Главная > Выпуск № 26 > Мертвая вода

 Пермская культурная революция: pro и contra
 
Владимир Киршин
 
Мертвая вода
 
Vladimir Kirshin
 
Dead water
 
The article contains the analysis of the events and results of Perm cultural revolution.
  
Всё было у Гельмана – армия художников, обоз всякой экипировки, куча денег, блестящий план – одного пустяка не хватило: сердца. И он проиграл.
 
Не бывает искусства без сердца. Я же видел – с Гельманом приезжали настоящие художники. И что? Отрабатывали халтурку и в недоумении сматывались восвояси. Так и не уразумев, почему им нехорошо (может, и догадывались, не знаю). А почему хорошим людям в его проекте нехорошо? Да потому что он без сердца – мертвая вода. Было бы сердце – была бы вода живая: все зацвело бы в Перми и заколосилось. А так… Поднял самую муть со дна, всю гадость и глупость… И уехал, потирая ручки.
 
Совсем другая была история, когда приезжал к нам, например, Мариинский театр во время войны – большей частью сердечные люди. Зазвучал город! Взошла Школа.
 
А какие люди приезжали с эвакуированными заводами! Я беседовал с ветеранами, когда писал книгу. Блестяще образованные, интеллигентные, с верой в сердце. Как они работали, как отдыхали – песни, спорт, любовь, работа как песня, лишения нипочем. Они осветили Пермь на десятилетия. Свежая кровь – живая вода.
 
Я сейчас даже не про Пермь пишу, а вообще про любой жест, акцию, высказывание – все это пустой звон, если без сердца. Я про апостола Павла.
 
О нем интересно. О «культуре» нет. Надо оставить это слово добрым людям из соответствующего департамента, пусть они его «юзают». А мы придумаем какое-нибудь иносказание – фердипюкс*
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
-----
*«“Фердипюкс” – это слово такое. Им Сапожников предложил заменить слово “творчество”. Поскольку слово “творчество” помаленьку начинает терять всякий смысл и ощущается только престижем и похвалой. И сказать про какое-нибудь дело, что оно не творческое, значит оскорбить всех в этом деле участвующих и отвратить к нему стремящихся. Вот Сапожников и предложил заменить слово «творчество» словом “фердипюкс” ввиду его явной противности. Чтобы тот, кто не умеет или не хочет делать кое-что без предварительного чертежа, не стремился бы к этому занятию только из-за клички “творец”. Это же ясно! Одно дело сказать про человека, что он на творческой работе, а другое – объявить во всеуслышание, что он занимается фердипюксом. Кому это приятно?» 
(М.Анчаров. Самшитовый лес. М.: Советская Россия, 1973).
 
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu

К 200-летию
И. С. Тургенева


Архив «Филолога»:
Выпуск № 27 (2014)
Выпуск № 26 (2014)
Выпуск № 25 (2013)
Выпуск № 24 (2013)
Выпуск № 23 (2013)
Выпуск № 22 (2013)
Выпуск № 21 (2012)
Выпуск № 20 (2012)
Выпуск № 19 (2012)
Выпуск № 18 (2012)
Выпуск № 17 (2011)
Выпуск № 16 (2011)
Выпуск № 15 (2011)
Выпуск № 14 (2011)
Выпуск № 13 (2010)
Выпуск № 12 (2010)
Выпуск № 11 (2010)
Выпуск № 10 (2010)
Выпуск № 9 (2009)
Выпуск № 8 (2009)
Выпуск № 7 (2005)
Выпуск № 6 (2005)
Выпуск № 5 (2004)
Выпуск № 4 (2004)
Выпуск № 3 (2003)
Выпуск № 2 (2003)
Выпуск № 1 (2002)