Главная > Выпуск № 26 > Мертвая вода Пермская культурная революция: pro и contra
Владимир Киршин
Мертвая вода
Vladimir Kirshin
Dead water
The article contains the analysis of the events and results of Perm cultural revolution.
Всё было у Гельмана – армия художников, обоз всякой экипировки, куча денег, блестящий план – одного пустяка не хватило: сердца. И он проиграл.
Не бывает искусства без сердца. Я же видел – с Гельманом приезжали настоящие художники. И что? Отрабатывали халтурку и в недоумении сматывались восвояси. Так и не уразумев, почему им нехорошо (может, и догадывались, не знаю). А почему хорошим людям в его проекте нехорошо? Да потому что он без сердца – мертвая вода. Было бы сердце – была бы вода живая: все зацвело бы в Перми и заколосилось. А так… Поднял самую муть со дна, всю гадость и глупость… И уехал, потирая ручки.
Совсем другая была история, когда приезжал к нам, например, Мариинский театр во время войны – большей частью сердечные люди. Зазвучал город! Взошла Школа.
А какие люди приезжали с эвакуированными заводами! Я беседовал с ветеранами, когда писал книгу. Блестяще образованные, интеллигентные, с верой в сердце. Как они работали, как отдыхали – песни, спорт, любовь, работа как песня, лишения нипочем. Они осветили Пермь на десятилетия. Свежая кровь – живая вода.
Я сейчас даже не про Пермь пишу, а вообще про любой жест, акцию, высказывание – все это пустой звон, если без сердца. Я про апостола Павла.
О нем интересно. О «культуре» нет. Надо оставить это слово добрым людям из соответствующего департамента, пусть они его «юзают». А мы придумаем какое-нибудь иносказание – фердипюкс*…
-----
*«“Фердипюкс” – это слово такое. Им Сапожников предложил заменить слово “творчество”. Поскольку слово “творчество” помаленьку начинает терять всякий смысл и ощущается только престижем и похвалой. И сказать про какое-нибудь дело, что оно не творческое, значит оскорбить всех в этом деле участвующих и отвратить к нему стремящихся. Вот Сапожников и предложил заменить слово «творчество» словом “фердипюкс” ввиду его явной противности. Чтобы тот, кто не умеет или не хочет делать кое-что без предварительного чертежа, не стремился бы к этому занятию только из-за клички “творец”. Это же ясно! Одно дело сказать про человека, что он на творческой работе, а другое – объявить во всеуслышание, что он занимается фердипюксом. Кому это приятно?»
(М.Анчаров. Самшитовый лес. М.: Советская Россия, 1973).
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu |
К 200-летию
Выпуск № 27 (2014)И. С. Тургенева Архив «Филолога»: Выпуск № 26 (2014) Выпуск № 25 (2013) Выпуск № 24 (2013) Выпуск № 23 (2013) Выпуск № 22 (2013) Выпуск № 21 (2012) Выпуск № 20 (2012) Выпуск № 19 (2012) Выпуск № 18 (2012) Выпуск № 17 (2011) Выпуск № 16 (2011) Выпуск № 15 (2011) Выпуск № 14 (2011) Выпуск № 13 (2010) Выпуск № 12 (2010) Выпуск № 11 (2010) Выпуск № 10 (2010) Выпуск № 9 (2009) Выпуск № 8 (2009) Выпуск № 7 (2005) Выпуск № 6 (2005) Выпуск № 5 (2004) Выпуск № 4 (2004) Выпуск № 3 (2003) Выпуск № 2 (2003) Выпуск № 1 (2002) |