Главная > Выпуск № 25 > Русская головоломка

 Владимир Киршин
 
Русская головоломка
  
Vladimir Kirshin
 
Russian puzzle
 
The writer Vladimir Kirshin shares his impressions about the eight series television documentary film «The German puzzle» by Vladimir Pozner.
 
 
Попытался прокомментировать «Германскую головоломку» – чуть голова не треснула, столько тем. Все важно, все назрело – на каждую тему просится пространный комментарий. Фашизм, евреи, короткая память, мигранты (что с ними делать? прогнать или посадить за забор?), неистребимый нацизм, тайные страхи и явная имперская дурь, морок благополучия и пивная печень. Великая музыка в прошлом, сегодня – мировой срам и хорошие автомобили. Чем стоит гордиться гражданину? Чего стыдиться? – вопросы как бы немцам, а на самом деле – нам. Это русская головоломка. Серьезная телепублицистика с комической присадкой – Ваней Ургантом (записного хохмача провели по баракам Дахау, - интересная задумка)).
(Запись в ФБ по ходу просмотра)
 
Что-то происходит с «Первым» каналом, или мне померещилось?
 
Я, вообще, субъект диковатый – плохой электорат, потребитель неактивный, от рекламы бегаю, на пульте только одну кнопку знаю – там этот старец, Андрей Максимов, с хорошими людьми разговаривает. Ну, еще Юлиан Макаров сияет, там же. Вот и все, собственно, весь мой телевизор. «Первый» канал для меня – процедурный кабинет с ласковыми садистами, туда можно зайти иногда, но мозг надо дома оставить, иначе вынут, и не заметишь.
 
Вот «Германская головоломка» – что это? Подлая трепанация хитрых идеологов? Или прокол цензоров? Как допустили?! Я в замешательстве, серьезно.
 
Случайно нажал не ту кнопку, там анонс: картинка – «айне колонна марширт», и вопросы, вопросы… Понимаете, я клюнул на вопросы, обычно реклама сует мне ответы, а тут… Вот так я попал на сериал Владимира Познера «Германская головоломка».
 
Поначалу посмеивался, глядя, как два еврея, Познер и Ургант, рекламируют «Опель» – катаются за чужой счет по солнечному автобану, трали-вали. Нормальная шабашка, а чего? Потом у одного из них пошли вольты подозрительности, и началось.
 
Началась баня, вот что. В какой момент я взмок в первый раз? Наверное, на эпизоде «Пивной фестиваль в Мюнхене». Сам фестиваль – фигня, пьянками нас не удивишь, и клоунскими нарядами тоже, я сам клоун. Меня подпалило выражение лица Познера. Трагическая фигура, лишняя на этом празднике чужой жизни, – это не сыграть.
 
Я не поклонник тележурналиста Владимира Познера, на какую разведку он работает – мне все равно. Какой он там текст гонит – не важно, я на всякий случай пропускал его слова мимо ушей. Я слушал людей, которых он мне показывал. Слушал очень внимательно. При этом держал палец на кнопке пульта, готовый отключиться, – ждал малейшей подставы, подтасовки – ну, как обычно, – специально подобранных доказательств некоего авторского тезиса. И не дождался. Люди были очень разные. И все они были правы. И череда их все не кончалась, и не было у автора никакого тезиса, вернее, был – но новые свидетельства опровергали его, а он возникал снова и снова…
 
Почему?! Почему он не отпускает нас, этот больной «нацистский вопрос»? Ну, с Познером все понятно: больной человек, – а почему он не отпускает меня?! Может быть, тоже – это моя личная проблема?
 
Глупости, я-то не больной. У меня анкета – как у образцового комсомольца: русский, не привлекался, не имею. Папа офицер, мама учительница. Так откуда взялась печаль? – как говорил Цой.
 
У Виталия Манского есть фильм «Труба»: там проблематика та же – жизнь других. И сюжет, кстати, схож: трафик по чужой земле.
 
«Ад – это другие» (Сартр). Чужая земля – это Михалков, он в аду при жизни, во всем своем великолепии – он в аду.
 
Понять других – выйти из ада. Нормальная задача, общечеловеческая.
 
Ой ли? А вот кому-то по кайфу жить в аду, – оставим его там? Или станем «спасать людей, им даже вопреки» (Вал. Сидоров)?
 
Вопросы, вопросы… Германская головоломка оборачивается русской головной болью. Причина боли – я догадываюсь, в наших пролежнях. Крутимся, как белки в колесе, а сознание спит навзничь. Работают стереотипы, мелькают спицы – оно все спит, рождая чудовищ… Ведь, на самом деле, для мыслящего человека никакой головоломки тут нет, и боль позабыта. И папина дочь навек поселилась в кишащей турками и нацистами Германии и пишет там музыку, не ведая ада.
 
Я благодарен Владимиру Познеру за этот фильм – открытый урок внутренней работы. Не щадя себя, он хорошо меня попарил.
 
Только зачем этот фильм нужен «Первому»???
 
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu

К 200-летию
И. С. Тургенева


Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014)
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2004)
Выпуск № 6 (2004)
Выпуск № 5 (2003)
Выпуск № 4 (2003)
Выпуск № 3 (2002)
Выпуск № 2 (2002)
Выпуск № 1 (2001)