Главная > Выпуск № 24 > Проверочное слово: "Галерея". Опыт самоидентификации.

Владимир Киршин
 
Проверочное слово: «Галерея» 
Опыт самоидентификации
 
В массовом сознании гуманитариев утвердилась пара вопросов, объявленных «вечными», «извечными», «проклятыми», «типичными для русского менталитета», чуть ли не «нациеобразующими», – «Кто виноват?» и «Что делать?» – в нынешнем столетии их модно произносить в одно слово и с ухмылочкой: «КтовиноватыЧтоделать» – уже без вопросительной интонации: а зачем? Всем же известно, что они нерешаемые. Гуманитарная теорема Ферма.

 Рискну предложить интересующимся новую пару вопросов, свежих и даже горячих: «Кто я?» и «Зачем я здесь?».

 Чем они хороши? Добыв на них ответ, определив себя по этим двум позициям, человек тотчас, немедленно, буквально в следующее мгновение, получает ответы на ВСЕ нерешаемые вопросы.

Желательно процедуру самоидентификации проводить регулярно и на свежем воздухе.

 Вот один из эпизодов.

Живу себе за городом, в тиши, в уединенье, розы нюхаю. В город возвращаться не хочу. Пока морозы не прищемят, не поеду. Что мне в том городе? Что я там не видел?

 И тут он приходит ко мне сам, город, как гора к Магомету. Как горка к Магометику: письмо губернатору люди подписывают – челом бьют, просят решить вопрос с Пермской художественной галереей.

Вопрос этот висит уже лет десять, если не больше. Построить новое здание – нет денег, освободить старое – нет воли. Выкинуть картины на улицу – кишка тонка. Что за власть? За что эти слабаки свои зарплаты получают?

Вот и письмо примерно о том же, только в вежливой форме, по-деловому. Я подписал петицию, как просили, и разослал друзьям на подпись. И забыл о том.

 А мне стали приходить ответы от друзей. Интересные ответы.

 Один написал: «Володя, ты слишком трезвый…». Опаньки. Он там пирует, милый, ему все галереи до лампочки. А ведь он сам художник, известный, талантливый, тонкий человек!

 Ладно, читаю следующее письмо: «Я нахожу возмутительным не только эту ситуацию, но и размеры зарплат чиновников, которые не справляются со своими задачами по службе, со своей, по сути, работой. Всевозможные “откаты” и распределение средств гос.казны на “суету и томление духа” – если бы эти средства да в дело!». И следом за этим письмом второй крик души того же автора: «А так как сейчас рекорд по миллиардерам у Перми, да в целом Россия лидирует в мире по темпам обогащения отдельных граждан (и мы знаем большинство фамилий и даже лица...)) и что ? )».

 Вот задело человека. А автор этих двух воплей, на минуточку, тоже художник, только живет он уже лет двадцать за границей. Ему-то что, казалось бы?

 

Имен не называю, скажу только, что это мои близкие люди. Годами не видимся, такие близкие. Уважаемый читатель! Я сам релятивист, но как такое может быть – который ближе, тот дальше, а который дальше, тот зорче, чутче, и вообще, он мое второе я?!

Вот написал и сам изумился: одно мое я тут, другое там – что за клиника?

 Что за бестолочь: меня тревожит город, в котором я не хочу жить?

Как все сложно. Тронули городской Шпиль, и все (кто не под кайфом) задергались. Вот и третий пишет мне в ответ: «Подписал петицию. Правда, так и не сформулировал – почему это мне важно». И пятый, и десятый – в том же замешательстве. Трудно сформулировать, согласен. Не хочется применять штампы – «символ города», «наш бренд», и именно поэтому следует поскорее разобраться, что же надо лично МНЕ. Назрела эта самая… самоидентификация.

 Я в Пермской художественной галерее сто лет уже не был. Любимых картин там не имею. Мои любимые картины живут в других галереях, и меня это устраивает: им там хорошо. Меня волнует Шпиль. Он высокий. И высота его исчисляется не в метрах. Там обитает все лучшее, что осталось от ушедших художников, – оно высоко. Сколько тут живу, в Перми, этот Шпиль для меня всегда был ориентиром вечности, надежности, надежды, противовесом Башне Смерти. Я не понимаю многих картин, которые там, – так даже лучше. Я в них верю.

 Но не только в них верю, вот в чем штука. С годами выяснилось, что есть еще более вечные, с позволения сказать, ориентиры. Они по определению неистребимы, поэтому для меня лично не важно, сумеет ли новый владелец недвижимости правильно распорядиться уникальным объектом (скорее всего там заколосится чиновно-клерикальная тусовка). Это важно для города.

 Я плохой горожанин, рубиться за город не буду. Но мне дико интересно, какие люди вокруг меня: ВО ЧТО ОНИ ВЕРЯТ? Вот кто-то пишет слово «галерея» с маленькой буквы: это грамотно. Вот кто-то пишет «Галерея» с большой: это от души. Кто-то не мыслит иного назначения для этого здания, а кто-то провидит в нем будущий Собор… Но, судя по воплощениям наших грез, большинство из нас верит в Торгово-Развлекательный Центр как идею мироздания. Что бы мы ни говорили и не писали, а получается у нас чаще всего – «Мир штор», «Мир смесителей», «Мир мяса»… Потаенные мысли сильнее?

 Это я и о себе тоже. Кто я и зачем я здесь, мне уже стало понятнее, курс уточнен. Что МНЕ делать – знаю. Говорить об этом вслух незачем, результаты опыта – личное дело каждого.

 «А можно ли без этого вот всего? – спросит меня уважаемый читатель. – Без самокопаний? Просто жить?».

 Отвечу: конечно! Но тогда еще сто лет будут висеть вопросы, постепенно становясь бессмысленными:

 – Есть ли в нашем «мировом» городе новое место для старой Галереи?

Или – еще смешнее:

– Когда всех воров пересажают?

 Не видите ничего смешного? А вы попробуйте подумать по предложенному методу – все несуразности станут видны, и что с ними делать, станет ясно.

 
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu

К 200-летию
И. С. Тургенева


Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014)
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2004)
Выпуск № 6 (2004)
Выпуск № 5 (2003)
Выпуск № 4 (2003)
Выпуск № 3 (2002)
Выпуск № 2 (2002)
Выпуск № 1 (2001)