Главная > Выпуск № 27 > Афористика Людмила Грузберг
Афористика
Ludmila Gruzberg
Aphorism study
The author makes an attempt to create a lexical entry «Aphorism study» according to the principles accepted in the collective («people’s», «free») encyclopedia, for example, Wikipedia.
В этом выпуске «Энциклопедического словарика» делается попытка построить словарную статью по принципам, принятым в коллективных («народных», «свободных») энциклопедиях, таких, например, как Wikipedia.
Толкование слова
Слово афористика появилось в словарях русского языка сравнительно недавно (показательно, что компьютер до сих пор подчеркивает его красной волнистой линией). Одним из первых словарей, включивших это слово, был Литературный энциклопедический словарь (М.: «СЭ», 1987) (далее – ЛЭС):
«АФОР`ИСТИКА, вид словесного искусства, отражающий жизненный опыт в виде кратких по форме и обобщающих по смыслу высказываний-суждений» (С. 43). В ткань словарной статьи включены, в частности, такие примеры-иллюстрации: В счастье живет спокойный, отказавшийся от победы и поражения («Джаммапада»), В ревности больше себялюбия, чем любви (Ф. де Ларошфуко), Счастье – это удовольствие без раскаяния (Л.Толстой) и ряд других.
В Wikipedia приводится такое определение:
«Афористика — сфера литературы, охватывающая очень небольшие по объёму произведения: состоящие из одной фразы, реже из двух-трёх» (http://ru.wikipedia.org/wiki/Афористика).
Толкование, предлагаемое Чувашской интернет-энциклопедией, таково:
«… вид словесного искусства, отличающийся краткостью, миниатюрностью композиционных форм, в рамках которых выражается законченная мысль» (http://enc.cap.ru/?t=publ&lnk=845).
Интернет-ресурс http://goldenwords.org/interesting/aforistika_kak_literaturnyj_zhanr.html, как видим, считает афористику литературным жанром.
В некоторых источниках афористика определяется как ‘учение об афоризмах’ и ‘собрание афоризмов’ (см., например, И.Шарапов – http://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=page&num=4696) – или
как ‘область филологии, изучающая афоризмы’ и ‘совокупность афоризмов’ (http://ru.wiktionary.org/wiki/афористика).
А есть и такие дефиниции:
Афоризмы - лаконичная мудрость веков на любой жизненный случай!
Афоризмы - целительное средство для души (http://tululu.org/aforizmy/).
Этимология слова
Афористика – «от греч. aphorismos – определение, краткое изречение» (http://enc.cap.ru/?t=publ&lnk=845).
«Что такое афористика? Откуда она появилась? В греческом языке было слово aφορισμος – то есть краткое изречение, определение, оно и лежит в основе этой науки» (http://tululu.org/aforistika/). (Здесь, как видим, афористика признается наукой.)
Основным понятием, на которое опирается и которым оперирует афористика, является понятие афоризма. Отличительные особенности афоризма описываются обычно путем сопоставления его с явлениями и понятиями, близкими или смежными в каком-либо отношении.
Так, по мнению ЛЭС, афоризмы отличаются от крылатых слов «своей логико-синтаксической законченностью и самостоятельностью (ср. евангельское “Се человек” и “Человек – мера всех вещей…” Протагора)».
От пословиц и поговорок афоризмы отличает принадлежность к письменной литературе (ЛЭС), а также «наличие авторства» (http://goldenwords.org/interesting/aforistika_kak_literaturnyj_zhanr. html).
За рамками афористики находятся также произведения, «в основе формообразования которых лежит не лаконично выраженная мысль, а ритм или игра слов (напр., плясовым или игровым припевкам, частушкам качество афористичности не присуще)» (http://enc.cap.ru/?t=publ&lnk=845). (Курсив наш. – Л.Г.).
