Главная > Выпуск № 24 > Пишем сочинение по картине. Конспекты уроков Лариса Фоминых
Пишем сочинение по картине.
Конспекты уроков
1. Сочинение-описание
по картине П. Кончаловского «Сирень в корзине»
(5 класс)
Цель урока: научить детей составлять сочинение-описание по картине.
Задачи: 1) учить видеть и понимать изображенное на картине; 2) пополнить словарь детей прилагательными, обозначающими цвет и оценку увиденного; 3) совершенствовать умение пользоваться художественным стилем речи; 4) предупреждать неуместные повторы в сочинениях.
В классе выставка репродукций картин П.П. Кончаловского: «Сирень», «Сирень в корзине», «Сирень у окна», «Сирень, хрустальная ваза и корзина», «Сирень в плетенке», «Сирень на полу».
Ход урока.
Урок начинается с того, что учитель предлагает рассмотреть картины П. Кончаловского и послушать пьесу С. Рахманинова «Сирень». (Можно также использовать музыку из «Спящей красавицы» П.И. Чайковского – вариацию феи Сирени).
Далее обсуждаются полученные впечатления: сразу вспомнилось лето…; кажется, что вместе с художником побывали в саду, среди цветущих кустов сирени, вдохнули ее аромат...
Формулировка задачи: Вот нам и предстоит описать букет сирени, изображенный на картине «Сирень в корзине».
Рассказ учителя о художнике: Петр Петрович Кончаловский (обратите внимание на даты его жизни: 1876 – 1956) писал картины на самые разные темы. Это и пейзажи, и портреты, и жанровые картины. Но среди них особое место занимают натюрморты с изображением цветов. Одно перечисление их может удивить: это и пионы, и гладиолусы, и дельфиниум, и бегонии, и мальвы, и полевые цветы, и сирень в самых разных видах: в вазах, корзинах, просто на полу – целыми охапками.
О чем это говорит нам? …
Художник писал: «В цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще».
Беседа по картине:
- Чувствуется ли отношение художника к цветам в этом полотне? (Равнодушный человек так бы не написал эти цветы; Кончаловский любуется сиренью, ему нравятся эти цветы…)
- Как выстроил художник свою картину? Что поместил в центре? (Сам букет; разноцветные грозди сирени.)
- Какого цвета эти грозди? Что оттеняет их? (Сиреневые, лиловые, бледно-розовые, фиолетовые, белые; зелень листьев подчеркивает разные цвета сирени.) Обратите внимание, что художник не выписывает каждый лепесток, а дает ветки широкими мазками. Для него главное – передать свое впечатление от целого букета.
- Какими словами можно описать ветки сирени? (Это крупные, свежие, тяжелые, роскошные, богатые кисти.)
- Куда художник поместил букет? (Сирень в корзине, с трудом вмещается там; корзина из ивовых прутьев, так и ощущается их тепло.)
- На каком фоне показана сирень? (Фон неяркий, желтовато-коричневый; он не отвлекает наше внимание от букета.)
- Что хотел сказать нам художник этой картиной? Какие чувства пробудить? (Он словно приглашает нас полюбоваться роскошью букета, разделить его восторг, восхититься красотой, которую дарит нам природа.)
Вспомним композицию художественного сочинения-описания. Как мы построим свое сочинение?
1. Общее впечатление от картины.
2. Признаки, которые его подтверждают.
Какова же будет композиционная схема наших работ? О чем напишем? С чего начнем сочинение?
Запишем заголовок:
Сочинение-описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине».
Проводится обсуждение плана-схемы и запись его в тетради.
План может выглядеть так:
1. Какие чувства вызвала у меня картина?
2. Роскошный букет в корзине.
3. Фон картины.
4. «В этом букете все живет, цветет и радуется» (П. Кончаловский).
