Главная > Выпуск № 25 > О внеклассном чтении.

 Татьяна Ячменева
 
О внеклассном чтении
 
Tatyana Yachmeneva

About extracurricular reading
 
The problem of extracurricular reading in the 5-8 forms has been raised in the article by Yachmeneva T.I. The author is assured in the necessity of such work which has been denied by many teachers today and shares the experience of its organization. The names of the writers whose works can interest teenagers and influence their personality formation are stated in the article; the lesson in fairytale stories in the 6th form by S.Lavrova has been described.
 
  
Я снова о чтении. Теперь о внеклассном. Уже несколько лет, пожалуй, даже много лет, существует миф о том, что современные школьники не читают художественную литературу, не хотят читать. Почему миф? Потому, что и раньше не все читали, и сегодня есть много читающие ученики. Но миф этот (кто его создал?) стал для многих учителей оправданием, для того чтобы отказаться от организации и проведения уроков внеклассного чтения, что и в лучшие времена было делом сложным, ведь такие уроки не могут быть обычными, похожими на программные. Да еще появился страшный конкурент – Интернет. Но через что только не прошел российский учитель-словесник! Нам ли бояться? За нами вся русская и нерусская литература.
 
На октябрьской встрече методического объединения учителей Орджоникидзевского района города Перми мы с коллегами говорили о проблемах внеклассного чтения. Обрадовало то, что не все отступили перед трудностями, а те, кто отступил, понимают: уроки внеклассного чтения должны быть. Цель таких уроков — расширить литературные горизонты школьника, познакомить их с высокохудожественными текстами, не входящими в программу, помочь сориентироваться в мощном потоке литературы, в том числе и современной. А если речь идет о подростках, то предложить такие произведения, которые поднимают проблемы, важные для 12-15-летних, требующие неотлагательного решения именно в этом возрасте.
 
Прошедшим летом я решила подобрать для своих учеников 6, 7, 8-х классов хорошие книги для самостоятельного чтения. Конечно, мне хотелось познакомить их с книгами о современных школьниках. Я перечитала- пересмотрела массу книг в библиотеках, на книжной выставке в июне у нас в Перми, в книжном магазине на Невском в Петербурге (оттуда я привезла полчемодана книг) и, конечно, в Интернете. И своими впечатлениями поделилась с коллегами на встрече.
 
Книг о подростках очень много. Особенно книг современных писателей. Существуют целые серии: «Добрая книга», «Сумерки» (фантастика для подростков), «Детский детектив», «Жестокие игры», «Современная проза»… Их нам представили в огромном объеме на августовской встрече работники библиотеки №8. Но я-то некоторые из них уже прочитала, и выводы у меня не очень оптимистичные.
 
Многие повести написаны не ДЛЯ подростков, а О подростках, значит, для нас, взрослых, чтоб лучше понимали своих детей. К примеру, повесть А. Жвалевского и Е. Пастернак «Я хочу в школу» – как учителю за такую книгу не схватиться! Пока возвращались из Петербурга, прочитала моя коллега-завуч, и говорит: «Ее надо прочитать всем учителям!» Истинно! В книге ОПИСАНА школа-мечта – с разновозрастными классами (9-летние в одном коллективе с 15-летними!), с проектной деятельностью, с товарищескими отношениями с преподавателями. А рядом – «традиционка» с учительницей по прозвищу Злыдня. Конечно, «традиционка» подавила школу-мечту. Мои дети (я в сентябре принесла книгу в класс) читают книгу вяло. Видимо, наши прожекты о новой школе от них далеки.
 
На книжной выставке увидела книгу Е.Габовой с названием «Это о любви», получила рекомендации от представителя фирмы, бывшего библиотекаря. Конечно, купила. Подросткам! О первом чувстве! И что? Предложила восьмиклассницам, которые посещали в прошлом году литературный кружок, и та и другая вернули не дочитав. Нехудожественно. А значит, неинтересно.
 
