в современном учебнике по истории. Кроме того, учебник обязательно должен содержать доказательства – источники и документы или их фрагменты.
 
— Беспокоит ли вас направление идеологических трактовок нового учебника?
 
— Безусловно. Во все времена государство всех стран стремилось призвать историю себе на службу. Я могу только надеяться, что новый учебник по истории останется вне современной политики и не будет отражать позицию современного руководства на историю России.
 
— Что такое – честная история? Возможно ли изложить всю непростую историю России, ответив однозначно на все возникающие у школьников вопросы?
 
— Честная история – это та, которая не дает ребенку события в одном свете. А честный учебник — это учебник, содержащий энциклопедические знания, который не заставляет ученика заучивать и принимать точку зрения учителя, а напротив, дает ему возможность высказаться по теме и послушать, что скажут другие. Нет истории «хорошей» и «плохой». Для нас есть история России, в которой были и положительные, и отрицательные явления, но они были и они подлежат изучению на уроках истории. Положительные – чтобы гордится историей своей страны, своего народа. Черные пятна русской истории — тоже события, и их изучение направлено на то, чтобы молодое поколение, сознавая ошибки прошлого всей страны и отдельных личностей в масштабах страны, не совершало их впредь. И что значит черное и белое? Разве «белый террор» был лучше «красного»? Нет! Была кровопролитная гражданская война, которая сама по себе – явление отрицательное, но она была! История учит, она передает опыт следующим поколениям, потому делить ее на плохую и хорошую нет смысла. Учебник должен отразить все важнейшие события такими, какими они были, а путеводителем для ученика будут служить документы и авторитетные мнения.
 
— Поможет ли учебник, построенный на единой концепции, вырастить толерантное поколение?
 
— Наша страна многонациональна и многоконфессиональна. История России – это история множества народов, исповедующих разные религиозные взгляды, которые должны уважаться другими. Я считаю, что учебник истории не должен учить толерантности, он лишь должен отражать события, приводить аргументы, знакомить ученика с положительным и отрицательным опытом истории России, наталкивая его на мысль, что жить в согласии с другими народами и уважать другие религиозные воззрения – одно из правил существования современного российского общества.
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu

К 200-летию
И. С. Тургенева


Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014)
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2004)
Выпуск № 6 (2004)
Выпуск № 5 (2003)
Выпуск № 4 (2003)
Выпуск № 3 (2002)
Выпуск № 2 (2002)
Выпуск № 1 (2001)