- О чем можно сказать в начале сочинения? Обсуждаются варианты (Можно начать с того, что художнику очень нравилась сирень и он посвятил ей несколько картин. Он словно приглашает и нас разделить эти чувства. Можно сразу выразить свое отношение к картине. А можно вспомнить, как вы сами любовались этими цветами, где и когда это было.)
- Какими словами мы опишем букет (пункт 2)? Вспоминаем и записываем на доске и в тетрадях:
букет: душистый, ароматный, благоухающий, роскошный, праздничный;
грозди: свежие, тяжелые, пышные; оттенки цвета: лиловые, нежно-розовые, фиолетовые, сиреневые, красноватые;
корзина: плетеная, из ивовых прутьев;
фон: желтовато-коричневый; не отвлекает внимание от букета, а оттеняет его краски.
Поскольку сочинение пишем в художественном стиле, постарайтесь найти свои выразительные слова для описания картины.
- Как закончим сочинение?
Варианты: можно привести цитату, которая есть в плане; можно сказать о богатстве природы, о том, что она радует нас своими красками.
Речевая и правописная подготовка: чтобы избежать неоправданных повторов в сочинениях, подберем разные слова для обозначения некоторых понятий:
художник – П.П. Кончаловский, живописец, он;
сирень – цветы, букет;
рисует, изображает, показывает.
Обратим внимание на трудные по правописанию слова: неяркий, ощущается, плетеная корзина, оттенки, лепестки.
Вспомним правила пунктуации при однородных членах, в сложном предложении (Например: Кончаловский любуется сиренью, ему нравятся эти цветы. Мы видим грозди лилового, сиреневого, фиолетового, бледно-розового цвета).
Редактирование текстов.
На доске записаны два отрывка из сочинений учащихся. Какие недочеты вы заметили? Как можно было их избежать?
1. Передо мной картина П. Кончаловского «Сирень». Сирень стоит в банке, красивая и пышная. Грозди сирени опустились. Художник хотел передать буйство красок у сирени.
2. Художник сумел показать, что сирень свежая, как будто ее только что срезали. Художник восхищен щедрой, богатой природой. Художник проник душой в эту картину.
Работа над собственным текстом.
Главные слова для описания сирени уже записаны, но это не означает, что их все нужно употребить в сочинении. Из перечня выбираем то, что считаем наиболее подходящим. Ищем свои собственные слова, художественные образы, грамматические конструкции, соответствующие предмету и содержанию работы.
Определение мотива и адресата.
Кому будет адресовано сочинение? Возможно, вы захотите рассказать об этой картине и своих впечатлениях от нее дома своим родителям или товарищу, который ее не видел. Когда будете писать работу, представляйте ее адресата.
Поскольку на уроке демонстрировались и другие репродукции картин Кончаловского с изображением сирени, можно предложить детям описать другую картину по аналогии с проанализированной.
Самое трудное для детей – начало сочинения, поэтому надо помочь им, предложить возможные варианты.
Например: Мне понравилась картина П. Кончаловского...; Когда я смотрю на картину П. Кончаловского, я вспоминаю...; Нельзя остаться равнодушным, увидев такой замечательный букет...
Далее в классе пишется черновик сочинения, проводится его правка, затем текст переписывается в тетрадь. Если не хватит времени, работу дети могут закончить дома.
2. Сочинение-повествование по картине
К. Успенской-Кологривовой «Не взяли на рыбалку» (5-6 класс)
Цель урока: научить детей писать сочинение-повествование по картине.
Задачи: учить 1)читать картину и по ней воссоздавать последовательность событий; 2) строить сочинение-повествование; 3) включать в рассказ элементы описания и диалог.
Перед детьми репродукция картины К. Успенской-Кологривовой «Не взяли на рыбалку».
Ход урока.
