Главная > Выпуск № 27 > Быть интеллигентом... Юлия Балабанова Быть интеллигентом… Julia Balabanova
To be an intellectual…
The author reflects on the nature of intelligence and the modern meaning of the category «intellectual».
Задумавшись о природе интеллигентности, я вспомнила одну формулу, согласно которой интеллигентом может считаться носитель высшего образования в третьем поколении. Откровенно говоря, среди людей моего окружения – тех, в ком бы я отметила наличие той самой интеллигентности, немногие соответствуют этому формальному требованию. Но поскольку жизнь ставит этот вопрос довольно остро, очевидно, что формальностями уже и не отделаться. Поэтому – несколько неформальных соображений. Во-первых, это оценочная категория, которая применима к другим, но не к себе. Так же как кого-то можно назвать «авторитетным», а себя – нет, так и «интеллигентным» можно называть другого, а самому к этому – стремиться. С принадлежностью к «интеллигенции» – сложнее: когда собираются люди, называющиеся «конгрессом русской интеллигенции», полагаю, это не означает, что каждый из них готов сказать про себя: «Я – интеллигент». Скорее, это условное самоназвание сообщества, где каждый из членов признает в других следование неким общим принципам, о которых – дальше. (К слову, я не исключаю, что участники этого мероприятия могли испытывать чувство неловкости от подобного самоназвания, но были вынуждены его принять для обозначения своих позиций. Еще к слову, интеллигенции как класса в неклассовом обществе, каким сегодня является Россия, нет и быть не может). Во-вторых, на мой взгляд, интеллигентность – это не качество личности, а модель отношений с миром. Модель, которая строится на трех базовых принципах: уважение, неравнодушие и мужество перед лицом сложности. Про каждый из них можно написать много, обойдусь кратким пояснением. Уважение – презумпция достоинства другого человека. Кем бы он ни был по социальному положению, национальности, вероисповеданию, политическим убеждениям и пр., до тех пор, пока человек своими поступками (а не внешним видом, например) не заставил усомниться в его человеческом достоинстве, интеллигент не позволит себе думать (и говорить!) о нем плохо. Особенно принципиально уважение к оппонентам и к детям – цена ошибки бывает слишком высока. Неравнодушие – это про человека, которому «не все равно». Причем «не все равно», выражающееся не только в переживаниях, но и в стремлении изменить действительность. Чем шире сферы, в которых человек имеет собственную выстраданную и деятельную позицию, тем выше уровень его интеллигентности. Мне так кажется... И, наконец, мужество перед лицом сложности – очень актуальное качество сегодня, во времена агрессивного насаждения простых ответов. Я долго думала, как бы точнее назвать этот принцип. «Любовь к сложности» не очень подходит, так как любить ее не обязательно (хотя встречается и такое) – важно ее не бояться и уметь работать с ней в принятии самых серьезных решений. Я преклоняюсь перед людьми, которые противостоят популизму и пропаганде, раз за разом терпеливо объясняя, что мир многополярен, человек сложно устроен (как, впрочем, и народ), мотивы и ценности его разнообразны, и простых ответов ни на один из вызовов современности дать не удастся. Сродни этому – понятие интеллектуальной честности, заставляющее человека действовать в познании мира на пределе возможностей своего ума. Как табурет стоит на трех ногах, так и интеллигентность возможна только в совокупности этих трех оснований. По отдельности они не работают. Неравнодушие, помноженное на любовь к простоте, ведет к фанатизму. Стремление к сложности, в отсутствие деятельной неравнодушной позиции, ведет к общественно бесполезной зауми. А уважение, за неимением собственного «я», превращается в подобострастие. Люди, живущие и действующие в описанной модели, это цвет и надежда любого общества. И российское – не исключение. Но перед интеллигентами нашей страны сегодня стоит особая задача – сохранить тот уровень сложности и открытости общественного диалога, который еще недавно казался нормой, а сегодня уже представляется непозволительной роскошью. И я верю, что нашим людям это под силу.
Наша страница в FB:
https://www.facebook.com/philologpspu |
К 200-летию
Выпуск № 27 (2014)И. С. Тургенева Архив «Филолога»: Выпуск № 26 (2014) Выпуск № 25 (2013) Выпуск № 24 (2013) Выпуск № 23 (2013) Выпуск № 22 (2013) Выпуск № 21 (2012) Выпуск № 20 (2012) Выпуск № 19 (2012) Выпуск № 18 (2012) Выпуск № 17 (2011) Выпуск № 16 (2011) Выпуск № 15 (2011) Выпуск № 14 (2011) Выпуск № 13 (2010) Выпуск № 12 (2010) Выпуск № 11 (2010) Выпуск № 10 (2010) Выпуск № 9 (2009) Выпуск № 8 (2009) Выпуск № 7 (2005) Выпуск № 6 (2005) Выпуск № 5 (2004) Выпуск № 4 (2004) Выпуск № 3 (2003) Выпуск № 2 (2003) Выпуск № 1 (2002) |