Главная > Выпуск № 26 > Союз или союзное слово? Наталья Медведева
Лариса Фоминых
Союз или союзное слово?
Natalya Medvedeva
Larisa Fominykh
Conjunction or connective word?
The methods of differentiation between connective words and conjunctions which connect a subordinate clause in the complex sentence are analyzed in the article. Different methods of replacement of such words to determine their syntax role taking into account the type of subordinate clause are suggested; the materials for practice are given.
Разграничение понятий союз – союзное слово вызывает немалые трудности при обучении русскому языку. Причина затруднений заключается в том, что различия эти опираются на целый ряд грамматических понятий. Прежде всего необходимо знание тех местоимений, которые способны замещать знаменательные слова – члены предложения – и одновременно выступать средствами связи частей сложноподчиненного предложения. Однако школьники слабо усваивают разряды местоимений (в частности – относительные местоимения), что затем отрицательно сказывается при изучении синтаксиса сложного предложения. Имеется также группа наречий, которые тоже являются союзными словами в сложноподчиненных конструкциях, однако об этой их особенности в школьных учебниках не говорится. Наконец, знакомство с темой «Союз» происходит в конце изучения раздела «Морфология», поэтому на отработку новых понятий и приемы их разграничения обычно не хватает времени. Простой перечень подчинительных союзов не гарантирует от смешения их с союзными словами.
Существующие школьные учебники знакомят учащихся с признаками отличия союзов и союзных слов только в 9 классе при изучении сложноподчиненных предложений, когда речь идет о средствах связи главного и придаточного, однако без связи с морфологией и без организации системной пропедевтической работы в предшествующих классах трудно научить девятиклассников разграничивать эти явления.
Первая морфологическая тема, которая непосредственно связана с формированием понятия «союзное слово», – это относительные местоимения.
В традиционном учебнике для 6 класса под редакцией Н.М.Шанского [6] в эту группу включены слова, заменяющие имена существительные, прилагательные и числительные: кто, что, какой, каков, чей, который, сколько. Те же сведения даются и в учебнике под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта. Отличие только в том, что здесь вопросительные и относительные местоимения объединены в один разряд – вопросительно-относительные[5]. В УМК В.В.Бабайцевой [1] к местоимениям отнесена группа местоимений-наречий: где, когда, куда, так, там, потому и др. Таким образом, здесь круг относительных местоимений расширен. Основания для этого имеются: перечисленные наречия не имеют конкретного лексического значения, а обладают лишь указательной функцией. Во всех названных пособиях выделен главный признак относительных местоимений – быть средством связи простых предложений в составе сложноподчиненных и одновременно выступать в роли членов предложения.
Приемы узнавания союзных слов
Первый прием: синтаксический анализ придаточных предложений и прием восстановления (обычно из главного предложения) того знаменательного слова, которое в придаточном заменено относительным местоимением или наречием. Если такое восстановление возможно, перед нами союзное слово. Опустить его нельзя, так как нарушится смысл всего предложения. Примеры:
1. Где-то вверху было окошко, через которое лился солнечный свет. Свет лился откуда? – через которое, т.е. заменяются слова через окошко; это обстоятельство, следовательно, перед нами – относительное местоимение, выступающее в роли союзного слова. Дополнительный признак союзного слова – наличие перед ним предлога.
2.Мне приказано показать вам все, что вы захотите. Захотите что? – восстанавливаем слово все из главного предложения; это дополнение, а что – относительное местоимение; следовательно, что – союзное слово.
3.Я возвратился оттуда, откуда редко кому удается выбраться. Выбраться откуда? – оттуда, это обстоятельство, значит, союзное слово.
4.Вдруг перед нами появился старичок, что работал тут сторожем. Работал кто? – старичок, слово что замещает подлежащее; это относительное местоимение – союзное слово.
5. И начинает понемногу моя Татьяна понимать теперь яснее – слава Богу – того, по ком она вздыхать осуждена судьбою властной. (А.Пушкин) Вздыхать по ком? – по Онегину (это ясно из контекста), следовательно, по ком – дополнение, выраженное относительным местоимением; это союзное слово.
Второй прием: в придаточной части заменить связующее слово указательным местоимением или наречием:
1.Припомни, что сказал сатирик. (А.Пушкин) – Сатирик это сказал.
2.Я был слишком наивен в ту пору, за что судьба наказала меня. (А.Пушкин) – Судьба наказала за это.
3.Чему бы жизнь нас ни учила, но сердце верит в чудеса. (Ф.Тютчев) – Жизнь многому нас учила.
4.Куда ни обращаю взор, везде синеет мрачный бор. (А.Фет) – Всюду синеет мрачный бор.
Третий прием: если придаточную часть можно превратить в самостоятельное вопросительное предложение, тогда средство связи в сложном предложении – союзное слово. Как правило, это конструкции с косвенным вопросом. Примеры:
1.Всем стало интересно, что же там, за оградой, происходило. – Что же там, за оградой, происходило?
2.Объясни, чего ты хочешь от меня. – Чего ты хочешь от меня?
3.Скажи мне кудесник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною? (А.Пушкин) – Что сбудется в жизни со мною?
4.Скажите, где конь мой ретивый? (А.Пушкин) – Где конь мой ретивый?
Четвертый прием – опора на интонацию: на союзное слово часто падает логическое ударение, например:
1.Я знаю, что нынче лежит на весах и что совершается ныне. (А.Ахматова) (Выделенные логическим ударением слова являются членами предложения – подлежащими: лежит и совершается нечто важное)
2.Нередко при общении с малознакомым человеком мы не знаем, как к нему обратиться (т.е. с помощью каких слов).
3.Ты лучше уточни, когда же нам встречать поезд (т.е. в какое время).
