Главная > Выпуск № 23 > Живые-то мальчики хоть остались?

 Илья Губин
 
Живые-то мальчики хоть остались?
 
«Географ глобус пропил» в Театре-Театре
 
В Театре-Театре состоялась премьера одного из самых ожидаемых спектаклей – «Географ глобус пропил». Еще несколько лет назад руководство театра озвучило идею постановки спектакля по мотивам романа Алексея Иванова, но по различным причинам премьера спектакля случилась лишь сейчас.
 
Над созданием инсценировки романа Алексея Иванова работала пермский драматург Ксения Гашева, режиссурой спектакля занималась московский режиссер Елена Невежина.
 
Действие спектакля, как и романа Алексея Иванова, разворачивается в 1994 году. Главный герой истории – Виктор Служкин – волей сложившихся обстоятельств вынужден работать учителем географии в школе, которая расположена в районе Речники (Пермские Водники).
 
Роль Служкина в спектакле блистательно проживает Сергей Детков, хорошо знакомый нам по роли Чацкого в «Горе от ума».
 
 
 
В первом действии спектакля Служкин произносит главную фразу всей истории – «Я человека ищу, всю жизнь ищу – человека в другом человеке, в себе, в человечестве, вообще человека!..». Поиск живого, настоящего человека становится главной темой постановки.
 
С первых минут действия возникает тема мертвенности социума. В декорациях, которые воссоздают вполне узнаваемую картинку: ржавеющие трибуны, детские качели, вкопанные в землю разноцветные шины от колес, труба парового отопления, пожарная лестница, тут и там рассажены манекены школьников, которые одеты в школьную форму умершего СССР.
 
 
 
Со смертью государства умерли и те константы, которые позволяли более или менее осмысленно жить человеку. Новое государство (Российская федерация) уже зародилось, а вот константы так и не появились (не появились они до сих пор), и для человека главным становится понятие не жизни, а выживания.
 
Вот в этих обстоятельствах, в которой находилась, а по большей части и находится страна, оказывается тот, кто обеспокоен поиском человека.
 
Служкин пытается искать человека везде: среди своего окружения, среди учеников 9 «в» класса.
 
Драматургия спектакля такова, что в первом действии мы чаще всего видим Служкина в окружении друзей, второе же действие посвящено теме взаимодействия Служкина и его учеников.
 
Одной из центральных сцен спектакля становится сцена дня рождения Служкина, на котором собираются его близкие и друзья: жена Надежда (Гульнара Захарова), друг детства Будкин (Артем Орлов), подруга Рунева (Ксения Данилова), одноклассница и первая любовь Ветка (Евгения Барашкова) и ее муж Колесников (Дмитрий Захаров).
 
 
 
За праздничным столом гости ведут беседу, главной темой которой становится прошлое, детство. И это очень важно, так как это светлые воспоминания о времени, когда все хорошо и небо всегда голубое, и солнце всегда ярко светит…
 
Служкин – настоящий романтик. «Ты, Витя, всегда был романтиком…» – говорит Саша Рунева.
И в этом плане он отличается даже от своих друзей. Так, вспоминая прошлое, Служкин предлагает Ветке: «Давай как-нибудь съездим снова на ту пристань?» – «Зачем в такую даль ехать, когда и дома можно?» – не понимает его Ветка.
 
Непониманием и заканчивается поиск человека среди друзей. Служкина волнует человек, а их – сиюминутные потребности: «Мне крутой порнухи хочется, - говорит Ветка.
 
Еще одним этапом поисков становится поиск «человеков» в учениках 9 «в» класса, вместе с которыми Служкин отправляется в поход по реке Ледяной.
 
 
  
Поход, казавшийся опасным и даже бесчеловечным, превращается в источник положительных эмоций, помогает в сплочении школьников, в обретении каждым из них самого себя.
 
 
 
Забавным рефреном кажутся истории Жертвы-Тютина про несчастные случаи с мальчиками из его деревни.
 
Глубинный смысл этих анекдотов обнажает Маша встречной репликой: «У вас в деревне живые-то мальчики хоть остались?». Именно этот вопрос волнует Служкина, именно в поисках живого человека в мертвенном государстве, в стране выживания, а не жизни он и затеял свой поход.
 
Еще одним способом обретения человека становится любовь Служкина к ученице Маше. Однако эта любовь изначально была обречена на разлуку и печаль.
 
В конце спектакля, после увольнения Служкина из школы, мы видим его с женой Надеждой, которая говорит: «Я тебя кормить не намерена, учти».
 
Получается, что даже надежда отворачивается от нашего героя, а без надежды любые поиски бессмысленны…
 
 
 
Финальная сцена спектакля – это сцена выпускного бала, которая кажется двусмысленной. На выпускном балу ученики буквально превращаются в те манекены, которые весь спектакль находились на сцене. Их движения замедляются и становятся угловатыми, сцена окрашивается в красные тона, на первый план вновь выносятся манекены пионеров, и только Служкин стоит на балконе и курит, многозначительно глядя вдаль.
 
В этот момент мы переносимся из 1994 года в год 2013, когда Россия вновь стала похожа на страну манекенов
 
 
 
Если бы Маша обратила свой вопрос - «У вас в деревне живые-то мальчики хоть остались?» - к нам, мы могли бы ответить ей, что «у нас в деревне» несомненно есть живой мальчик Служкин, который оправдывает свою фамилию и служит истине, которую и пытается найти.
 
Виктор Служкин – настоящий живой человек и как бы его ни называли (пьяница, разгильдяй, современный святой) он не похож на людей «с видом человека», он и есть человек, ищущий и совершающий ошибки. Он человек еще и потому, что играет на баяне и чувствует музыку, а согласитесь, что только человек может любить музыку.
 
 
  
Фото: Алексей Гущин
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu

К 200-летию
И. С. Тургенева


Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014)
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2004)
Выпуск № 6 (2004)
Выпуск № 5 (2003)
Выпуск № 4 (2003)
Выпуск № 3 (2002)
Выпуск № 2 (2002)
Выпуск № 1 (2001)