Вступительное слово учителя (схематичное изложение): Перед вами репродукция картины Ксении Николаевны Успенской-Кологривовой «Не взяли на рыбалку». Художница родилась в 1922 году. Нам мало что известно о ней. Судя по этой картине, ее привлекали сюжеты, касающиеся детей. Перед нами один из таких сюжетов, написан он в 1956 году. Наша задача – составить на основе изображенного рассказ. Для этого всмотримся в картину, внимательно «прочитаем» ее – это поможет нам воссоздать события, связанные с представленным эпизодом.
Беседа по картине:
- О чем рассказывает нам художник? На что мы обращаем внимание в первую очередь? (На малыша, которого отец и старший брат не взяли с собой на рыбалку.)
- Где и когда происходит действие? (В деревне, это видно по разным деталям: угол дома, плетень, вблизи река; раннее утро.)
- Кто, кроме малыша, изображен на картине? (Отец, старший брат и сестренка, выглядывающая из-за двери, а еще курица, которая клюет червяков из ведерка.)
- По каким деталям можно догадаться, что мальчик готовился пойти на рыбалку со взрослыми? Догадывались ли об этом старшие? (Накопал червей, приготовил удочку, встал рано, оделся наспех; наверно, просьба взять его на рыбалку застала отца врасплох.)
- Как художница показала настроение малыша, его огорчение? (Растерянная поза, огорченное выражение лица – вот-вот заплачет, сдвинул брови, надул губы.)
- Почему же его не взяли на рыбалку? Какие детали говорят нам об этом? (Отец и старший брат взяли весла – видимо, будут удить с лодки; малыш стал бы мешать; возможно, рыбалка неблизко, он устанет, будет проситься домой.)
- Почему улыбается сестренка? (Курица таскает червяков из ведерка, а малыш и не замечает этого.)
- На картине изображен детский велосипед. Зачем, по-вашему, понадобилась эта деталь? (Возможно, чтобы показать, что малышу будет чем заняться после ухода взрослых.)
- Какое впечатление произвела на вас картина? Грустное или веселое? Жалко ли вам этого малыша? Были ли в вашей жизни подобные случаи? Что вы при этом чувствовали? (Наверно, и грустное, и веселое, потому что горе малыша не так велико, а взрослые поступили разумно.)
Нам предстоит создать на основе этой картины рассказ. Что это значит? Действие должно с чего-то начинаться, затем развиваться во времени, достигнуть самой напряженной точки (кульминации) и чем-то завершиться.
У сочинения-повествования своя композиция, отличная от описания. Вспомним ее: 1) завязка,
2) развитие событий и кульминация, 3) развязка.
Это схема рассказа, а картина дает нам возможность пофантазировать и восстановить цепь событий.
- Итак, как вы думаете, когда и как могла начаться эта история? (Видимо, вечером малыш услышал, что отец и брат собираются на рыбалку; а может, увидел, что брат копает червей, и тоже накопал, приготовился, решив, что тогда-то уж точно возьмут и его с собой.) Это и будет завязкой действия.
- Что же произошло дальше? (Утром малыш быстренько оделся и стал проситься со взрослыми на рыбалку; тут состоялся разговор с отцом, когда малыш и узнал, что его не возьмут с собой.)
Это кульминация. Составьте возможный диалог между отцом и маленьким сыном. Какие варианты можете предложить?
- Какие чувства испытал при этом малыш? Как это передадите? (Здесь уместно описать его позу, выражение лица, безразличие к тому, что курица склевывает червяков.)
- Чем, по-вашему, закончится эта история? (Малыш быстро утешится, будет кататься на велосипеде или играть с сестренкой; а может, еще долго будет переживать свою обиду: так старался, готовился, а не взяли…) Завершение рассказа и будет развязкой.
Запишем название нашей работы:
Не взяли на рыбалку.
(сочинение-повествование по картине К.Н. Успенской-Кологривовой).
Название можно придумать и свое, например: Зря готовился. Напрасные старания. Обида.
Составляем и записываем план рассказа:
1. Ожидание рыбалки.
2. Не взяли!
3. Утешился.
