Главная > Выпуск № 24 > Пишем сочинение по картине. Общие рекомендации.

Лариса Фоминых
 
Пишем сочинение по картине
Общие рекомендации
 
Цель предлагаемой заметки – помочь начинающему учителю в проведении сочинений по картине. Среди творческих работ на уроках русского языка они занимают особое место. С их помощью учитель формирует у детей умение собирать материал. По сравнению с такими источниками, как личные наблюдения или книга, картина имеет определенные преимущества: там уже представлен объект, который следует наблюдать, не отвлекаясь на массу других деталей и событий; художник с помощью композиции и цветового решения старается донести до зрителя определенную мысль, идею, свое отношение к изображаемому; учитель же имеет возможность развивать наблюдательность детей с помощью выбранного объекта, одинакового для всех, а также обогащать словарь учащихся необходимыми языковыми средствами для выражения собственных мыслей.
 
Но если художник имеет в своем распоряжении краски, то пишущему предстоит выразить свои мысли с помощью слов, а они не всегда есть в арсенале ученика.
 
Нельзя не отметить также, что работа с произведениями искусства (в данном случае с картиной) способствует формированию культурологической компетенции учащихся. На таких уроках совершенно иной эмоциональный настрой детей. Здесь возможно обращение к личностному опыту ребенка, что повышает интерес к работе на уроке. Имеются также богатые возможности для установления межпредметных связей, так как вполне естественным будет обращение к музыке, живописи, художественному слову. Чтение детьми заранее выбранных и подготовленных стихотворений на тему, созвучную тематике картины, повысит интерес к уроку, так как сделает учеников активными участниками учебного процесса.
 
Какую картину выбрать для написания сочинения?
Какой тип речи уместнее использовать?
Наконец, как сделать этот вид работы привлекательным для школьников?
Не секрет, что дети нередко отрицательно относятся к такому заданию, выполняют его формально, не видя в нем необходимости. Следовательно, нужна мотивация: для чего мы пишем этот текст, кому его адресуем, кому он может быть интересен.
 
Современные учебники русского языка включают репродукции картин разных художников, а также некоторые подготовительные упражнения, с помощью которых учитель затем организует работу с картиной. Программа по развитию связной речи определяет последовательную систему работы с типами высказываний.
 
Зададимся вопросом: какой тип речи (описание, повествование или рассуждение) наиболее значим для будущего школьников? Что дает работа над разными типами речи ученику? Понятно, что мы не ставим цель вырастить из каждого ученика писателя. Тогда зачем знакомим его с повествованием как типом речи? Эта работа полезна тем, что позволяет ввести ребенка в лабораторию писателя, учит оценивать мастерство автора, а школьника приобщает к творчеству, развивает воображение. Что касается описания, то обращение к этому типу речи развивает у детей наблюдательность, обогащает их словарный запас, учит замечать описание в художественном тексте, а в результате формирует умение лаконично и выразительно описывать разные объекты. Рассуждение – это наиболее значимый тип речи, так как в учебной и разного рода профессиональной деятельности именно он наиболее востребован.
 
 
Рассмотрим систему работы с разными типами речи согласно программе.
Описание предполагает выбор определенных объектов для каждого класса. Так, в 5 классе это отдельные предметы или животные; в 6 классе – помещение или пейзаж; в 7 классе – процессы труда, действия: внешность человека; в 8 классе – памятники истории, культуры, описание местности (улицы, города, поселка) – обычно, как часть сочинения публицистического характера; в 9 классе новых объектов для описания не предлагается.
 
Повествование (или рассказ) в 5 классе предлагается создавать на основе случая из жизни, по жанровой картине, иллюстрациям; в 6 классе на основе услышанного и по воображению; в 7 классе – на основе данного сюжета; в 8 классе – с элементами описания, рассуждения.
 
Рассуждение постепенно занимает все большее место среди типов речи. Так, в 5 классе это ответы-рассуждения на вопросы по прочитанному произведению, а также связанные с жизненным опытом учащихся; в 6 классе – рассуждения на нравственные и общественные темы; в 7 классе – на темы дискуссионного характера на материале жизненного опыта учащихся и по прочитанному произведению; в 8 классе – на морально-этические темы и на темы, связанные с анализом изучаемых литературных произведений; в 9 классе – сочинения публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.
 
С учетом этой системы работы по развитию речи учитель и выбирает картину.
 
Какой же тип речи предпочтительнее при этом? Для сочинения-описания можно использовать любую картину, доступную детям по содержанию. Повествование уместно предлагать по картине сюжетного характера (естественно, она должна быть также понятна). Возможно ли создание рассуждения по картине? Да, если требуется, например, сравнить две или несколько картин на одну тему и обосновать, какая нравится больше, возможно также рассуждение на тему «Чем понравилась (или не понравилась) картина» и т.д. Если учитель выбрал иллюстрацию к изучаемому литературному произведению, то ученики могут построить рассуждение о том, удалось ли художнику отразить смысл произведения или же он внес что-то свое, чего не было в тексте.
 
Рассмотрим возможную структуру сочинений по картине, построенных в разных типах речи.
 
