Главная > Выпуск № 25 > Прага. Библиотека Страгова монастыря.

 
Александр Грузберг 
 
Прага. Библиотека Страгова монастыря
  
Alexander Gruzberg
 
Prague. Strahov Monastery Library
 
Strahov Monastery Library (Prague) is one of the oldest libraries in Europe. It contains about 250000 old books. The books are placed in the halls with magnificent paintings. There is the museum of different interesting gimmicks in the large corridor of the library; it is some kind of small kunstkamera.
 
 
В августе этого года мы прилетели в Прагу и поселились в отеле в самом центре Праги, на острове Кампа. С одной стороны Влтава, с другой – речка Чертовка. И прямо с острова по лестнице можно подняться на Карлов мост. А с другой стороны – небольшой парк. И мы первым делом направились в этот парк.
 
В одном углу толпятся туристы. Еще бы: тут скульптура знаменитого современного чешского скульптора Давида Черны, которого часто называют скандальным. Называется она «Гигантские младенцы»:
 
 
  
В другом конце, всего метрах в двадцати от нашего отеля, малозаметный памятник. Никто на него не обращает внимания, проходят мимо. Но мы подошли:
 
 
  
Это Иосеф Добровский, знаменитый ученый, которого называют отцом славистики.
 
Израиль Абрамович Смирин, о котором не раз писали в »Филологе», был страстным коллекционером и собирал очень многое. Например, марки с портретами писателей, открытки с изображениями университетов мира и т.п. Он мне сказал однажды: «Что это ты все книги собираешь? Собирай, например, фотографии памятников знаменитым языковедам». Я ответил, что в коллекции будет только один памятник – Ломоносову. Потому что, как мне кажется, в России памятников знаменитым языковедам нет. А вот в Чехии есть.
И я счел эту встречу благоприятным предзнаменованием: нам предстояло посетить знаменитую библиотеку Страгова монастыря.
Впрочем, дальнейшие события оказались не слишком благоприятными…
 
Над Прагой возвышается гора Петршин. Страгов монастырь находится там.
Название его происходит от славянского корня с неполногласием (тот же корень в русском «сторож»). Будто в старину здесь стояла стража, защищавшая город, отсюда и название.
 
Надо сказать, что пражане старшего возраста: таксисты, которые нас возили, продавцы, работники музеев – прилично говорят по-русски. А вот молодежь предпочитает общаться с туристами по-английски. В отеле все работники были молодыми, очень вежливыми, предупредительными; они (по-английски) объяснили, что подняться на гору можно на фуникулере, что фуникулер совсем недалеко, и мы туда отправились.
 
Снизу отовсюду видно на вершине этой горы некое сооружение, напоминающее Эйфелеву башню. И мы решили, что там и есть монастырь. Хотя, конечно, некоторые сомнения были: при чем тут Эйфель? Как довольно скоро выяснилось, и не монастырь это, и библиотека тут не та. До монастыря же довольно далеко идти.
 
Дорога долго идет прекрасным парком, вокруг зелень и – ничего похожего на монастырь. Наконец, показалась и цивилизация – улица с напряженным движением, магазины. Куда мы попали? Вышли мы к какому-то киоску и спросили, где Страгов монастырь. Продавец с некоторым недоумением посмотрел на нас и сказал: «Да вот он».
Буквально в пяти метрах от киоска оказался вход в монастырь.
 
Вот как он выглядит снаружи:
 
 
 
Страгов монастырь основан в 1140 году, и бурная история Чехии не раз приводила к тому, что его уничтожали, сжигали, грабили (буквально: многие очень ценные книги увезли в Швецию).
Но монастырь восстанавливали, и он продолжал действовать вплоть до 1950 года, когда он был закрыт, все помещения перешли государству, а «братьев выселили или отправили служить в армию» (как говорится в одной из книг по истории Чехии). К счастью, в монастыре не разместили овощехранилище или что-нибудь подобное, как это бывало в других местах, а устроили новый музей чешской литературы. Благодаря этому сохранились богатейшие росписи на стенах и потолке.
 
Кстати, монастырь принадлежал (и принадлежит) ордену премонстратов, некогда очень могущественному, но сейчас малоизвестному. Этот орден был основан в 1120 году во Франции и наивысшего расцвета достиг в XIV веке, а потом постепенно пришел в упадок.
 
Сейчас это действующий монастырь и одновременно – настоящий туристический центр. Здесь можно купить сувениры, осмотреть роскошный костел, пообедать в монастырском ресторане или выпить пива, тоже собственного, монастырского, производства, сваренного по особому рецепту.
 
Но нас интересовала библиотека, к которой мы, наконец, и пришли.
 
