Главная > Выпуск № 27 > «Голубая птица и принцесса Флорина»: Премьера Пермского театра оперы и балета Галина Ребель
«Голубая птица и принцесса Флорина»:
Премьера Пермского театра оперы и балета
Galina Rebel
«Bluebird and princess Florina»:
Premiere at the Perm Opera and Ballet Theatre.
The article is the review for the premiere of the ballet-fairytale «Bluebird and princess Florina» at the Perm Opera and Ballet Theatre. According to the author’s point of view, the performance which is composed of asynchronical and different style «pieces» was likely to become a deliberate, experimental, postmodern eclectic but turned to be a complete, harmonious, expressive and very beautiful stage spectacle, which is equally attractive for both adults and children. The performance is wonderfully suitable for a family viewing and discussion.
Балет-сказка «Голубая птица и принцесса Флорина» – явление по-своему не менее уникальное, чем «Королева индейцев».
Это оригинальный спектакль, придуманный, нарисованный и поставленный хореографом Алексеем Мирошниченко, художником-постановщиком Эрнстом Гейдебрехтом, художником по костюмам Татьяной Ногиновой.
Мирошниченко сочинил либретто по мотивам сказки французской писательницы Мари-Катрин Д’Онуа «Голубая птица» и в сотрудничестве с дирижером Валерием Платоновым создал музыкальный текст на основе не исполнявшихся ранее произведений Адольфа Адана (балетов «Питомица фей» и «Гентская красавица»).
Спектакль XXI века по сказке XVII века, отсылающей к атмосфере условного XIV века, на музыку XIX века, – собранный из разновременных и разностильных «кусков», он грозил обернуться нарочитой, экспериментальной постмодернистской эклектикой,
а оказался цельным, гармоничным, выразительным и очень красивым сценическим действом, равно притягательным для взрослых и детей, замечательно подходящим для семейного просмотра и семейного обсуждения-смакования.
Дополнительное обаяние, надежную укорененность в репертуаре и, одновременно, гарантированную свежесть и новизну спектаклю обеспечивает то, что он сделан для школы: ученики хореографического колледжа получили отличную возможность полноценного сценического тренинга и самореализации.
«Голубая птица» – это настоящий имперский балет: масштабный, яркий, богатый, многосоставный, отрешенный от обыденности, насыщенный образами-символами, утверждающий в сознании зрителя неизбежность поражения зла в лице коварных самозванцев и победительность добра и красоты, лежащих в основе существующего миропорядка.
Волшебная сказка, вобравшая в себя множество бродячих мотивов и образов, роскошно оформлена, щедро расцвечена, оригинально костюмирована и замечательно исполнена солистами театра (на первом представлении, 28 марта, это были: принцесса Флорина – Наталья Домрачева, принц Шарман – Никита Четвериков, Голубая птица – Руслан Савденов, король Гвенаэль – Герман Стариков) и учащимися хореографического колледжа, из числа которых следует отметить Ларису Москаленко (ведьма Мадельгарда), Екатерину Полищук (фея Утренней росы), Дарью Тихонову (фею Ночных грез).
На первый взгляд, Мирошниченко просто добросовестно воспроизвел балетную стилистику времен Чайковского-Петипа. Однако, при всем внешнем сходстве с классическим балетом и глубинном соответствии его духу и пафосу, «Голубая птица» выполнена с помощью иного, модерного пластического рисунка: здесь нет характерного для классики обнаженного предъявления технического задания – оно уведено в подтекст, сглажено, смягчено, скруглено. Пластика танца, неожиданно наивно и трогательно дополненная пластикой пантомимы, всецело подчинена сюжету, логике рассказываемой истории, характеру персонажей.
Исполнители главных партий очень органично и естественно существуют в рамках предложенного рисунка танца-роли.
Многочисленный, слаженный, трогательный хрупкостью своих самых юных участников кордебалет придает действию масштаб, энергию, лиризм и драматизм.
Традиционного каскада вставных номеров, которые призваны продемонстрировать профессиональные возможности отдельных солистов-исполнителей и при этом неизбежно тормозят разворачивание истории, переводят ее в формат балетного дивертисмента, здесь практически нет.
Все танцевальные высказывания прочно нанизаны на очень внятный, занимательный событийный ряд. Действие нигде не провисает, не тормозит – балет ни на минуту не забывает о том, что он – сказка, и сюжетно развивается, разворачивается от начала до конца спектакля.
Отдельных дифирамбов заслуживает музыкальная составляющая представления. Знакомо-незнакомая, классически внятная, говорящая, романтически приподнятая, драматически напряженная, лирически взволнованная музыка Адана безупречно состыкована с сюжетом и составляет единое драматургическое и эмоциональное целое с каждым его эпизодом на каждом его новом повороте. И с этой частью непростого творческого задания Мирошниченко и Платонов справились безупречно.
Балет-сказка «Голубая птица и принцесса Флорина» достоин стать весенне-летней альтернативой классического осенне-зимнего хита – балета П.И.Чайковского «Щелкунчик».
Такое качественное пополнение репертуара, к тому же ориентированное на юных исполнителей и разновозрастную публику, – очень важное, эстетически успешное и стратегически обнадеживающее событие в жизни Пермского театра оперы и балета.
Фото Алексея Гущина с сайта театра:
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu |
К 200-летию
Выпуск № 27 (2014)И. С. Тургенева Архив «Филолога»: Выпуск № 26 (2014) Выпуск № 25 (2013) Выпуск № 24 (2013) Выпуск № 23 (2013) Выпуск № 22 (2013) Выпуск № 21 (2012) Выпуск № 20 (2012) Выпуск № 19 (2012) Выпуск № 18 (2012) Выпуск № 17 (2011) Выпуск № 16 (2011) Выпуск № 15 (2011) Выпуск № 14 (2011) Выпуск № 13 (2010) Выпуск № 12 (2010) Выпуск № 11 (2010) Выпуск № 10 (2010) Выпуск № 9 (2009) Выпуск № 8 (2009) Выпуск № 7 (2005) Выпуск № 6 (2005) Выпуск № 5 (2004) Выпуск № 4 (2004) Выпуск № 3 (2003) Выпуск № 2 (2003) Выпуск № 1 (2002) |