Как правило, урок с использованием картины учитель начинает с рассказа о художнике – ее авторе. Желательно принести его портрет, на доске написать полностью имя, отчество, фамилию художника и годы его жизни. Эти сведения могут быть предъявлены классу также с помощью презентации. Полезно показать и другие картины этого автора, чтобы дети получили представление о том, какие темы волновали художника. Рассказ о нем не должен быть пространным, задача учителя – лаконично, но с яркими деталями рассказать о личности автора, ни в коем случае не перегружая сообщение лишними событиями и датами. Иногда полезно рассказать об истории создания картины; можно привести отрывки из воспоминаний самого художника, если они касаются данной картины. Такой рассказ можно доверить ученику, но перед уроком следует проверить подготовленный им материал, а можно пригласить преподавателя МХК для участия в уроке или попросить его о консультации. Предварить такой урок может посещение выставки, галереи. В некоторых школах существуют школьные галереи, где собраны репродукции картин разных художников, а подготовленные «экскурсоводы»-ученики проводят там лекции для учащихся разных классов. Такая внеклассная подготовка расширит представление детей о художнике и настроит на плодотворную работу на уроке.
 
Второй этап урока – восприятие картины и беседа по ее содержанию. Сначала дети рассматривают произведение художника и определяют свое отношение к изображенному.
 
Например, так, как описывает это Гертруд фон Лефорт, автор книги «Плат святой Вероники»: «Бабушка никогда не позволяла мне сразу же вопрошать: “Нравишься ли ты мне, прекрасная картина, прекрасная статуя?” Первый вопрос всегда был: “Кто ты и что хочешь сказать?” Лишь потом можно было скромно прибавить: “Нравишься ли ты мне?” Потому что бабушка обладала высокой и редкостной культурой истинных любителей прекрасного, тех, кто любит искусство, а не себя в нем... Чтобы понять их (картин, статуй) речи, нужно было, чтобы в душе стало совсем тихо-тихо, словно ты позабыл про себя самого»1.
 
Вот и надо дать детям возможность тихо всмотреться в картину, прочувствовать ее, а затем, в ходе беседы, помочь им понять образный язык произведения.
 
Начать беседу рекомендуется с выявления эмоционального отношения учащихся к картине и общего содержательного впечатления от нее:
нравится ли то, что они видят? какое впечатление производит картина? какова ее тема? что хотел сказать нам художник своим произведением (т.е. какова основная мысль)?
 
Далее учитель выстраивает систему вопросов, которые акцентируют внимание сначала на главном, а затем на деталях. Как правило, у картины есть передний план (то, что мы замечаем в первую очередь) и фон, или задний план. Этим и определяется последовательность вопросов при анализе картины. Обращается внимание на цветовую гамму картины, свет, детали. При этом привлекаются те сведения, которые дети получили на уроках изобразительного искусства или МХК.
 
После беседы проводится словарная работа, коллективно подбираются и записываются слова, выразительные средства, которые затем можно будет использовать в сочинении. Иногда привлекается отрывок из художественного текста или стихотворение, связанное с темой картины.
 
Следующий этап – составление плана или композиционной схемы сочинения. Это позволит создать логичный текст, последовательно описать намеченные объекты.
Кроме того, важно определиться с выбором стиля и типа речи.
 
Если нам предстоит создать описание картины, мы вспоминаем композицию описания. Поскольку описание по картине предполагается строить в художественном стиле, сочинение будет иметь следующую структуру: 1) общее (личное) впечатление от картины; 2) признаки, которые его подтверждают.
Отбор их и формулировки пунктов плана диктуются основной мыслью пишущего. При этом важна мотивация: для чего мы будем создавать текст? кому и зачем он будет адресован?
Например, вы были на выставке и увидели картину, которая вам понравилась. Дома (или в школе товарищам) вы рассказываете о том, что на ней изображено. Важно представлять будущего читателя (слушателя).
 
Если картина сюжетного характера и предполагается создание текста-повествования, план будет отражать другую композицию: 1) завязка; 2) развитие действия и его кульминация, т.е. самая напряженная точка; 3) развязка.
 
Если же пишем сочинение-рассуждение, композиция иная: 1) тезис (положение, которое будем доказывать); 2) аргументы (доказательства из жизненного опыта или прочитанных книг); 3) вывод (он обычно повторяет тезис).
 
Чаще всего картина используется при обучении художественному сочинению-описанию. Учитель имеет возможность обратиться к самым разным полотнам, но с учетом программных требований. Следует помнить о том, что для описания разных объектов потребуются разные ресурсы языка. Так, описать конкретный предмет или животное школьнику легче, чем, например, внешность человека. Поэтому на подготовительном этапе необходима соответствующая словарная работа. Тип речи отражается в оформлении заголовка. Он будет прямо указывать, по какой картине какого художника пишется сочинение.
 