4.Вы даже не представляете, что вы для меня сделали! (сделали что-то важное).
Приемы узнавания союзов
1.Союз можно опустить, предложение при этом станет бессоюзным, и смысл его в основном не изменится:
1. Мать нарочно поддразнивала Чука и Гека, потому что веселый у нее был характер. (А.Гайдар)
2. Как только наступает утро, базарная площадь наполняется людьми.
3. Он знал, что основа всего – нравственность. (Ф.Достоевский)
4. Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти.
2.Союз можно заменить другим, синонимичным, союзом:
1.Старик притворился, будто бы не слыхал моего вопроса. – …что не слыхал моего вопроса.
2.Он пришел, несмотря на то что его не приглашали. – … хотя его не приглашали.
3.В лесу особенно чувствовался приход весны, оттого что клейкие листочки изливали приятный аромат. – … потому что клейкие листочки изливали приятный аромат.
4.Град так резко забарабанил по крыше, точно кто-то горох сыпал. – … будто кто-то горох сыпал.
3.Проанализировать структуру языковой единицы:
Союзы могут быть простыми:
1. Не засыпай старого колодца, пока новый не выкопан. (Посл.)
2. Если бы не было вас на земле, я бы умчал на другую планету. (А.Решетов)
Союзы могут быть составными:
1.Разговор его похож на то, как будто кто-нибудь скребет по стеклу.
2.Тишина, стоявшая в низкорослом полесье, встретила нас, как только мы выехали за ворота усадьбы. (К.Паустовский)
3.Перед тем как двинуться снова в путь, Алексей вырезал из можжевельника палки. (Б.Полевой)
4.Несмотря на то, что у меня не было ни одной свободной минуты, я вел нечто вроде дневника. (В.Каверин)
Союзы и союзные слова
(Сопоставительная таблица)
Придаточные предложения разных видов могут присоединяться к главному как союзами, так и союзными словами
Задание 1. Укажите номера предложений, в которых придаточные присоединяются к главному союзными словами.
1.Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу наших барышень. 2.Потом увидел ясно он, что и в деревне скука та же. 3.Пока луна над нами не взошла и в светлый сумрак тьмы не обратила, взойдем в Мадрит. 4. Я не то, что вы предполагаете. 5. Мы лучше поспешим на бал, куда стремглав в ямской карете уж мой Онегин поскакал. 6. Хоть он глядел нельзя прилежней, но следов Татьяны прежней не мог Онегин обрести. 7. Она его не замечает, как он ни бейся. 8. Впервые свои покои запертые, где зимовал он, как сурок, двойные окна, камелек он ясным утром оставляет. 9.Я старался казаться веселым и равнодушным, дабы не подать никакого подозрения и избегнуть докучных вопросов. 10. Слуга, бывший тогда со мною, умер в походе, так что я не имею и надежды отыскать ту (над которой я так жестоко пошутил)... (А.Пушкин)
Задание 2. Укажите номера предложений, в которых придаточные присоединяются к главному союзами.
1. Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась. 2. Один среди своих владений, чтоб только время проводить, сперва задумал наш Евгений порядок новый учредить. 3. Он так привык теряться в этом, что чуть с ума не своротил или не сделался поэтом. 4. Он счастлив, если ей накинет боа пушистый на плечо. 5. Едва редела ночи мгла, Людмила к водопаду шла умыться хладною струей. 6. Марья Ивановна сильно была встревожена, но молчала, ибо в высшей степени была одарена скромностью и осторожностью. (А.Пушкин) 7. Ноги ведут туда, куда хочет голова. 8. Свари слово во рту, прежде чем его выпустить. 9. Как аукнется, так и откликнется. 10. На то и щука в море, чтобы карась не дремал. (Пословицы)
Ключи. Задание 1: 1, 4, 5, 7, 8. Задание 2: 2, 3, 4, 5, 6, 8, 10.
Литература
1.Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория: Учеб. для 5-9 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1993.
2.Вознюк Л.В. Русский язык: синтаксис. Пособие для учащихся/ Л.В.Вознюк. – Тернополь: Навчальна книга – Богдан, 2006.
3.Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 9 кл.»/М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос; Под ред. М.М.Разумовской. – М.: Дрофа, 2000.
4.Русский язык: Практика: Сб. задач и упражнений для 6-7 кл. для общеобразоват. учеб. заведений/ Г.К.Лидман-Орлова, С.Н.Пименова, А.П.Еремеева и др.; Сост. Г.К.Лидман-Орлова, С.Н.Пименова; Науч. ред. В.В.Бабайцева. – М.: Просвещение, 1993.
5.Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2010.
6.Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2010.
7.Сабаткоев Р.Б. Русский язык: 9 класс: Учеб. для общеобраз. учрежд. с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения /Р.Б.Сабаткоев. – СПб: филиал изд-ва «Просвещение», 2010.
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu |
К 200-летию
Выпуск № 27 (2014)И. С. Тургенева Архив «Филолога»: Выпуск № 26 (2014) Выпуск № 25 (2013) Выпуск № 24 (2013) Выпуск № 23 (2013) Выпуск № 22 (2013) Выпуск № 21 (2012) Выпуск № 20 (2012) Выпуск № 19 (2012) Выпуск № 18 (2012) Выпуск № 17 (2011) Выпуск № 16 (2011) Выпуск № 15 (2011) Выпуск № 14 (2011) Выпуск № 13 (2010) Выпуск № 12 (2010) Выпуск № 11 (2010) Выпуск № 10 (2010) Выпуск № 9 (2009) Выпуск № 8 (2009) Выпуск № 7 (2005) Выпуск № 6 (2005) Выпуск № 5 (2004) Выпуск № 4 (2004) Выпуск № 3 (2003) Выпуск № 2 (2003) Выпуск № 1 (2002) |