Афористичное суждение в свою очередь отличается
а) от логического силлогизма (типа: если N человек, а все люди смертны, то N смертен) и
б) от научного тезиса (например, Земля вращается вокруг Солнца),
«поскольку основано не на аналитической самоочевидности и не на систематических доказательствах, а на целостном духовном опыте, истина которого может быть только пережита, но не доказана (<…>“Прежде чем приказывать, научись повиноваться”; <…> “Радости оплодотворяют. Скорби рождают” – У.Блейк)» (ЛЭС. – С.43).
Функции и потенциал афористики
«Содержательная основа афористики – вся человеческая жизнь в ее конечном итоге и выводе» (ЛЭС).
«Афористика — по природе своей общечеловечна. Ни политика, ни национальная вражда, ни экономические потрясения не определяют содержание афористики. Она в значительной мере независима и общечеловечна. <…> сходство изречений в разных странах определяется тем, что природа человека везде одна и та же и что те и другие изречения имеют не региональный, а общечеловеческий характер и не временную, а постоянную актуальность» (И. Шарапов – http://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=page&num=4696).
Афористика «выступает в форме знания абсолютного, в виде высшей мудрости, которая предназначается для всех народов и любого времени» ( http://tululu.org/aforistika/).
В афоризмах, как и в философии, выражается квинтэссенция духа эпохи, <…> афоризмы стимулируют мышление и формируют личность (И. Шарапов).
«Афористика <…> бесценна для нравственного воспитания человечества, ведь по своей сущности она имеет это своим главным предназначением. Она воспевает мудрость и стремление к ней, поощряет, мотивирует и побуждает к познанию мира и себя в этом мире» (Ю.Макеенкова – http://goldenwords.org/interesting/aforistika_kak_literaturnyj_zhanr. html).
В афористике хлестко высмеиваются умственный застой, эпигонство, человеческие пороки, политическая «благонадежность» (http://creative3d.ru/about-humor/aphoristic).
«Догматизм любой природы (религиозный, политический, национальный, экономический, научный, художественный и т. д.) враждебен афористике, которая органически связана с сомнением. Сомнение — акушер истины или лжи, в зависимости от того, чем оно порождено — альтруизмом или эгоизмом, и как человек распорядился этим сомнением, т. е. в зависимости от того, к чему приводит сомнение — к признанию или к отрицанию чего-то. Работа разума решает судьбу сомнения. Афористика — один из элементов такой работы разума» (И.Шарапов).
Для афористики «характерно тяготение к философичности, дидактичности или метафоричности высказывания (используются разнообразные поэтические фигуры, например, параллелизмы)»
(http://enc.cap.ru/?t=publ&lnk=845). «Парадокс, абсурд, языковая игра, различные формы интертекстуальности как фигуры мышления становятся творческим принципом, организующим текст афористического высказывания» (Е.Кузьмина, http://www.moluch.ru/conf/phil/archive/28/2703/).
Афористика тяготеет и к парадоксальной многозначности, «вбирающей противоречивость и превращаемость жизненных явлений и раскрывающей относительность всех моральных и логических разграничений, <…> чем достигается своеобразный катарсис – очищение ума от предвзятости, односторонности» (ЛЭС) (Курсив наш. – Л.Г.).
У афористики поистине великие функции.
Примеры афористичных выражений, взятые из разных источников и приведенные вне какой-либо классификации:
Сердце разумное - превыше всех благ! (Царь Соломон).
Через сомнения приходим к истине (Цицерон).
Война – такое же наказание для победителя, как и для побежденного (Т.Джефферсон).
Тот, кто применяет силу, доказывает свою слабость (Р.Тагор).
Прощать более мужественно, чем наказывать. Слабый не может прощать. Прощение есть свойство сильного (Махатма Ганди).
Когда мы скажем, что никогда не будем господами, тогда мы покончим с рабством (Б.Шоу).
Они всё могут, потому что уверены, что могут всё (Вергилий).
В диалоге с жизнью важен не её вопрос, а наш ответ (М.Цветаева).
Нам нужно только то, что нам нужно (А.Чехов).
Не бойтесь делать то, что не умеете. Помните, ковчег построил любитель, — профессионалы построили «Титаник» (Дэйв Бери).