 
 
И вот тут – увы! – нас ждало разочарование. Нам, как и всем посетителям, вручили листочки, на которых сообщалось, что «в результате измерений были обнаружены сильные колебания влажности воздуха в залах в течение дня, что весьма неблагоприятно сказывается на настенных росписях и книжных переплетах». И поэтому туристов пускают только в коридор, а сами библиотечные залы закрыты, туда можно только заглянуть через открытую, но перегороженную барьером дверь.
 
Год назад мы были в монастырской библиотеке в Швейцарии, в Сен-Галене. Та библиотека гораздо старше и богаче (о ней я рассказывал в 22-м выпуске «Филолога») и при этом доступна всем посетителям. Правда, и там соблюдаются различные предосторожности: в библиотечные залы пускают только в специальных войлочных бахилах, туристы передвигаются в бесшумных лифтах (в Страговом монастыре, кстати, в библиотеку поднимаешься по узкой лестнице), но посмотреть можно было всё. И в залах были места, где можно посидеть и поразмышлять…
 
Но вернемся в Прагу. Библиотека состоит из двух больших залов, которые называются Теологическим и Философским, и соединяющего эти залы коридора. Попасть можно только в этот коридор, а в залы из него, как я уже сказал, можно только заглянуть.
 
Основана библиотека, как и монастырь, в XII веке, и в ней примерно 250 тысяч старинных книг, в том числе три тысячи рукописных книг и две тысячи инкунабул (то есть книг, напечатанных до 1501 года). Старейшая из этих книг – Страговский евангелический молитвенник 860 года.
 
Коридор, в который мы попали, – это прообраз кунсткамеры, своего рода музей курьезов. Есть там и книги, но немного. Например, вот такая:
 
 
 
Это библия Джона Шельсберга 1440 года с замечательными иллюстрациями.
 
В витринах выложено несколько рукописных книг XIV века с цветными миниатюрами, есть книга 1506 года об открытии новых земель, документы XII века об основании монастыря, в том числе грамота короля Владислава II с его печатью; здесь же правила пользования библиотекой, утвержденные настоятелем Иеронимом Гирнгаймом, известным теологом своего времени (это рукопись). У входа в Теологический зал висят старинные карты.
 
Есть в коридоре любопытная дендрологическая библиотека. Она создана в 1825 году. В ней 68 книг с описаниями деревьев, растущих в Чехии. Переплет каждой книги сделан из древесины соответствующего дерева, а внутрь уложены корни, ветки, листья, соцветия, плоды, иногда даже вредители этого дерева.
А кроме того – природоведческие коллекции: насекомых, минералов, восковые муляжи плодов. Лежит рог нарвала (написано, что это рог единорога, а ниже разъясняется: так считали в Средние века).
Есть макет военного корабля XVII века и коллекция оружия: ствол пушки 1686 года, пушечные ядра, польские копья, татарский лук, охотничий арбалет, шлемы, секиры и т.п.
 
Конечно, главное содержание библиотеки – в двух недоступных залах. Мы смогли их сфотографировать только от входа.
 
Так выглядит Теологический зал:
 
 
 
А это – Философский:
 
 
 
В Теологическом зале, как ясно из его названия, представлена богословская литература. В частности одна стена целиком занята старинными изданиями Библии на разных языках. Посредине этого зала располагается коллекция земных и небесных глобусов, изготовленных в XVI – XVIII веках.
 
Философский зал назван прежде всего по потолочной живописи – это роспись «Духовное развитие человечества». Роспись принадлежит венскому художнику Францу Антону Маулберчу и создана в 1794 году. Это своеобразная аллегория развития наук и религии.
 
В центре – христианство. Слева – греческая цивилизация, начиная с мифологических времен, затем эпоха Александра Македонского (рядом с ним изображен его учитель Аристотель), далее – философы Диоген и Демокрит. Справа запечатлены этапы развития науки (изображены, например, Асклепий, Пифагор, Сократ в заключении).
 
Но главное содержание зала – книги. И не только по философии, но и по другим наукам.
 
Из истории библиотеки мы знаем, что она пользовалась большой известностью в XVIII веке. Тогда ее посещали различные знаменитости, монархи и оставляли подарки. Часть этих подарков выставлена в этом же зале. Существует древнейшая книга посетителей, в которой отмечены эти визиты. Например, 17 июля 1812 года библиотеку посетила австрийская принцесса и супруга Наполеона Мария Луиза. Она подарила библиотеке четырехтомник о коллекциях живописи в Лувре и труд о растениях в парках Версаля. Эти книги стоят в зале в отдельном шкафу.
 
И хоть мы своими глазами все это увидеть не могли, мы ничуть не жалеем о том, что побывали в Страговской библиотеке. Все равно очень интересно.
 
 
 
 
 
 
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu

К 200-летию
И. С. Тургенева


Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014)
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2004)
Выпуск № 6 (2004)
Выпуск № 5 (2003)
Выпуск № 4 (2003)
Выпуск № 3 (2002)
Выпуск № 2 (2002)
Выпуск № 1 (2001)