Любопытно, что предложенную на лето книгу Р. Фраермана «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви» прочитал мой семиклассник, у которого серьезные проблемы со скоростью чтения. Я понимаю, что он прочитал ее, как говорится, под ружьем. Но в первый же день он подошел ко мне сказать, что ему понравилась повесть, и отзыв написал именно о ней.
 
В общем, в потоке современной литературы КАК БЫ для подростков хорошую книгу надо вылавливать. И не забывать беспроигрышный вариант – классику. При обмене опытом об организации внеклассного чтения звучали достойные доверия, проверенные имена: Железников, Дубов, Лиханов, Крапивин, Каверин, Алексин, Катаев, Яковлев. Серьезные, действительно художественные тексты.
 
А ведь еще есть и хорошие книги зарубежных писателей. В прошлом году занятия в литературном кружке были посвящены произведениям зарубежной литературы о подростках. Восемь занятий – восемь хороших книг. Среди авторов М.Твен, Ф.Х. Бернетт, А.Линдгрен, Д.Олдридж, А.Гавальда, Р.Брэдбери.
 
Этот учебный год в -м классе я начала со сказочных повестей екатеринбургской писательницы Светланы Лавровой. Она автор уже почти сорока небольших книжек в жанре фэнтези. В детской библиотеке мне очень рекомендовали самой почитать и детям предложить. Но фэнтези не мой жанр. И вот тогда родилась идея урока внеклассного чтения.
 
Принесла в класс пять книжек Лавровой: «Требуется гувернантка для детей волшебника», «Замок между мирами», «Кошка до вторника», «Остров, которого нет», « Три сказки об Италии» – и предложила почитать, кто сколько успеет в течение месяца. Сказала, что не смогла их сама прочитать, т.к. не люблю фэнтези, но если ребята меня убедят, что это интересно, то я прочитаю и отчитаюсь перед ними.
 
Кто прочитал одну, кто две, кто три повести. Потом разделились на четыре группы, выбрав, на взгляд ребят, самые интересные, которые они должны были на уроке представить.
 
Презентации получились яркие – со сценками, рекламой, интервью, иллюстрациями, исполнением в стиле рэп.
 
Например, так:
 
 
Представляем книжку Светланы Лавровой.
Название ее очень простое.
Активная женщина, любит читать,
придумывать, фантазировать, сочинять.
Работает медиком, науки изучала и много книг уже написала.
Книги занятные, интересные, классные!
Советуем читать вам на внеклассное.
Читаем, читаем, не расслабляемся,
       утром и днем мы занимаемся!
Мы класс активный, и мы это знаем.
Все книги на свете мы прочитаем!
Вы задаете нам вопросы опять?
Мы отвечаем. И ставьте нам «пять»!
 
 
 
Победили в конкурсе презентаций ребята с книгой «Требуется гувернантка для детей волшебника».
 
 
Эту повесть я и обещала за осенние каникулы прочитать и отчитаться перед классом на уроке литературы.
 
А на следующий день с этими презентациями шестиклассники выступили перед 4-м классом. Книги пришлось передать им, потому что интерес был неподдельный. Потом мы выступили перед шестиклассниками школы №101. Надеюсь, что и их заинтересовали книжками этого автора.
 
 
В декабре и феврале словесники двух школ нашего Орджоникидзевского района покажут открытые уроки внеклассного чтения в средних классах и поделятся опытом подготовки и проведения таких занятий. Уверена, что эти встречи обогатят нас новыми идеями, методическими находками, интересными современными формами уроков внеклассного чтения, которые, убеждена, сегодня нужны нашим ученикам даже больше, чем двадцать лет назад.
 
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu

К 200-летию
И. С. Тургенева


Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014)
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2004)
Выпуск № 6 (2004)
Выпуск № 5 (2003)
Выпуск № 4 (2003)
Выпуск № 3 (2002)
Выпуск № 2 (2002)
Выпуск № 1 (2001)