Кто отрицает решительно все, тот ничего не отрицает (Д.Писарев).
Ничего не делать – очень тяжелый труд (О.Уайлд).
Труд создал человека, а человек трудности (А. Лигов).
Одной из иллюзий оптимизма является убеждение, что у всех людей есть совесть (Т.Ойзерман).
Если боитесь одиночества, то не женитесь (А.Чехов).
Женись обязательно. Если повезет, станешь самым счастливым человеком на свете, а если нет — станешь философом (Сократ).
Ученье – свет, а неучёных – тьма (Э.Кроткий).
Вакса чернит с пользою, а злой человек — с удовольствием (Козьма Прутков).
Гуманисты всех стран, объединяйтесь! (Т.Ойзерман).
И мн. др.
Даже на вечные вопросы, вопросы-афоризмы типа Что делать? у афористики ответы есть:
Зри в корень! (Козьма Прутков); Если хочешь быть счастлив, будь им! (Козьма Прутков); Возьмемся за руки, друзья! (Булат Окуджава); Познай самого себя (Пьер Абеляр); Я бы обменял все свои технологии на встречу с Сократом (Стив Джобс); Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни (Ф.Достоевский); Умеренность — основной принцип действия. Твердое ломается, острое тупится (Лао Дань); Осмельтесь мыслить самостоятельно (Вольтер) – и тысячи других.
И сама афористика в свою очередь ставит перед человечеством и человеком великие вопросы. БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ, например…
Кратко – из истории афористики
Древнейший памятник афористики – это «Поучение Кагемии» (Египет, почти 3000 лет до н. э.), произведение дидактического характера. Показательно его начало: «Счастливым останется скромный». В «Книге притчей Соломоновых» и «Экклезиасте» афористика выходит за рамки практических наставлений и выступает как форма высшей мудрости, касающаяся всех времен и народов. В древней Индии и древнем Китае афористика предстает как один из основных видов словесного творчества («Ригведа», «Панчатантра», изречения Конфуция, Лао-цзы и др.).
«Афоризмами» назвал Гиппократ собрание своих диагностических и терапевтических советов и правил (5–4 вв. до н.э.). Начинается этот труд знаменитейшим «Жизнь коротка, искусство вечно…».
Эпохой высочайших достижений афористики считаются 17 – 18 вв. во Франции и Германии («Размышления» Ф. де Ларошфуко, «Мысли» Б.Паскаля, «Характеры» Ж. де Лабрюйера, «Афоризмы» Г.К.Лихтенберга, «Максимы и размышления» И.В.Гёте и др.). «В афористике этого времени сказывается влияние поэтики классицизма с его культом всеобщего рассудка и завершенной формы» (ЛЭС).
В конце 19 – начале 20 вв. особенно отчетливо обнаруживается тяготение афористики к парадоксальности, «причем в игре противоположностей утрачиваются грани добра и зла, истины и лжи» (ЛЭС).
Современная афористика «освобождается от схематизма и притязаний на абсолютную истину, обретая свободу сочетания с самыми разнородными <…> элементами жизненного опыта» (ЛЭС).
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu |
К 200-летию
Выпуск № 27 (2014)И. С. Тургенева Архив «Филолога»: Выпуск № 26 (2014) Выпуск № 25 (2013) Выпуск № 24 (2013) Выпуск № 23 (2013) Выпуск № 22 (2013) Выпуск № 21 (2012) Выпуск № 20 (2012) Выпуск № 19 (2012) Выпуск № 18 (2012) Выпуск № 17 (2011) Выпуск № 16 (2011) Выпуск № 15 (2011) Выпуск № 14 (2011) Выпуск № 13 (2010) Выпуск № 12 (2010) Выпуск № 11 (2010) Выпуск № 10 (2010) Выпуск № 9 (2009) Выпуск № 8 (2009) Выпуск № 7 (2005) Выпуск № 6 (2005) Выпуск № 5 (2004) Выпуск № 4 (2004) Выпуск № 3 (2003) Выпуск № 2 (2003) Выпуск № 1 (2002) |