Начало сочинения обычно больше всего затрудняет детей, поэтому полезно показать разные его варианты. Это может быть вступительное предложение о том, что данная тема волновала художника («На полотнах И.И. Левитана мы видим картины русской природы, которую художник любил и постоянно изображал»); можно начать работу с выражения своего впечатления от картины: «Мне понравилась картина И. Машкова...» или «Мое внимание привлекла картина...»; возможно и такое начало, которое опирается на личностный опыт автора: «Когда я смотрю на картину..., мне вспоминается...». Обсуждая с классом возможные варианты, учитель не настаивает на каком-то определенном, а поощряет разные подходы к теме.
 
Для сочинения-повествования выбрать картину сложнее: она должна быть жанрового характера и при этом соответствовать возрастным особенностям детей. Поэтому так часто используются картины «Не взяли на рыбалку» К. Успенской-Кологривовой, «Опять двойка» Ф.П. Решетникова, «Вратарь» С. Григорьева, «Сенокос» А.А. Пластова. Возможно создание рассказов по другим репродукциям, например: В.М. Васнецов, «Иван-царевич на Сером Волке»; «Вот те и батькин обед»! А.Г. Венецианова и др. Можно использовать комиксы, где изображен последовательный ряд действий, что фактически составляет канву будущего текста. Поскольку повествование – это рассказ о каком-то событии, происходящем в течение некоторого времени, то картина не может передать эти действия, она изображает только один из эпизодов. Следовательно, все остальное должен домыслить пишущий.
Проанализировав содержание картины, класс коллективно придумывает, с чего могло начаться данное событие; как оно развивалось и достигло самой напряженной точки и чем могло закончиться; какие действующие лица в нем принимают участие; как их зовут; какие возможны диалоги между ними; нужно ли включить описание кого-то или чего-то. Заголовок к такому сочинению выглядит обычно так: «Опять двойка» (сочинение-повествование по картине Ф.П. Решетникова). Но возможен выбор и другого названия («Расплата за удовольствия»; «Что посеешь, то и пожнешь»).
Мотивацией такой работы может служить конкурс на лучший рассказ или создание альбома творческих работ класса.
 
Последний этап подготовки – это работа по предупреждению речевых и правописных недочетов в будущем сочинении. Так как при описании самым распространенным изъяном является неоправданное повторение одинаковых или однокоренных слов, то полезно предъявить детям отрывки из работ школьников и показать приемы исправления повторов. Если учитель сохранил такие отрывки из сочинений предыдущих лет, то их и разбирают или редактируют.
 
Проводится также подбор и запись синонимов (в том числе и контекстных) для обозначения либо действующего лица (П. Кончаловский, художник, он, ), либо описываемого предмета (....), либо действий (пошел, направился, бросился, помчался и т.д.), либо признаков действий (например, для передачи последовательности действий в повествовании предлагаются разные варианты наречий: однажды, как-то раз, сначала, позже, тут, тогда, затем, потом, позднее, наконец и др.) – это зависит от будущего содержания текста. Полезно обращение к словарям синонимов. Предупреждение возможных орфографических ошибок проводится на отобранных учителем словах. Их заранее надо выписать на доску или включить в презентацию. Труднее предусмотреть пунктуационные ошибки. Скорее всего это будут правила разделения однородных членов, частей сложного предложения, а в повествовании – диалог. Учитель может показать схемы таких конструкций и проиллюстрировать их примерами.
 
Завершается работа написанием черновика, его редактированием, а затем переписыванием набело. Если нет возможности использовать сдвоенный урок, то в классе проводится только подготовительная работа, а сочинение дети пишут дома.
 
 
 
__________
1.  Гертруд фон Лефорт. Плат Святой Вероники / http://lib.ru/INPROZ/LEFORT_G/PlatSvjatojVeroniki.txt
 
Литература
1. Воителева Т. М. Теория и методика обучения русскому языку : учеб. пособие для вузов / Т.М. Воителева. – М.: Дрофа, 2006.
2. Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл.: Кн. для учителя / В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. – М.: Просвещение, 1991.
3. Колокольцев Е.Н. Развитие речи. Русский язык и литература. Репродукции картин. 5-7 классы: учебно-наглядное пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Е.Н.Колокольцев. – М.: Дрофа, 2010.
4. Латюк Л.А. Сочинение-рассказ по картине К. Успенской-Кологривовой «Не взяли на рыбалку» / Л.А. Латюк // РЯШ. 1972. № 2.
5. Система обучения сочинениям в 4-8 классах. Под ред. Т.А. Ладыженской. – М., Просвещение, 1973.
6. Сычугова Л.П. Картина – учитель – ученик (к 150-летию со дня рождения В.М. Васнецова) /Л.П. Сычугова. // РЯШ. 1998. № 4.
7. Сычугова Л.П. «Как сердцу высказать себя?» ( Развитие речи при обучении сочинению-описанию картины) /Л.П. Сычугова. // РЯШ. 2001. № 3.
8. Ходякова Л.А. Живопись на уроках русского языка: Теория и методические разработки уроков: Учебное пособие/ А.Л. Ходякова. – М.: Флинта, Наука, 2000.
 
 
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu

К 200-летию
И. С. Тургенева


Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014)
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2004)
Выпуск № 6 (2004)
Выпуск № 5 (2003)
Выпуск № 4 (2003)
Выпуск № 3 (2002)
Выпуск № 2 (2002)
Выпуск № 1 (2001)