Чтобы получился рассказ, нам надо придумать имена действующим лицам. Малыш – Павлик (Егорка, Вова) – какое имя вам больше нравится; сестренка – Галя ( Нюра, Нина); старший брат – Федя (Леня, Коля).
Речевая и правописная подготовка:
в диалоге используем глаголы речи: попросил, спросил, ответил, запретил; слова для обозначения главного действующего лица: малыш, Егорка, он, незадачливый рыбак;
трудные по написанию слова: рюкзак, рыболовные снасти, курица, расстроился, обиженный (слова записаны на доске).
Вспомним знаки препинания при диалоге (показать схему): каждая реплика действующего лица начинается с новой строки и обозначается знаком тире; кавычки при этом не используются.
Чтобы помочь ученикам начать работу, можно обсудить варианты начала рассказа, краткое содержание каждой части и концовку.
В каком стиле будем создавать текст? Очевидно, здесь уместен художественный стиль с элементами разговорного.
Определим адресата и мотив: кому будет адресовано наше сочинение? Может, вы захотите сочинить рассказ для младшего брата или сестры; или это будет рассказ на конкурс «Самая интересная история», «Мы сочиняем рассказы».
После такого урока возможно написание рассказов с аналогичным содержанием по личным впечатлениям (Как я огорчился. Как меня обидели. Как я испытал разочарование).
Предлагаемые материалы носят рекомендательный характер.
Мы пытались показать типичную схему построения уроков, однако творческий характер работы позволяет учителю вносить любые коррективы и привлекать любые материалы при создании сценария уроков.
Литература
1. Воителева Т. М. Теория и методика обучения русскому языку : учеб. пособие для вузов / Т.М. Воителева. – М.: Дрофа, 2006.
2. Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл.: Кн. для учителя / В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. – М.: Просвещение, 1991.
3. Колокольцев Е.Н. Развитие речи. Русский язык и литература. Репродукции картин. 5-7 классы: учебно-наглядное пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Е.Н.Колокольцев. – М.: Дрофа, 2010.
4. Латюк Л.А. Сочинение-рассказ по картине К. Успенской-Кологривовой «Не взяли на рыбалку» / Л.А. Латюк // РЯШ. 1972. № 2.
5. Система обучения сочинениям в 4-8 классах. Под ред. Т.А. Ладыженской. – М., Просвещение, 1973.
6. Сычугова Л.П. Картина – учитель – ученик (к 150-летию со дня рождения В.М. Васнецова) /Л.П. Сычугова. // РЯШ. 1998. № 4.
7. Сычугова Л.П. «Как сердцу высказать себя?» ( Развитие речи при обучении сочинению-описанию картины) /Л.П. Сычугова. // РЯШ. 2001. № 3.
8. Ходякова Л.А. Живопись на уроках русского языка: Теория и методические разработки уроков: Учебное пособие/ А.Л. Ходякова. – М.: Флинта, Наука, 2000.
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu |
К 200-летию
Выпуск № 27 (2014)И. С. Тургенева Архив «Филолога»: Выпуск № 26 (2014) Выпуск № 25 (2013) Выпуск № 24 (2013) Выпуск № 23 (2013) Выпуск № 22 (2013) Выпуск № 21 (2012) Выпуск № 20 (2012) Выпуск № 19 (2012) Выпуск № 18 (2012) Выпуск № 17 (2011) Выпуск № 16 (2011) Выпуск № 15 (2011) Выпуск № 14 (2011) Выпуск № 13 (2010) Выпуск № 12 (2010) Выпуск № 11 (2010) Выпуск № 10 (2010) Выпуск № 9 (2009) Выпуск № 8 (2009) Выпуск № 7 (2005) Выпуск № 6 (2005) Выпуск № 5 (2004) Выпуск № 4 (2004) Выпуск № 3 (2003) Выпуск № 2 (2003) Выпуск № 1 (2002) |